Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Хартов:
"Фобос-Грунт" был кавалеристским наскоком


9 декабря 2011 года Иван Чеберко, Известия


Виктор Хартов, генеральный директор и генеральный конструктор НПО им. Лавочкина.

Запущенную месяц назад с Байконура межпланетную станцию «Фобос-Грунт» пытаются спасти ученые всего мира. Пока безуспешно. О причинах неудачи корреспондент «Известий» Иван Чеберко расспросил Виктора Хартова, возглавляющего НПО им. Лавочкина, в цехах которого делали «Фобос».

— Почему полет межпланетной станции «Фобос-Грунт» пошел не по разработанному сценарию?

— Говоря о любой научной программе, можно выделить три параметра: сложность миссии, вкладываемые ресурсы и риски. Эти параметры между собой связаны. Если мы ставим грандиозную задачу и хотим, чтобы при этом были минимальные риски, резко возрастает параметр ресурсоемкости проекта. Тогда нужно, например, до отправления аппарата со сложнейшей миссией к спутнику Марса получить летную квалификацию составных частей в более простых околоземных полетах, полетах к Луне, нужно создать сверхсложные стенды, в полной мере моделирующие все этапы полета, провести летные испытания элементов конструкций. И последовательно наращивать сложность решаемых задач. При подготовке «Фобоса» ситуация была несколько иной: мы 25 лет не летали к другим планетам, если иметь в виду последнюю успешную программу «Вега», позволившую изучить Венеру и комету Галлея. Поэтому в программу «Фобос-Грунт» было заложено применение большого количества нового оборудования, не имевшего летного опыта. Практически только топливные баки взяты с нашего разгонного блока «Фрегат». Проект сам по себе крайне сложный: «Фобос-Грунт» по количеству приборов и алгоритмов — это буквально сумма нескольких космических аппаратов. Поэтому и получилась ситуация, когда задача максимальной сложности, средства ограниченные и риски в результате получились максимальные. 

— Сколько процентов на успех имел «Фобос» перед стартом?

— Все предусмотренные стандартами работы были проведены в полном объеме. Было признано, что риск позволяет начать полет. Обидно, что мы забуксовали в самом начале процесса. У нас штатно работало все только в первые два часа полета. Аппарат включился, развернул элементы конструкции, сориентировался на Солнце и стал получать энергию, включил все предусмотренное логикой оборудование, включил китайский микроспутник (он должен был быть доставлен на орбиту Марса). Все это подтверждено телеметрией. А потом… потом он ушел из зоны видимости российских станций. Россия имеет станции только на своей территории, а по законам баллистики, следующие активные действия (звездная ориентация и включение двигателей для перехода на более высокую орбиту) должны выполняться над Южным полушарием. Этого не произошло. И мы стали пытаться связаться с аппаратом по единственной, опять же первый раз примененной в России, радиолинии Х-диапазона. Эта радиолиния рассчитана на работу в дальнем космосе, и сейчас, когда аппарат пролетает с огромной скоростью над наземными станциями, зона видимости его только пять-семь минут, и при этом процедуры вхождения в связь весьма длительные, связаться с «Фобос–Грунтом» очень сложно.

— Поэтому не удавалось с аппаратом связаться долго после старта?

— Да. Сначала мы, по-видимому, не могли попасть в спутник. Поскольку местоположение «Фобоса» регистрируется только наземными средствами контроля космоса, точность прогноза его траектории высчитывается с большими погрешностями — до шести градусов. А луч огромных антенн наземных станций Х-диапазона очень узкий. Поэтому как нам, так и пришедшим нам на помощь европейцам пришлось срочно дорабатывать антенны, чтобы расширить диаграмму и покрыть неминуемые ошибки в расчетах. В результате нам удалось провести несколько сеансов связи, получить ограниченный объем телеметрии. 

— О чем она говорит? 

— Она говорит, что радиокомплекс полностью работает, что связь с бортовой машиной работает. А те изображения аппарата на орбите, которые нам удалось получить, говорят о том, что заметного вращения аппарата не происходит. Это значит, что система ориентации на Солнце тоже работает.

— То есть аппарат работоспособен?

— У нас нет информации о том, в какой момент и в результате чего была прервана циклограмма штатного полета. Гипотезы строить можно разные. А факт достоверный мы имеем один: аппарат сориентирован на Солнце, бортовая машина выполняет свои функции. По всей логике, в случае прерывания циклограммы аппарат переходит в режим ожидания команды с Земли. Возможно, он в этом режиме пребывает до сих пор, и мы будем продолжать попытки его оживить.

— Что все-таки произошло с «Фобосом»? У вас есть некая основная версия? 

— Есть варианты того, что могло случиться. Например, это могла быть тяжелая программная ошибка, случившаяся в тех режимах, которые не могли быть смоделированы на Земле. Разница между реальной жизнью и моделированием могла сказаться таким образом, что возникла непредвиденная ситуация, поставившая машину в тупик. Могла быть и чисто аппаратная причина: на момент потери связи со станцией мы включили питание нескольких агрегатов, и это теоретически, при наличии повреждений в процессе выведения, могло вызвать временные нарушения электропитания. Но это все версии, официальные причины должна установить специально созданная комиссия.

— Ракета-носитель могла быть причиной нештатной ситуации? 

— Ракета, насколько нам известно, отработала штатно. Но сейчас мне представляется, что носитель в самом начале проекта нужно было выбирать другой. Не «Зенит», а более мощный «Протон», который мог бы «Фобос» вывести сразу на отлетную траекторию к Марсу. И потом мы бы уже по ходу полета включали новое оборудование, осваивали новую радиолинию, корректировали траекторию.

— А кто выбирал носитель? 

— Он, по-моему, еще в девяностых был определен. Параметры проекта, заложенные в те годы, мы не меняли.  

— Неудача «Фобоса» окажет влияние на дальнейшие программы исследования Солнечной системы? 

— «Фобос-Грунт» был своего рода кавалеристским наскоком — мы пытались перепрыгнуть через четверть века и сразу в дамки. Понимали, что риск высок, но зато каков бы был успех, если бы все получилось! А так, конечно, нужно не кавалеристские наскоки устраивать, а работать системно, шаг за шагом. В эту концепцию хорошо вписывается возврат к изучению Луны. Луна снова интересна ученным, особенно после того как там удалось обнаружить признаки наличия воды. Российско-индийский проект «Луна-Ресурс» предусматривает доставку на поверхность спутника Земли российского посадочного аппарата с небольшим индийским ровером. 

— На Луне ведь уже брались пробы грунта....

— Посадка запланирована в приполярной области Луны, где может быть обнаружен лед. Предыдущие миссии исследовали грунт экваториальных областей спутника, где нет признаков льда и которые гораздо менее интересны с научной точки зрения. Второй этап лунной программы — посадить на противоположном полюсе российскую станцию «Луна-Глоб», которая возьмет пробы с определенной глубины, пробурив грунт, на месте проведет анализ и передаст результаты на Землю. Эти проекты внесены в Федеральную космическую программу. 

— Изучение Марса и его спутников в эти планы входят? 

— На мой взгляд, сначала нужно в основном Луной заниматься. Работа по этим программам — это прекрасный, но последний шанс передать опыт тех, кто работал у нас еще над советскими программами изучения Солнечной системы молодым специалистам. Просто так этот опыт не передать, нужно работать общими усилиями над проектами. Отправляя миссии к Луне, мы отработаем технику, связь и навигацию. И потом уже на этой базе нужно двигаться дальше, организовывая экспедиции к дальним планетам. В числе этих задач, разумеется, может быть место для марсианских программ. 
Задачи дальнейшего исследования космоса и планы определяются Академией наук и Роскосмосом. Главное, чтобы конечная программа предусматривала регулярные, наращиваемые по сложности экспедиции, обеспечивающие постоянный рост потенциала России в этой области.

— А что означает неудача с «Фобосом»  для вашего предприятия?

— Я бы не стал зацикливаться на «Фобосе» — у нас много успешных проектов. В этом году запущен и успешно работает принципиально новый геостационарный метеорологический аппарат «Электро-Л». Наши замечательные разгонные блоки «Фрегат» прекрасно выполнили свои задачи при восьми пусках с трех космодромов, включая экваториальный космодром Куру. И до конца года «Фрегаты» еще должны отработать по разу с каждого из этих космодромов.

— Как себя показывает запущенный в июле космический телескоп «Радиоастрон», сделанный вашим предприятием?

— Он заканчивает цикл испытаний и начинает научную работу. Сейчас идет отработка тонкостей интерферометрического метода, основанного на синхронном использовании телескопов, находящихся на значительном удалении друг от друга. И основоположник метода интерферометрии академик Николай Семенович Кардашев вполне доволен — человек всю жизнь вынашивал мечту создать такой аппарат и запустить его, и в итоге смог эту мечту воплотить. Мы в данном случае доказали, что можем громоздкий почти четырехтонный аппарат запускать в конкретную точку, с нужной точностью, с нужной стабильностью, нацеливать, наводить, работать. Неизвестных было много, и мы смогли все эти задачи решить.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer