Российская газета: Андрей Николаевич, отразятся ли затраты, которые необходимо сделать для создания системы транспортной безопасности, на стоимости проезда? И готовы ли пассажиры к усиленному досмотру, из-за чего они могут потерять много времени. Нет ли у Вас опасений, что это все вызовет недовольство людей?
Андрей Недосеков: Конечно, с учетом затрат на создание новых средств безопасности и на их эксплуатацию цена проезда возрастет. Но я считаю, что каждый человек, прежде всего, должен заботиться о собственной безопасности. Сегодня ни у кого не вызывает особого недовольства, что пассажиров в аэропортах, встречающих и провожающих досматривают на соответствующей технике. Мы живем в реальности, в которой все эти меры необходимы.
А что касается расходов, то технику нужно не только закупить, но и поддерживать в рабочем состоянии. А это дополнительные затраты. Поэтому мы должны признать, что все это будет влиять на стоимость транспортных услуг.
РГ: Подсчитывали, на сколько вырастет стоимость проезда?
Недосеков: Дело в том, что на разных видах транспорта стоимость перевозки сильно отличаются. Для пассажиров автобусов удорожание будет практически незаметно и составит небольшие проценты. Но, например, для обеспечения безопасности на скоростной железной дороге это существенные затраты, которые мы сегодня совместно с ОАО "РЖД" определяем.
РГ: Злоумышленники всегда ищут новые способы совершения преступлений, против которых средства охраны зачастую бессильны. Не помогли бы здесь превентивные меры вроде снятия отпечатков пальцев и карт ДНК у всех жителей страны, чтобы спецслужбы получили возможность заблаговременно проверять купивших билет пассажиров?
Недосеков: Относительно недавно я летел через один из аэропортов Юго-Восточной Азии. Пассажирам, которые не были включены в автоматизированную информационную систему в аэропорту, пришлось стоять в очереди, в том числе и мне. А рядом был пункт прохода, где пассажир просто прикладывал свой паспорт с записанными на микрочипе данными, видеокамера снимала изображение, а компьютер сверял его внешний вид с документом. Проверялся этот человек по соответствующим базам. И делалось это в несколько раз быстрее, чем у тех, кто стоял в очереди на традиционный паспортный контроль.
Так что, если мои данные будут записаны на таком чипе, я против не буду. Смогу двигаться гораздо быстрее. Кроме того, это влияет и на количество персонала, которое необходимо для обслуживания. А чем больше персонала, тем дороже билеты. В России уже создается единая база пассажиров, куда будут занесены паспортные данные, это позволит ускорить досмотровые процедуры, повысит уровень безопасности на транспорте.
РГ: На программу безопасности выделены немалые средства. В 2010 году потрачено более 7,8 миллиарда рублей, в 2011, с учетом корректировки, 11 миллиардов рублей. Общий объем финансирования на 2010-2013 годы утвержден в размере почти 46,8 миллиарда рублей. Что уже сделано?
Недосеков: Первый этап программы был нацелен на то, чтобы найти комплексные решения и правильные направления по защите населения от актов незаконного вмешательства на транспорте. Сама программа разделена по отраслям транспорта и предусматривает такие направления, как подготовка кадров, создание необходимой информационной оболочки.
Кроме Минтранса и подчиненных ему агентств в ней участвуют еще три крупных заказчика. Это Федеральная служба безопасности, которая отвечает за разработку необходимой техники для того, что эффективно обнаруживать запрещенные вещества и противодействовать актам незаконного вмешательства. Министерство внутренних дел, у которых есть интересное направление по развитию транспортной милиции и кинологической службы. У МЧС есть также мероприятия в рамках программы по защите от чрезвычайных ситуаций и их предупреждению. Важный вопрос - оповещение населения при возникновении ЧС.
РГ: Конкретные проекты уже есть?
Недосеков: По каждому виду транспорта созданы согласованые с ФСБ пилотные зоны безопасности. Четыре из них уже работают в тестовом режиме, смотрим эффективность применяемых в них технических средств.
Есть определенные результаты: хорошие и не совсем. Положительный пример - защита первых участков высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург за счет субсидий из федерального бюджета и денег ОАО "РЖД". На оборудованных участках ведется мониторинг с помощью видеокамер, устройств обнаружения нарушителей. Благодаря комплексному подходу создана система, которая позволяет различать своего и чужого в зоне транспортной безопасности. Находясь на большом расстоянии от места проникновения нарушителя, с помощью камер высокого разрешения возможно зафиксировать нарушителя, при этом система подает соответствующие сигналы. На железнодорожных вокзалах созданы центры с применением современных видеосистем. Это тоже дает хорошие результаты. И позволяет выявлять в потоке пассажиров лиц, которые внесены в специальную базу, тех, кто уже нарушал закон. А в случае инцидента система поможет проводить розыскные мероприятия.
РГ: А дальше? Будете переносить наработки в пилотных зонах на весь транспортный комплекс?
Недосеков: В первом квартале 2012 года планируем по пилотным проектам получить заключение соответствующей комплексной комиссии. И потом дадим субъектам транспортной инфраструктуры рекомендации по внедрению аналогичных систем, если надо - с небольшими корректировками.
Конечно, комиссия не может дать установку, как применить аппаратуру для какого-то конкретного случая. Но эксперты проанализируют, насколько она функционально вписывается в сам транспортный объект, насколько это дорогостоящий проект. Ведь если оборудование будет дорогим, то и затраты на его эксплуатацию окажутся высокими. Постараемся найти золотую середину, баланс как по стоимости оборудования и его монтажа, так и потребительских характеристик.
РГ: К 2014 году системами досмотра планируется оснастить все станции метро. Неужели всех будут проверять на входе? Там же получится давка!
Недосеков: Есть проекты, которые требуют основательной корректировки. Например, при массовом проходе людей в метро. Сегодня те пилотные зоны, которые создавали в метро в Санкт -Петербурге, специалисты рекомендуют подредактировать. Также они рассматривают варианты создания систем, которые будут более эффективными при массовом проходе пассажиров.
РГ: В следующем году появятся рекомендации по созданию систем безопасности по всей России. Владельцы транспортных компаний будут принимать участие в финансировании или все расходы возьмет на себя госбюджет?
Недосеков: Пилотные зоны создаются на деньги федерального бюджета. В бюджете также предусмотрены средства на объекты, которые являются важными с государственной точки зрения, и те, что относятся к федеральному имуществу. Например, гидротехнические сооружения, периметры аэропортов. Заложены средства на создание федеральной собственности Ространснадзора.
Но и у владельцев транспортных объектов по законодательству есть ответственность за обеспечение безопасности. После проведения оценки уязвимости и составления планов защиты объектов с учетом рекомендаций экспертов, субъекты транспортной инфраструктуры будут воплощать их на свои деньги. Региональные бюджеты будут софинансировать свои объекты, в том числе и в метро. ОАО "РЖД" активно вкладывают собственные средства наравне с федеральным бюджетом.
РГ: Есть владельцы, которые отказываются финансировать обеспечение безопасности? И прописаны ли в законе дисциплинарные меры к этим компаниям?
Недосеков: На данный момент, по закону каждое предприятие, в зависимости от присвоенной категории, должно провести оценку уязвимости, составить план защиты от актов незаконного вмешательства и реализовать соответствующие плану мероприятия. Исполнение этих мероприятий будет контролироваться федеральной службой Ространснадзор.
Если же нет, то у них не будет права осуществлять тот или иной вид транспортной деятельности. Я уже не говорю о железнодорожных перевозках, метро. В авиации эти требования прописаны в актах Международной организации гражданской авиации, в морском секторе они урегулированы ИМО. Поэтому собственник транспортного предприятия не имеет права сказать - не хочу.
Однако подкорректировать часть нормативно-правовой базы необходимо. Мы рассматриваем обращения организаций упростить требования по ряду транспортных объектов, например по малым аэропортам, автобусным станциям, железнодорожным платформам. Будем ввести разговор о введении не четырех категорий для аэропортов, а пяти. Для малых аэропортов, где выполняются местные перевозки, возможно, установим более упрощенный режим.
РГ: Нужны ли дополнительные госвложения на программу или достаточно тех, что зарезервированы?
Недосеков: Программа рассчитана до 1 января 2014 года. Но в эти сроки мы не сможем выполнить все задачи по обеспечению безопасности, которые перед нами стоят. Конечно, мероприятия, заложенные в комплексной программе, выполним. Но этого мало. Поэтому правильнее было бы продлить действие программы до 2015 года. Минтранс уже обратился в Правительство с такой просьбой, мы готовим дополнительные новые мероприятия и объекты. Необходимы будут средства для совершенствования защиты населения на транспорте от возможных террористических проявлений.
РГ: Сколько? Эта сумма подсчитана?
Недосеков: Пока есть общее понимание по продлению программы еще на два года, детально мы прорабатываем с подведомственными агентствами, МВД, ФСБ, МЧС. Поэтому суммы носят оценочный характер. И говорить о них преждевременно.
РГ: Для современных систем, напичканных электроникой, нужны высококлассные специалисты. Кто займется подготовкой персонала?
Недосеков: Этот вопрос один из важнейших, поэтому мы ведем сейчас работу с вузами, с минобрнауки по выработке программы обучения специалистов по безопасности на транспорте. Строка о подготовка таких кадров будет в наших предложениях по продлению программы до 2016 года.