Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Брайан Майкл Дженкинс :
"Не стоит искать козлов отпущения"


28 января 2011 года Елена Черненко, КоммерсантЪ


Автор книги "Ядерный терроризм: насколько это реально?" и эксперт по безопасности и терроризму влиятельной американской RAND Corporation Брайан Майкл Дженкинс в беседе с корреспондентом “Ъ” Еленой Черненко заявил, что такой теракт, как в Домодедово, мог бы произойти и в США.

— В США с 2001 года не было крупных терактов. Как это объяснить?

— Объяснить, почему вещи не случаются, часто гораздо труднее, чем объяснить, почему они происходят. Отсутствие крупных терактов после 11 сентября 2001 года можно объяснить множеством факторов. Сразу после того теракта США с международной помощью начали глобальную кампанию по уничтожению террористической организации, ответственной за его проведение. Защитники "Аль-Каиды" из движения "Талибан" были отстранены от власти в Афганистане. Ее тренировочные лагеря были уничтожены, а лидеры вынуждены уйти в подполье и до сих пор остаются в бегах. Многие из тех, кто занимался планированием терактов и рекрутированием смертников, были убиты или захвачены. В результате всех этих мер операционные возможности "Аль-Каиды" значительно ухудшились.

Среда, в которой действуют террористы, также стала гораздо более враждебной для них благодаря беспрецедентно тесному сотрудничеству разведслужб и правоохранительных органов разных стран. Интенсификации этой работы удалось достигнуть, несмотря на политические различия и щепетильность многих ее аспектов. Международная террористическая сеть все еще является серьезной угрозой, но теперь она уже не имеет таких, как раньше, возможностей для проведения мегатеракта.

— Но ведь попытки осуществить теракты были и некоторые едва не удались.

— Да, и об этом нельзя забывать. В конце 2001 года террорист, спрятавший взрывчатку в ботинок, пытался взорвать самолет, летящий в США из Парижа. А в 2009-м чуть не произошла трагедия, когда террористу удалось спрятать в трусах и пронести на борт самолета взрывчатое вещество. Оба устройства не сработали.

Меры безопасности были усилены по всей стране. Однако те же уязвимые мишени, на которые нападают террористы в других странах — поезда, метро, автобусы, рестораны, ночные клубы, достопримечательности,— остаются уязвимыми и в США.

Опасность, которую не стоит недооценивать, исходит от так называемых доморощенных террористов, которые подсаживаются на идеи джихада через интернет и со временем становятся все более фанатичными. Они являются благодатным сырьем для многочисленных рекрутеров международных террористических организаций. С 2001 года правоохранительным органам США удалось выявить и предотвратить около 30 терактов, запланированных доморощенными джихадистами. В основном это были не связанные друг с другом случаи, и в них участвовали заговорщики-одиночки или маленькие группки людей, поэтому обнаружить их было крайне сложно. Доказательств существования большого террористического подполья в США нет.

Еще одним из факторов, объясняющих, почему в США давно не было терактов, является крайне враждебное отношение подавляющего числа американских мусульман к идеям, пропагандируемым "Аль-Каидой". Они всегда пытаются переубедить молодых радикалов, если такие вдруг появляются, не следовать этому курсу, и уже несколько раз передавали властям информацию, на основании которой удалось обезвредить потенциальных террористов.

— Некоторые эксперты говорят, что США просто повезло.

— Да, нам невероятно везло все это время. Ведь столь долгого периода без крупных терактов в США не было с начала 1970-х.

— А что сегодня делается в США для предотвращения терактов?

— Сегодняшние усилия США по борьбе с терроризмом включают в себя дипломатию и международное сотрудничество, разведку, усовершенствование технических средств безопасности и законодательства, укрепление силовых структур и спецподразделений. Нет одного-единственного доминирующего элемента, все зависит от обстоятельств.

Безопасность — это ведь система, а не просто набор отдельных мер. Если, скажем, разведка терпит неудачу, ситуацию могут спасти силовики, а если и они терпят провал, помешать террористу достичь цели может техника. Если же все идет не так, то правильное проектирование и строительство зданий может помочь избежать большого числа жертв, а незамедлительные и эффективные действия после теракта — выявить сообщников и предотвратить следующий теракт.

— А такой теракт, как в Домодедово, мог бы произойти в одном из крупных аэропортов США?

— Да, конечно. Американские аэропорты не раз подвергались нападениям. В 1974 году сумасшедший, называвший себя Alphabet Bomber, взорвал бомбу в международном аэропорту Лос-Анджелеса, убив 3 и ранив 36 человек. В 1975-м террористы взорвали бомбу в зоне получения багажа аэропорта LaGuardia в Нью-Йорке: погибло 14 человек, ранения получили 75. Террорист (jihadist terrorist) из Канады намеревался взорвать крупную бомбу в международном аэропорту Лос-Анджелеса в 1999 году, но он был перехвачен сотрудниками таможни на американо-канадской границе.

Усилия по безопасности в американских аэропортах направлены на то, чтобы оружие и взрывчатые вещества не попали на борт самолета. Стойки регистрации и места получения багажа охватываются камерами и патрулируются полицией. Полиция проводит выборочную проверку транспортных средств, заезжающих на территорию аэропорта, но никакого жесткого периметра вокруг него нет. Аэропорты — общественные места.

Некоторые говорят, что мы должны расширить периметр безопасности и на вход/въезд в аэропорт. Дескать, это поможет предотвратить возможный теракт в здании. Но я считаю это слишком дорогой и малоэффективной затеей. Если жесткие меры безопасности отпугнут террориста от проведения теракта в здании аэропорта, он просто выберет другое людное место — оживленный вокзал, переполненный торговый центр или популярное туристическое место, как Таймс-сквер в Нью-Йорке,— и достигнет того же результата.

Меры по защите одного определенного места или здания дают лишь небольшой эффект и смещают риски на другие объекты. А обеспечить безопасность всех потенциальных объектов нереалистично.

— В России сейчас многие требуют наказать чиновников и глав силовых структур, не сумевших предотвратить теракт. Как вы считаете, должны ли они быть уволены?

— Гибель большого числа невинных граждан при теракте вызывает у людей гнев и желание возмездия, и это естественно. Но иногда это приводит к неадекватному смещению ответственности и вины. В том, что в Домодедово произошел теракт, виноваты террористы, совершившие его.

Из чувства сожаления за случившееся или по политическим соображениям чиновники, возглавляющие спецслужбы или правоохранительные органы, могут быть вынуждены уйти в отставку, сделали ли они что-то не так или нет. Правительство может захотеть назначить на их места новых людей. Но виноватым человека можно считать только тогда, когда в ходе расследования было установлено, что он нарушил свои обязанности или действовал некомпетентно. Не стоит искать козлов отпущения  для успокоения общественности.

Люди должны понимать, что террористы не делают различий между фронтом и тылом, между воюющими сторонами и гражданскими лицами. Ожидать от властей стопроцентного обеспечения безопасности не стоит.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBkULW
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer