— С момента первого полета в космос Юрия Гагарина прошло полвека. Что дали эти 50 лет для развития российской и мировой космонавтики?
Петр Климук: Вы знаете, я даже и не предполагал, что космонавтика будет так быстро развиваться. С момента первого полета в космос прошло 50 лет, из них 39 лет я работал в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Через мои руки проходила вся подготовка космонавтов. И за полвека, конечно же, произошло множество значимых событий. Обозначу главные.
Первое— то, что в космосе стало возможным собирать мощные конструкции. Орбитальные станции «Салют», «Мир»— яркий тому пример. Второе— появилась возможность поддерживать работу орбитальной станции в вахтенном режиме. Ведь раньше как все было: запустили космонавтов, они выполнили задание и сели на Землю. Сейчас же на борту станции постоянно находятся люди. Нет такого, чтобы станция пустовала.
Полет американских астронавтов на Луну— еще одно грандиозное событие. И еще стоить отметить, что за это время была увеличена длительность полетов: от 108 минут до подвига Валерия Полякова, который находился на борту орбитальной станции полтора года.
— Полтора года на борту— это ведь очень большой срок. Космос же является крайне вредной средой для организма человека…
П.К.: Да, это действительно так. Но наша медицина сделала все возможное для того, чтобы разработать качественные средства профилактики. Мой первый длительный полет занял 63 дня. Сергей Крикалев налетал в общей сложности 830 суток. Это же колоссальный прорыв!
Более того, сейчас в космос могут летать и обычные люди— так называемые космические туристы. Раньше такого никто и представить не мог.
— Чего следует ожидать от следующих 50 лет?
П.К.: Думаю, будут появляться новые космические корабли, орбитальные станции. Международная космическая станция (МКС) активно принимает экипажи и, надеюсь, дальше продолжит. Не стоит забывать, что космонавтика помогает человеку, и без нее многие блага, которыми так активно пользуется общество, были бы невозможны. Мобильная связь, интернет, навигация и т д. Все это во многом заслуги космонавтики.
— Вы упомянули о космических туристах. Скажите, можно ли их считать полноценными членами экипажа?
П.К.: Ну я бы так не сказал. Их, конечно же, готовят, учат. Туристы должны быть ознакомлены с работой различных устройств корабля, у них должна быть определенная спортивная подготовка, да и режим они обязаны соблюдать такой же, как и космонавты. У туриста есть свои обязанности, которые он выполняет, но при этом он зависит и от бортинженера, и от командира. Они должен выполнять их команды, но возможность проводить собственную работу у них, безусловно, есть.
— Какие космические проекты сейчас наиболее перспективны для России?
Проект МКС. И здесь он обеспечивает работу сразу нескольких стран, не только России.
Также активно развивается парашютная система посадки космического аппарата. К примеру, американские шаттлы прекращают работу. Им надо придумывать теперь что-то новое. Думаю, это будет как раз парашютная система. Мы тоже к 2015 году тоже должны испытывать новый космический корабль, где парашютная система посадки. В этом проекте будут участвовать около шести человек.
Ну и, безусловно, нельзя не упомянуть об освоении Луны и Марса. В этом направлении непочатый край работы. Человек любознателен, и его влечет космос. Где-то в 2025 году программа на Луну должна открыться. Планируется построение полигона, правда, это пока в перспективе все.
— Как Вы считаете, есть ли потенциал у молодого поколения космонавтов?
П.К.: Конечно, сейчас подготовка с каждым годом все сложнее. Появляется много нового, идет серьезное обучение, которое совсем не сравнится с тем, что было в начале 1960-х годов.