Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Джеймс Форест:
"Отвечать на терроризм превращением общественных мест в крепости — это ужасная и неэффективная стратегия"


28 января 2011 года Алена Миклашевская, КоммерсантЪ


Джеймс Форест, в 2001–2010 годах возглавлявший отдел исследований терроризма в американской военной академии в Вест-Пойнте и написавший несколько бестселлеров о террористах, рассказал корреспонденту “Ъ” Алене Миклашевской, что необходимо для успешной борьбы с ними.

— После событий 11 сентября 2001 года в США не было крупных терактов, а попытки совершить таковые либо проваливались, либо предотвращались. Можете ли вы объяснить, в чем основа и причины этого успеха?

— Специалистам в области исследования терроризма в США все время задают этот вопрос. В самом деле, для успешной борьбы с терроризмом необходим целый ряд элементов: эффективный сбор разведданных и их анализ на местном, федеральном уровне и на уровне штатов; привлечение местных сообществ и лидеров религиозных объединений; ограничение финансовых сетей террористов и движения нелегальных средств; правоохранительная деятельность и судебная система, которая прозрачна и — что самое главное — пользуется доверием всех членов общества; способные руководители и принципы политики, а также эффективная разъяснительная работа в сообществах, которые поддерживали (или поддерживают) террористов.

В корне всего лежит, конечно, угроза терроризма, а эффективные средства борьбы с ней разнятся от ситуации к ситуации, от региона к региону. Волшебной формулы тут нет. Более того, не во всех случаях, когда запланированные в США теракты срывались, в этом была заслуга властей. В ряде случаев США просто везло, что теракты замышляли плохо подготовленные люди.

— Какому направлению антитеррористической деятельности США уделяют наибольшее внимание — внедрению агентов в террористические организации, использованию технических средств обеспечения безопасности (видеокамеры, сканеры и другое оборудование) и контролю транспорта и инфраструктуры или работе с населением?

— США, как и многие другие страны, придерживаются многомерной антитеррористической стратегии. Такой подход требует сбора и анализа разведданных, внедрения агентов в террористические группировки, пресечения финансовых сделок, слежки, обеспечения безопасности границ и так далее.

На мой взгляд, наиболее важная и эффективная стратегия должна использовать средства влияния: открытый и прямой диалог с теми, кто призывает к насильственным действиям в ответ на возникшие проблемы, будь то реальные или предполагаемые. До тех пор пока страна не разберется с этими проблемами или как минимум с заявлениями об идеологической законности, терроризм будет процветать. Решение человека о поддержке или осуждении терроризма принимается на стыке идей, восприятий и возможностей.

— А возможно ли оценить, сколько средств тратят США на борьбу с терроризмом?

— Установить, сколько приблизительно тратит федеральное правительство на борьбу с терроризмом, конечно, возможно. Однако не стоит забывать, что тысячи очень эффективных мероприятий в рамках борьбы с терроризмом финансируются местными властями и властями штатов, благотворительными организациями, религиозными объединениями, местными общественными организациями и так далее. Невозможно точно подсчитать, сколько в общем тратится на борьбу с терроризмом. Но ситуация в стране после событий 11 сентября 2001 года позволяет полагать, что этого объема финансирования достаточно. Но, правда, некоторые случаи внутреннего терроризма в отдельных районах США заслуживают более пристального внимания.

— Если взглянуть на другие страны, такие как Испания и Великобритания, то там также не было крупных терактов после тех, что произошли в 2004 и 2005 годах. Чем объясняется их успех? Схож ли опыт этих стран с опытом США?

— Как уже говорилось выше, волшебной формулы, общего рецепта успеха в эффективной борьбе с терроризмом не существует. Вместе с тем существует несколько главных элементов, которые присутствуют — в той или иной мере — в любой успешной антитеррористической работе: согласованные действия по привлечению неправительственных образований (как, например, лидеров местных сообществ и религиозных объединений); решительные меры противодействия финансовым сетям, поддерживающим террористическую группировку; понимание идеологии террористов и (что наиболее важно) того, почему эта идеология находит поддержку среди отдельных людей или сообществ, которые, не будучи агрессивно настроенными, тем не менее готовы предоставлять террористам убежище, денежную и материальную поддержку и другую жизненно необходимую помощь.

— Мог бы в каком-нибудь крупном аэропорту США произойти теракт, подобный тому, что произошел в Домодедово?

— Многие крупные аэропорты в США настолько же уязвимы, как и крупные аэропорты во многих других частях мира. Такова природа открытого общества, в котором авиатранспортная система характеризуется доступностью и удобством для клиентов. Даже после того, как несколько лет назад была предпринята попытка теракта в одном из аэропортов Шотландии, общественность не стала требовать, а правительство не стало устанавливать каких-либо физических барьеров или дополнительных этапов проверки в главных холлах и залах ожидания наших аэропортов. Отвечать на терроризм превращением общественных мест в крепости — это ужасная и неэффективная стратегия.

— Многие в России говорят теперь, что руководители служб безопасности должны нести личную ответственность за неудачу в предотвращении теракта. Как вы думаете, помогут ли такие меры?

— Нет, я бы сказал российским властям и российскому народу в целом, что реакционный подход к терроризму, когда акцент делается на том, "кто виноват",— абсолютно неправильный.

Необходимы сплоченные усилия для понимания идеологической мотивации, стоящей за терактами, и той среды, которая поддерживает эту идеологию, понимания проблем, подпитывающих насилие, и тех доводов, которыми молодые мужчины и женщины убеждают себя, что террористическое насилие необходимо и оправданно. Подрыв этих оправданий и доводов должен быть важным элементом любой антитеррористической деятельности.

Кроме того, на организационном уровне важно выявить уязвимые места террористических организаций и использовать их. Например, между членами любой организации существует значительная степень недоверия, обусловленная различиями в личном опыте и предпочтениях, личным соперничеством и другими личными связями, а также другими факторами. Некоторые члены террористической организации могут разойтись с лидерами в вопросах стратегии, выбора цели, тактики; другие могут испытывать сомнения и опасения по поводу финансов группировки, тем более что обычно у террористических группировок нет особой прозрачности в ведении бухгалтерской отчетности, и все это может провоцировать слухи и недоверие внутри организации.

Вся информация, подобная этой, укрепляет антитеррористическую стратегию, позволяя изнутри подорвать эффективность группировки.

И наконец, кинетическая сила и решительная охрана общественного порядка, пользующаяся доверием сообщества, являются важными и необходимыми элементами антитеррористической стратегии, хотя сами по себе не являются достаточными. Использоваться должны все составляющие силы страны: дипломатическая работа, информационная, военная, экономическая, финансовая, а также разведка и правоохранительная деятельность — все являются важными компонентами всеобъемлющей антитеррористической стратегии.
 
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer