Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Людмила Янгель:
Конструктор гостайны


7 ноября 2011 года Наталия Ячменникова, Олеся Курпяева, Российская газета


Почему Королеву не хотелось подчиняться Янгелю? Что стояло за фразой Хрущева: "Делаем ракеты как сосиски"? В каких спорах рождалась советская ракетная техника? Об этом и не только корреспондент "РГ" беседует с дочерью главного конструктора стратегических ракет Михаила Янгеля - Людмилой Янгель.

Все засекречено
 
Российская газета: Людмила Михайловна, вплоть до 90-х годов фамилию Янгеля нельзя было найти ни в справочниках, ни в энциклопедиях. Говорят, он был самым засекреченным из главных конструкторов?
Людмила Янгель: Да они все были засекречены. И фамилии Королева не было. Королев свои статьи подписывал - К. Сергеев.
 
РГ: А Михаил Кузьмич как подписывал?
Янгель: Он не печатался в прессе. Знаете, когда отец умер, мама написала книгу "Тюльпаны с космодрома". И столкнулась с очень жесткой цензурой: фамилии коллег и смежников убирали, отчества меняли. Чтобы никто не мог вычислить, что этот человек занимался ракетной техникой.
 
РГ: Вы лично ощущали атмосферу "гостайны" вокруг семьи?
Янгель: В Москве - нет. А вот в Днепропетровске, куда его назначили главным конструктором КБ, которое занималось разработкой межконтинентальных баллистических ракет, космических ракет-носителей и аппаратов, я с этим столкнулась. Отца поселили в небольшом отдельном доме недалеко от завода. Установили несколько "тревожных" кнопок". Бывало, старушка, которая вела хозяйство, вытирая пыль, нечаянно нажимала. Прибегали солдаты: что случилось? Это всем надоело. Систему "усовершенствовали": кнопка срабатывала - сразу звонили с поста охраны. Но что-то было не так, и звонки стали раздаваться по ночам. Отец просыпался и уже не мог заснуть. Потом исправили.
 
РГ: Вокруг любой засекреченности всегда роятся домыслы, слухи, откровенная ложь. Например, что Янгель был случайным человеком в ракетостроении...
Янгель: Это вы цитируете товарища Мишина. Но тут уже не засекреченность, тут личное. Когда-то они все учились в МАИ: отец, мама, Василий Павлович. Помню, мама рассказывала, что Мишин за ней ухаживал. Так что у него до последнего оставалась неприязненное к отцу отношение. Наверное, было и что-то еще, не знаю.
Отец пришел в знаменитый НИИ-88 на четыре года позже, чем первая группа ракетчиков, в которой были Мишин, Сергей Павлович Королев. Это дало Мишину повод заявить, что они - ракетчики, а отец - авиационный конструктор и в ракетную технику попал случайно. Но Мишину потом хорошо ответили по этому поводу.
 
РГ: А на Западе даже договорились до того, будто Янгель - немецкий ракетчик, украденный у знаменитого Вернера фон Брауна. Как к этому относились в семье?
Янгель: Как к анекдоту. У нас же ничего не писали, а на Западе были фотографии всех наших ракет, планы нашего завода. Разведка работала. Поскольку о таком человеке они знали, а у нас - нет, то и сочиняли кто что может.
Делаем ракеты, как сосиски
 
РГ: Как все-таки получилось, что Михаил Янгель стал создателем грозных ракет стратегического назначения?
Янгель: Уж никак не "случайно". С 1931 года он учился в МАИ и работал конструктором в КБ Поликарпова. В 1938-м его послали в служебную командировку в США. Потом война, делал боевые самолеты. Потом были два года Академии авиационной промышленности. А в 1946 году его назначили старшим инженером в особый отдел при министерстве авиационной промышленности.
 
РГ: Это было что-то вроде научно-исследовательского центра по реактивной технике?
Янгель: Они работали с немцами. Тогда из Германии вывезли очень много специалистов. И ракетчиков, с которыми работал Королев, и авиационных. Вообще история ракетной техники по-настоящему началась в стране с 1946 года, когда вышло знаменитое постановление о развитии реактивного вооружения в СССР. Оно было подписано Сталиным и обязывало целый ряд министерств заниматься ракетной техникой. МАП тоже к этому подключился. Работа увлекла отца. Он на лету ловил идеи. И когда его назначили на должность начальника отдела в КБ Королева, которое входило в состав НИИ-88, отец не раздумывал ни минуты. А через год он уже стал заместителем Сергея Павловича.
 
РГ: Какие у Янгеля были отношения с Королевым? Они дружили?
Янгель: У них были нормальные рабочие отношения. Королев ценил отца, а отец с большим уважением относился к Королеву.
 
РГ: Но потом они поменялись местами: Михаила Янгеля назначили директором НИИ-88. Начальник стал подчиненным, и наоборот. Я читала, что Королев воспринял это очень болезненно.
Янгель: Да, это была для них очень сложная ситуация. Директор НИИ-88 Руднев ушел на повышение. Почему министр Устинов выбрал на эту должность отца, а не Сергея Павловича, я затрудняюсь сказать. Скорее всего потому, что, во-первых, Королев был беспартийным. Во-вторых, у него была судимость. То есть с точки зрения кадровой были сложности. Но был и другой момент. В институте еще при Рудневе стали рассматривать вариант создания ракет на высококипящих топливах - это когда используется в качестве окислителя азотная кислота. И Королеву поручили делать такую ракету.
Он пришел в ярость, потому что считал, что это выброшенные деньги. Королев был убежденным сторонником применения кислорода. С точки зрения экологии, допустим, пилотируемых полетов, это правильно. Но это совершенно неприемлемо для военных целей. А отец начал интересоваться этими вещами, когда еще работал в особом отделе МАПа. Королев тогда обрадовался: хочешь этим заниматься - занимайся.
 
РГ: Речь идет о ракете Р-11 - первой в Союзе, двигатель которой работал на азотной кислоте и керосине?
Янгель: Да. Отец и когда стал директором НИИ-88, тоже продолжал ее курировать. Кстати, это единственная ракета, у которой значатся два главных конструктора - Янгель и Королев. Она очень долго стояла на вооружении. Спор между отцом и Сергеем Павловичем был сугубо технический. У одного - кислота, у другого - кислород. Отец за автономную систему управления, Королев - против. Потом, когда они уже разошлись, решали разные задачи.
 
РГ: Но это правда, что Королев даже игнорировал приказы Янгеля в качестве директора?
Янгель: Не совсем так. Игнорировать приказы он не мог. Просто Сергей Павлович не приходил на совещания. Но ему совершенно спокойно говорили: вы не пришли, ничего, мы без вас решили. Конечно, это было нехорошо.
 
РГ: Характеры разные?
Янгель: Совершенно. Сергей Павлович взрывной, очень крутой. Я писала диплом в его конструкторском бюро, когда МАИ заканчивала. Сотрудники говорили: когда Королев идет, те, кто был в коридоре, буквально в стенку вжимались. За счастье считалось нырнуть в какую-нибудь дверь. Боялись его панически. Отец был другой. Уравновешенный, мягкий. Однако когда нужно было отстаивать свою позицию, был достаточно принципиальным. Он никогда не кричал. Очень хорошо умел слушать. Располагал к откровенности. Когда он говорил сотруднику: "Я тебе поручаю, я тебе доверяю", - это было гораздо больше, чем приказ.
 
РГ: Известная фраза Никиты Хрущева после посещения янгелевского КБ в Днепропетровске: "Делаем ракеты как сосиски, на автомате". Самолюбие Михаила Кузьмича она щекотала?
Янгель: Отец посмеивался.
Почему остались живы?
 
РГ: Осенью 1960-го на Байконуре проводились летные испытания баллистической ракеты Р-16. Председателем Госкомиссии был Главком ракетных войск, Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Техническим руководителем - Михаил Янгель. Но ракета на старте взорвалась. Заживо сгорели 126 человек.
Янгель: Цифры разнятся. В любом случае, погибло очень много людей. Катастроф при испытании новой техники было много. И у нас, и в Америке. Просто не о всех наших сообщали. Летные испытания - операция гигантская, в создании ракет задействовано огромное количество предприятий. Получилось так, что одну из схем системы управления смежники просмотрели. Возникли проблемы, но их решили устранить, не снимая уже заправленную ракету со старта. И - повернули часовой механизм. Предусмотреть именно этот момент было невозможно. Неделин сидел на расстоянии метров ста от заправленной ракеты. Офицеры стояли рядом: как уходить, когда главком сидит?!
 
РГ: Академик Черток говорил, что всему виной была спешка.
Янгель: И спешка в том числе. Обстановка международная была очень тяжелая. Вышло специальное постановление об ускорении разработки этой машины. Работали по три смены. Когда спали - не понятно. Гнали, гнали, гнали...
 
РГ: Отец тогда лично докладывал Хрущеву по телефону?
Янгель: Да. Хрущев спросил: "А вы почему остались живы?". Отца спасло то, что он покурить отошел.
 
РГ: Как отец это все перенес?
Янгель: Он пытался бросаться в этот огонь, искал Неделина. Его буквально держали. Там была колючая проволока. Люди пытались через нее перелезать. Горящие факелы бежали. Фильм документальный жуткий остался. Те, кто перелезал, а там три или четыре метра высотой бетонные конструкции, ломали себе руки, ноги.
 
РГ: Это операторы снимали?
Янгель: Они всегда снимают. Отец надышался парами азотной кислоты. Сразу после комиссии полетел в Киев, докладывать в ЦК Украины. Оттуда на самолете в Днепропетровск. Не заезжая домой, в обком партии. И там свалился с инфарктом. Ему было 49 лет. Когда мы приехали в больницу, я навсегда запомнила: руки обожженные, с трудом карандаш держал. Его отпаивали молоком.
Человек, который зациклен на чем-то одном, совершенно страшное зрелище. Перебинтованный, хрипит. Берет бумагу, карандаш, рисует схему: "Здесь ракета, здесь Неделин, вот здесь бункер, куда я отошел". И начинает рассказывать, что это было так, так и так. Но у отца тогда "первый отдел" в крови, в костях. Он понимает, что нельзя такие вещи писать. Рвет бумагу на мелкие кусочки. Тут же берет второй лист, и начинает то же самое. Теми же самыми словами, тот же самый рисунок...
В годовщину трагедии был в Москве. Вечером - пропал. Помчались искать. Нашли в парке, отец сидел и плакал. Он до конца жизни это не забыл. Жены тех, кто погибли, их фразы: "А вы остались живы" - каждый раз добивали.
 
РГ: А как он снимал стресс?
Янгель: Он был нормальный человек, сибиряк. Но водку не пил, иногда сухое вино. Но настолько была истрепана нервная система, что ему достаточно было выпить стакан вина, и он спать ложился.
Столкновение амбиций
 
РГ: Почему Михаил Янгель сам, побыв директором НИИ-88, все же написал заявление об уходе?
Янгель: Он изнывал на административной работе, на разных совещаниях. Он был конструктором. И когда у них с Королевым начались взаимосложные отношения, наверху обсудили все и решили: Янгель станет главным инженером НИИ-88. Для отца это было лучше. Он вернулся в привычную творческую атмосферу. А потом встал вопрос, что нельзя иметь только в одном месте ведущий ракетно-космический центр. Надо "рассредоточиться" - на Урал, Украину. Королев хотел, чтобы эти центры были подчинены ему. То есть он будет что-то придумывать, а на Урале, в Днепропетровске будут его машины делать. Ему сказали: "Э, нет. Нужны конкуренты. Это будут не подчиненные тебе организации". Политика, наверное, правильная.
РГ: Столкновение амбиций на пользу делу было? Или наоборот?
Янгель: Я не очень понимаю, что такое амбиции в этой ситуации. Когда идет технический спор, который был всегда между Королевым и отцом, там они доказывали аргументами. А заказчик уже решал, что выгоднее. Вот ситуация с Челомеем была принципиально другая. История не терпит сослагательного наклонения, но приход Сергея Хрущева в ракетную технику сыграл свою роль. И то, что его "перехватил" Челомей.
Знаете, Челомей был типа Жюль Верна. Он так умел зажечь, рассказывал такие истории про межпланетные корабли, станции. Сергея этим заразил. Хрущев и сам считал, что ракетная техника - самое главное. А тут еще любимый сын. Челомей очень хорошо играл на таких струнах. Он Хрущеву говорил о его сыне: "Это же гениальный конструктор". Любому отцу было бы приятно.
На одном из Советов обороны Челомей неожиданно для всех выставил плакаты: хочу делать гигантскую ракету, с задачей межпланетных полетов, для Луны. Устинов даже не слышал об этом. А Хрущев, оказывается, уже с Челомеем на эту тему разговаривал, когда тот приезжал к нему в Ялту.
 
РГ: Был свой человек?
Янгель: Практически да. В то время, когда к Челомею пришел Сергей Хрущев, КБ занималось крылатыми морскими ракетами. А тут начался космический бум. У Челомея были разные проекты, создавался даже отряд космонавтов параллельно Звездному городку. Челомей делал орбитальную станцию, когда я диплом писала. Говорили, что один к одному с королевской станцией. А ему надо было, чтобы был и носитель соответствующий. Но зависеть от отца и Королева он не хотел. Выход один - надо самому и ракеты делать. Получил завод Хруничева.
Как тогда Черток сказал, к пуговице пальто пришили.
Выходит постановление, совершенно уникальное. Оно обязывает Королева и отца оказать всестороннюю помощь для того, чтобы фирма Челомея разобралась в ракетной технике. Я не знаю, как у Сергея Павловича, а днепропетровцы передали три готовых ракеты Р-14, всю документацию. И все самые последние "секреты" ушли в Реутов. К Челомею.
 
РГ: А что за "гражданская война" развернулась в верхах?
Янгель: Были разные подходы к развитию ракетно-космической техники. Руководство в верхних эшелонах разделилось. Одни поддерживали Челомея, другие - Янгеля. Хрущев говорил: "Мне кажется, что эта ракета лучше. Товарищи, как вы считаете?" А что товарищи могут считать в той ситуации? Конечно, говорили: "Да, Никита Сергеевич". И стали один за другим проекты Днепропетровска откладываться. И пошли разговоры, что КБ себя уже исчерпало, надо его ликвидировать. Сначала янгелевское, а потом и королевское. И вообще достаточно одного гениального главного конструктора, а КБ надо сделать серийным. Завод будет выпускать челомеевские ракеты, а КБ будет следить за выполнением всех этих работ.
А потом было еще хуже. 1964 год, январь. Отца вызывает завотделом оборонной промышленности ЦК партии Сербин. И говорит прямым текстом: "Готовится постановление о ликвидации КБ". Хотя сделаны уже 12-я, 14-я, 16-я ракеты. Основа наших стратегических сил. А тут, здрасьте, постановление. Ситуация совершенно патовая, потому что Афанасьев - за Челомея, Гречко - за Челомея. Правда, Устинов - за Днепропетровск, Мозжорин тоже. А решает все окончательно один Хрущев. Я вообще не знаю, как в этой ситуации можно было держаться, и пытаться что-то доказать, и что-то защитить. Честно говоря, шляпу надо снять перед отцом.
 
РГ: Он выиграл битву?
Янгель: Выиграл. Но какой ценой! А потом в сентябре 64-го года были летные испытания новых ракет: Янгеля - Р-36 и Челомея - "двухсотки". И 36-я пролетела на 14 тысяч километров, и попала "ровно в кол", как говорили военные. А челомеевская - всего на шесть тысяч с чем-то. Когда Хрущеву понесли данные попадания в квадрат, он нахмурился, молча передал бумагу министру обороны. А Сергей Хрущев возмущался, расстраивался. В октябре Никиту Сергеевича сняли. Слава тебе Господи, что постановление о разгоне конструкторского бюро не успел подписать.
 
Смерть в день рождения
 
РГ: Правильно ли я поняла, что эта "гражданская война" во многом угробила и Лунный проект?
Янгель: В смысле материальном - безусловно. Я в то время работала в Госплане, в оборонном отделе. И мне было понятно, что деньги, которые выделяли Королеву, явно недостаточны. Распыление средств было гигантское. Потом кооперация, когда смежники работают на одного, второго и третьего, тоже мешала. Но и сам проект вызывал много технических вопросов из-за сложностей.
Был очень хороший вариант мощного ракетоносителя, который предлагал Днепропетровск - Р-56. Но его остановил Хрущев на стадии эскизного проекта. Позже в Днепропетровске прекрасно сделали очень сложный технический элемент проекта - ступень для спуска на Луну и старта с нее. Но он так и остался в музее.
 
РГ: У конструктора Янгеля была любимая ракета?
Янгель: Наверное, последняя. Хотя, как говорится, все дети дороги. 12-я, первая ракета, совершенно уникальная. Их было сделано 2300! РВСН были созданы после того, когда ракета стала массовой. Ракета Р-16 - это катастрофа. Это боль. Хотя тоже была прекрасная. Ну, и 36-я - минометный старт. Надо сказать, что минометный старт вообще никто не поддерживал. Даже в КБ Янгеля практически не было сторонников. Эта махина несколько тонн весила. Но настоящие ракетчики заинтересовались, поскольку там было много плюсов, которые важны для эксплуатации. И отец дал команду этим заниматься.
Он лежал в больнице в Москве, когда к нему приехали с эскизным проектом. Смотрит, а вместо минометного старта вариант старый. Подписывать отказался. Потом приехал на Днепр, стал разбираться. Спрашивает: на каком основании не исполнили его указание? Показывают приказ его первого зама Уткина, где написано: "Работы по минометному старту прекратить. Уткин". Отец на той же бумаге пишет: "Работы по минометному старту продолжить. Янгель". Этот документ чудом сохранился в Первом отделе.
 
РГ: Про последние работы Янгеля Челомей говорил: "Я сниму шляпу, если ракета полетит". Ракеты полетели, а шляпа...
Янгель: Осталась на голове Челомея.
 
РГ: Людмила Михайловна, ваш отец скончался в день своего 60-летия. Это судьба?
Янгель: Я в это не верю. Но последний год он очень тяжело болел. После четвертого инфаркта еле вытащили. Санаторий. А потом сразу поехал на совещание к Пилюгину. Оно длилось часов 5-6, там курили. Ночью пятый тяжеленный инфаркт.
 
РГ: Он сам не курил?
Янгель: Курил. Чазов сказал, пусть лучше курит. Лишить - дополнительный стресс. Врачи посещения ограничивали, хотя каждый день приезжали 2-3 человека. А отцу начало казаться, что он никому не нужен, что его забывают. Но когда Михаил Кузьмич приехал в министерство, где его должны были чествовать, он увидел, сколько пришло людей его поздравить. И каждый говорил Янгелю добрые слова. Он не ожидал такого. Для отца это был невероятный подъем. Каждому, кто его поздравлял, он говорил о том, на что нужно обратить внимание, что надо делать. Получилось, что-то вроде технического завещания смежникам, своим ребятам. Отец умер в состоянии, как мама сказала, счастливого человека, потому что это было на пике эмоций. Он понял, что он нужен, что его не забыли, что он не выброшен за борт.
 
РГ: С дочерью Королева - Наталией Сергеевной вы знаетесь?
Янгель: Мы дружим, соседи по даче. Знаете, если вернуться к отношениям отца с Королевым. Это два очень порядочных человека, для которых интересы страны были превыше всего. Они никогда не делали друг другу гадостей. Когда Хрущев спросил у Королева мнение по поводу назначения отца главным на Днепр, тот сказал: "Он потянет!". Когда случилась катастрофа с маршалом Неделиным, Королев первым сказал: "Это могло быть с любым из наших конструкторов".
 
Откуда такая необычная фамилия - Янгель?
 
Людмила Янгель: - Янгал по-украински - кашевар. Но кто-то говорил, что это от "ангела" произошло. Дед отца родился в селе Рыжики Черниговской области. Он был бунтарь, за что и был сослан на каторгу и вечное поселение в Сибирь. А Янгели до сих пор живут в Рыжиках. Кстати, в Германии тоже нашелся один Янгель. Он написал письмо в Академию наук: мол, очень рад, что у него такой родственник. Письмо долго пролежало в архивах.
Когда отец работал в КБ Поликарпова, на него написали донос. Обвинили в том, что он - сын кулака, который скрывается в тайге. На самом деле моего деда уже три года не было в живых. Спас отца Поликарпов: "Немедленно пишите заявление на отпуск и поезжайте домой. Привезите необходимые документы".
Поехал. А деревушка отца находилась в такой глухомани, где говорили: "Это близко, всего два месяца ходьбы до железной дороги". Да еще через Ангару надо переправляться. Декабрь. Мороз за 50, рельсы лопаются, а река не замерзла. Течение сильнейшее, только льдины плавают. Чудом остался жив: туман, лодку километра на четыре снесло. Еще чуть, и попал бы в водопады. Но вернулся с документами.
Отец уехал в Москву в 14 лет. Почему? В семье - шестой из двенадцати детей! Жили впроголодь. В 6-м классе вместо учебы на шесть месяцев с родителем ушел на охоту... А в горной академии учился старший брат Костя. Он и пристроил в общежитии. Отец подрабатывал. Закончил 7-й класс, пошел в ФЗУ, на ткацкую фабрику. Потом - МАИ.
 
Родственники остались в Сибири.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYf8h
Юду: https://youdo.com/auto/brand/mazda/, ссылка на описание.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/garbage/chastniy/site/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer