Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Кива:
Президент ГП «Антонов» Дмитрий Кива – о том, что дает Украине авиация


8 апреля 2011 года Марина Бердичевская, Аргументы и Факты


Дмитрий Кива еще в 1965 году начал работать под руководством легендарного Олега Антонова. Сегодня Дмитрий Семенович, президент - генеральный конструктор ГП «Антонов», всеми силами пытается удержать авиационную отрасль страны на краю гибели.

Конструктор не в чести

- Дмитрий Семенович, ваше предприятие наработало свой потенциал в советское время, когда государство активно развивало промышленность. В нынешней Украине существует какая-то поддержка «сверху»?
- Авиационная промышленность СССР работала как единое целое. У нас было свое союзное министерство, до 1984 года выделявшее в избытке средства на материалы, комплектующие, НИОКР и т.д. Единственное - нас жестко ограничивали в размерах зарплаты, чтобы не было избыточной диспропорции по стране. В то же время, авиаконструкторы получали тогда вдвое больше, чем металлурги, сейчас – меньше раз в пять.
 
Сегодня разработки и производство мы должны оплачивать самостоятельно. В прошлом году мы не получили из госбюджета ни копейки, в предыдущие годы если и получали, то 30-40 млн грн. Это - около 1% от оборота предприятия, и таких средств не хватит даже на месячную оплату труда всех сотрудников.
 
- Как в таких условиях вам удалось вывести ГП на мировой уровень?
- Когда разваливался Союз, мы решили оставить себе несколько самолетов, затем докупили еще несколько и создали собственную авиакомпанию – «Авиалинии Антонова». У нас было семь «Русланов», затем была построена «Мрія». Так, вместе с российским перевозчиком «Волга-Днепр», мы практически создали рынок перевозки крупногабаритных грузов.
Сейчас мы не только создаем, сопроектируем и производим, но еще и эксплуатируем эти самолеты. Это – рабочие места для конструкторов, технологов и рабочих. И это дает нам возможность оценивать проблемы авиационной отрасли изнутри, т.е. вникать в нюансы наземного обслуживания самолетов, системы устранения дефектов. Мы понимаем: сегодня, не имея центра обслуживания, невозможно продавать самолеты. Мы непрерывно модернизируем их, поскольку они должны соответствовать мировым стандартам. Иначе им запретят летать по всему миру.
 
- Что дает вам авиакомпания сегодня?
- «Авиалинии Антонова» выполняет перевозки различных грузов по всему миру. В том числе, авиакомпания является официальным перевозчиком грузов по заказу НАТО и ЕС в рамках программы SALIS (Strategic Airlift Interim Solution).
Все это приносит немалый доход и для предприятия, и для страны в целом. Львиную долю этих средств мы вкладываем в создание новых самолетов – Ан-148, Ан-158, Ан-178, в научные разработки, закупку современного диагностического оборудования, дорогого программного обеспечения.
К сожалению, время от времени у нас хотят отобрать авиакомпанию. Эти люди не понимают, что без разработчика ее самолеты невозможно эксплуатировать. Если «Авиалинии Антонова» у нас отберут, самолеты превратятся в металлолом – их будут страховать и выжимать из них все соки, пока они не остановятся. А все предприятие погибнет безвозвратно.
 
Миллиарды под ногами

- Как вы оцениваете вклад «Антонова» в экономику страны?
- Мы создаем новый добавочный продукт для экономики и обеспечиваем работой более 30 предприятий Украины. «Мотор-Сич» и «Ивченко - Прогресс» выпускают двигатели, «Южмаш» - шасси, Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» - агрегаты. Т.е. мы - отраслеобразующее предприятие. С нами работают 20 институтов НАНУ, а в целом у нас – 52 научных партнера. Сейчас мы обеспечиваем работой более 68 тыс. научно-технических кадров и рабочих, а до 2026 года эта цифра должна составить 121 тыс. чел.
Мы подсчитали, что, при условии реализации всех намеченных программ, поступления в госбюджет от налогов и сборов при продаже самолетов, спроектированных в ГП «Антонов», составят 41 млрд грн до 2026 года.
Меня обвиняли в том, что ГП передало техническую документацию по Ан-148 Воронежскому авиазаводу. Там собирают наши самолеты, а нам с каждого поступает роялти в размере не менее 1 млн долл. Мы поставляем российским производителям крылья, «Мотор-Сич» - двигатели, «ФЭД» - агрегаты, «Южмаш» - шасси. Таким образом, в Украину возвращается 50% от цены каждого самолета, т.е. не менее 10 млн долл. Выгодно это Украине или нет? Только налогов от предприятий, вовлеченных в реализацию наших программ, госбюджет получает около 500 млн долл.
 
- Понимают ли это в высших эшелонах власти?
- Все понимают, что это - прорывные технологии, миллиардные контракты, заказы. У нас много заказов, но как ГП мы не можем конкурировать с частными предприятиями или акционерными компаниями. Скажем, я получаю заказ на Ан-148 от российской частной компании. Мне нужно купить двигатель и еще тысячу разных комплектующих. Но, по нашим законам, по нашим законам, я не имею права этого сделать, не объявив на каждую закупку тендер, решение по которому принимается в лучшем случае 4-5 месяцев. Далее, получив разрешение на закупку двигателя, мы передаем заказ на «Ивченко-Прогресс». Но ему нужны агрегаты и материалы, и он тоже должен объявлять тендер. Это еще 4-6 месяцев простоя. Такие вопросы должно решать государство.
Мы не надеемся на финансовую помощь. Нам просто нужны нормальные условия. Чтобы построить Ан-148, мы закупаем 50% импортных комплектующих, с каждой оплачивая ввозной НДС в размере 20%. Т.е. если самолет стоит, грубо говоря, 24 млн долл., 2,8 млн мы отдаем государству. В то же время, наши перевозчики берут в лизинг на год продукцию Embraer’a, освобождаясь от уплаты НДС, а затем продлевают лизинг еще на год. Построив такой же по цене и качеству самолет, ГП автоматически становится неконкурентоспособным, потому что вследствие налогов и сборов, «Ан» получается на 2,8 млн. долларов дороже.
 
Цепочка не утеряна

- Как ГП удается оставаться конкурентоспособным на мировом рынке?
- Мы обладаем технологиями и потенциалом в двух направлениях. Это - региональные самолеты, начиная с Ан-10 и заканчивая Ан-148 и Ан-158. Кроме того, мы обладаем уникальным опытом создания, эксплуатации и производства военно-транспортной техники – «Антей», Ан-72, Ан-124, «Мрія» – Ан-225. Мы продолжаем работать над Ан-70, трудимся над новым проектом – Ан-178. Собираемся развивать стратегическое партнерство с российскими предприятиями.
 
- Выгодно ли совместное предприятие украинской стороне? Нет ли опасности, что РФ поглотит украинские активы?
- Вопрос риторический. Нужно делать сотрудничество взаимовыгодным. Россия – наш стратегический партнер. Кроме того, как уже отмечалось, это очень большой рынок. Сейчас на него выходят Embraer, Boeing, Bombardier – компании, которые стремятся занять нишу.
 
- Нужно ли сегодня Украине авиастроение?
- Государство может считаться развитым, только если оно уделяет внимание современным инновационным технологиям. Самолет – сложная техника, требующая работы представителей сотен научных специальностей. Нужны профессионалы в информационных технологиях, современных материалах, электронике. Что дает Украине авиация? Высокие технологии и интеллектуальное развитие нации. К нам с удовольствием идут молодые люди, с нами сотрудничают Россия, Индия, Китай, потому что мы работаем на передовых рубежах. Но самое важное: мы не утратили полную технологическую цепочку создания самолетов. А вот знаменитые российские КБ уже не все могут обеспечить ее.
 
- Чем ГП привлекает молодежь?
- Сейчас для нас самое важное: передать опыт и знания старшего поколения молодому. Старшее хорошо знает, как сделать продукцию конкурентоспособной, а молодое в полной мере владеет инструментарием, т.е. прекрасно проектирует в цифре.
Ежегодно мы берем на работу 100-150 молодых специалистов и вводим специальные надбавки для сотрудников младше 35 лет. Опыт показывает: если человек проработает у нас 10 лет, он вряд ли уйдет. Между тем, наши специалисты уезжают и в США, и в Европу.
Сейчас строим жилье для молодых специалистов: на летной базе в Гостомеле мы выделили участок и построили 2 дома по 114 служебных однокомнатных меблированных квартир. Единственное условие: если специалист увольняется, он должен освободить квартиру. Средняя зарплата на ГП составляет 4,5 тыс. грн, но квалифицированные специалисты получают и по 10 тыс. грн.
Мы открыли учебный центр. Если молодые люди не уходят от нас, они становятся талантливейшими специалистами. Я понимаю, что мы не можем конкурировать с зарплатами, которые им предлагает тот же Китай – переманивают у нас людей на 10 тыс. долл. в месяц.Я убежден, что самая большая ценность – это интеллектуальный потенциал. А он у нас замечательный.
 
ДОСЬЕ

Дмитрий Кива родился 8 октября 1942 года в г. Казани. В 1964 году окончил Харьковский авиационный институт, и в сентябре того же года начал работу на ГП «АНТОНОВ» (в то время – ОКБ 473). С 1979 года – зам. главного конструктора, с 1987-го – главный конструктор, с 1991-го – первый зам. Генерального конструктора. В мае 2005-го стал Генеральным конструктором, руководителем  предприятия (в то время – АНТК им. О.К.Антонова), в октябре 2008-го – Председателем правления Государственного авиастроительного концерна «Антонов».
Дмитрий Семенович принимал личное участие в создании Ан-3, Ан-28, Ан-38, Ан-32, Ан-74, Ан-124, Ан-140, Ан-148 и знаменитой «Мрії» - Ан-225. Автор более 100 научных работ, авторских свидетельств и патентов в области разработки пассажирских, грузовых и многоцелевых самолетов. Герой Украины, заслуженный деятель науки и техники, член-корреспондент НАНУ.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVcH3
https://youdo.com/auto/diagnostic/chassis/tag/mersedes/ - подробнее по ссылке.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/city/materials/aggregates/sand/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer