Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Боаз Ганор:
"Гораздо легче организовать теракт, чем предотвратить его"


28 января 2011 года Елена Черненко, КоммерсантЪ


Один из наиболее авторитетных в мире экспертов по безопасности, директор израильского Института по борьбе с терроризмом Боаз Ганор объяснил корреспонденту “Ъ” Елене Черненко, что пошло не так в аэропорту Домодедово.

— Каким образом Израилю удалось за последние годы добиться столь существенного снижения количества терактов?

— Отвечая на этот вопрос, надо учитывать два важных фактора — мотивацию террористов и их операционные возможности, то есть, с одной стороны, наличие людей, имеющих желание произвести теракт, с другой — наличие у них возможностей осуществить его. Усилия ведомств по борьбе с терроризмом должны быть направлены на снижение и того и другого. Израилю это удалось.

Операционные возможности террористов были существенно ограничены благодаря усовершенствованию работы спецслужб — агентурная работа ведется сегодня на гораздо более высоком уровне, чем в прошлом. Это ключевой фактор успешной борьбы с терроризмом. Усовершенствование работы спецслужб позволило улучшить операционные возможности других силовых структур, а главное — преодолеть межведомственную разобщенность. Спецслужбы, правоохранительные органы и военные ведомства страны научились работать рука об руку и сильно выиграли от этого.

С другой стороны, необходимо отметить, что у палестинцев во многом пропало желание проводить террористические атаки. Лидеры "Фатха" поняли, что насилие контрпродуктивно. И даже "Хамас" пересматривает свою тактику, стремясь к международной поддержке и легитимности. Однако это временно, и не исключено, что в будущем они вернутся к старым привычкам.

— В России сейчас много говорят о том, что важнее — спецслужбы, рамки и металлоискатели или работа с населением. А в Израиле как считают?

— Все эти факторы важны! Когда мы говорим о предупреждении теракта, мы подразумеваем несколько кругов возможных мер. В первом и самом главном — спецслужбы. Без них вы слепы. Гораздо легче организовать теракт, чем предотвратить его. У террориста бесконечное количество потенциальных целей, по которым он может ударить. И у вас никогда не будет достаточно денег и людских ресурсов, чтобы защитить все эти цели.

Эффективная работа спецслужб позволяет сузить фокус на защите определенной цели или группе целей. Если у вас есть хотя бы примерные сведения о планах террористов, предотвратить их гораздо легче. Первый круг — это наличие достоверных, актуальных и фактически интимных сведений о террористах и их планах, добытых агентурной сетью.

Второй круг — это спецподразделения, отвечающие за оперативные меры. Если говорить о террористах-смертниках, то, как только он или она выходит на улицу и направляется к цели, предотвратить трагедию уже почти невозможно. Потому что, даже если вам удастся узнать маршрут смертника и расставить сотрудников правоохранительных органов по пути его следования, он просто взорвет себя раньше, в любом другом людном месте, а значит, все равно будут жертвы.

Израиль в таких случаях всегда использует проактивные меры, и я полагаю, что любое государство должно поступать также. Уничтожать террористов-смертников надо до того, как их отправляют на исполнение миссии. Я говорю о целенаправленном уничтожении (targeted killing). Если разведка добыла сведения о планирующемся теракте, силовики должны любой ценой предупредить его до того, как смертник отправится к цели.

Третий круг — это меры безопасности. Если первые два провалились, и у вас нет информации о планах террористов, и вам, соответственно, никак их не предотвратить, остается надеяться лишь на этот последний "спасательный" круг.

Когда мы говорим о мерах безопасности, то имеем в виду технику и человеческие ресурсы. Техника важна, но не менее, а часто даже более важны люди, которые ею управляют. Это должны быть профессионалы своего дела. И они должны быть все время начеку, даже если много лет работают в месте, где вроде бы ничего и не происходит.

Нельзя также недооценивать обычных людей, действия которых не раз помогали предотвращать теракты в Израиле в последние годы. У нас даже детей учат быть бдительными. Они знают, что делать, если увидят бесхозную сумку или любой другой подозрительный предмет.

— Это все "круги" или есть еще какие-либо?

— Еще есть международное сотрудничество, и оно тоже крайне важно. Терроризм давно перестал быть локальным явлением. Даже локальные организации имеют международные связи. События после 9 сентября 2001 года доказывают, что контртеррористические меры могут быть эффективными, только если налажено межведомственное взаимодействие внутри той или иной страны, а также сотрудничество на международном уровне. Без обмена информацией и международной поддержки бороться с терроризмом уже почти невозможно.

Террористы, осуществляющие теракты в российских городах, могут быть родом из Чечни или Дагестана, но у них почти наверняка есть связь с глобальной сетью джихада (global Jihadi network) и поддержка извне.

Думаю, что именно усовершенствование международного сотрудничества по борьбе с терроризмом во многом объясняет, почему в США и Европе давно не было крупных терактов. Однако здесь еще есть над чем работать, и система далека от совершенства.

— А Россия достаточно вовлечена в международные усилия по борьбе с терроризмом?

— Она вообще могла бы возглавить их, если бы выработала более четкую позицию относительно самого понятия "терроризм". Когда дело касается самой России, то у нее никаких сомнений не возникает, но когда речь идет о других государствах, позиция Москвы часто неоднозначна. Россия ведь не признает "Хамас" террористической организацией.

Я считаю, что вещи надо называть своими именами. Если какая-то группа людей убивает невинных людей ради привлечения внимания к себе или своим целям, то какими благими ни были бы эти цели, это все равно терроризм.

— Перейдем к теракту в Домодедово. Существует мнение, что система безопасности израильских аэропортов больше направлена на работу с людьми, чем на их багаж, так ли это?

— Нет, она охватывает и то и другое, но думаю, что не будет преувеличением сказать, что Израиль довел до самого высокого в мире уровня работу по выявлению смертников. У ведомств, ответственных за охрану аэропортов, большой набор специальных техник и методов, позволяющих охватить контролем практически каждого человека, прибывающего в аэропорт. И я не говорю об этническом профайлинге — террористом может быть и европеец, и араб, и еврей. Однако эти меры могут помочь предотвратить теракт лишь в стерильной зоне аэропорта или на борту самолета.

— Но в Домодедово взрыв произошел до стерильной зоны…

— Да, но, насколько мне известно, ваши спецслужбы имели сведения о готовящемся теракте. Раз смертнику удалось достичь цели, то, возможно, информация была неполной или недостоверной. Не справились со своей задачей и силовые структуры, которые должны были уничтожить террориста до того, как он отправится на миссию. Этот человек вообще не должен был попасть в Москву и уж точно не должен был достичь аэропорта! Это был еще один провал.

Следующий провал произошел в Домодедово. Ведь охрана аэропорта не должна начинаться со стерильной зоны или паспортного контроля. Она должна начинаться еще за его забором. Там должны быть охранники. Далее блокпосты, которые проверяют с помощью спецтехники каждое транспортное средство, заезжающее на территорию аэропорта. Следующий контроль — на всех входах в здание. Проверять надо каждого, с помощью новейшей техники это можно делать достаточно быстро. И так далее, вплоть до стерильной зоны и самолета…

В этом смысле в Домодедово, к сожалению, случился провал на всех этапах, они отказали один за другим.

— И что теперь делать?

— Тот факт, что не сработал ни один из кругов, означает, что работа во всех этих сферах должна быть усовершенствована. Российские спецслужбы, как мне кажется, в целом достаточно профессиональны. Надо понять, что пошло не так.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3Wa1
Курьер на час: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, подробности здесь.
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/courier-services/services/24hours/ по данной ссылке.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer