Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Евгений Новоселов:
"Неисправность нельзя было предупредить"


16 сентября 2010 года Ринат Накипов, Гудок


Евгений Новоселов, командир экипажа Ту-154, спасший жизни 72 пассажиров, рассказал «Гудку» о подробностях уникальной посадки.

- Тяготит ли вас слава, свалившаяся на вас и на других членов экипажа? Как вы думаете, что изменится в вашей жизни после этого события?

- Думаю, что все кто работает в сфере гражданской авиации, этот случай запомнят надолго. А моя жизнь и жизнь других членов экипажа вряд ли сильно изменится. Вот завершится расследование – вернемся к работе, будем снова летать.

- В интервью вы говорили что не чувствуете себя героями – но все же вы совершили то, что большинству пилотов не удастся? Или ваши коллеги из Мирнинского авиапредприятия тоже смогли бы посадить самолет без приборов?

- Героическим поступок был, если бы кто-то из пилотов почувствовал себя плохо и вместо него к штурвалу сел пассажир и посадил бы самолет сам. Вот он стал бы героем. Уже не раз объяснял, но все же: мы не сделали чего-то выдающегося, а просто выполняли свою работу. Вынужденная посадка пассажирского самолета – не основание для того чтобы делать из нас героев. Хотя стоит признать, что посадка – уникальная, потому что подобная ситуация – полное отключение питания на борту в полетной эксплуатации Ту-154 не описана. А нам помогло чутье, наверное.

- Какие-то другие варианты действий кроме посадки на вертолетную площадку Ижмы вами или другими членами экипажа рассматривались? Например если бы вы не нашли никакой ВПП?

- Да, сценариев для аварийной посадки мы рассматривали несколько. После того как отказали приборы и сработал датчик критического остатка топлива мы снизились и пробили облачность. Стали искать площадку для приземления и почти сразу увидели реку. А река это как минимум ровная поверхность. То есть посадка на поверхность реки – это был основной вариант. Как садиться на воду, нас учили еще в летном училище. Хотя в таком случае имеются риски, но мы были готовы. У нас на борту были даже спасательные жилеты для пассажиров. Однако когда мы подошли к Ижме, то увидели площадку аэродрома. А, уже приблизившись к нему, разглядели бетонную взлетно-посадочную полосу. Тогда приняли решения приземляться на «бетонку»

- Год назад, когда американский летчик посадил самолет на воду в Гудзоне, то выяснилось, что он действовал в соответствии с инструкциями, которые разработаны авиационными службами США. Нужны ли такие инструкции и такие тренировки нашим летчикам?

- А у нас есть подробные документы. Карты аварийных действий четко инструктируют экипаж при посадке в любой внештатной ситуации. С закрылками и без, с выпушенным шасси или без, и даже с одним двигателем. Мы тоже действовали в соответствии с ними. Единственное чем наша посадка была осложнена – тем, что сложились сразу несколько факторов – отказало все электрооборудование, работали только двигатели и прибор указывающий расстояние полета. А в карте аварийных действий все экстремальные ситуации расписаны по отдельности.

- Вы уже рассказали, как садились, ориентируясь на уровень воды, а вот как отсчитывали расстояние до земли?

- Про стакан – выдумка ваших коллег. Старые «дедовский» способ избежать крена в условиях облачности или очень низкой видимости. Когда бортинженер поставил в кабине воду, я сначала подумал – какой молодец Рафик даже попить нам принес. (Смеется). Когда мы пробили облачность, то видимость была нормальная и крена мы избежали. А потом мы про стакан вспомнили, когда уже сели. Из него не пролилось не капли – то есть посадка была достаточно мягкой.
Что касается определения расстояния до земли – то тут все делалось «на глаз», на основании личного опыта, в том числе опыта полетов в малой авиации. Я в свое время много налетал на Ан-2, а Андрей Ламанов – на Ан-24. Нам надо было следить только за тем, чтобы крыльями не зацепить верхушки деревьев. На посадку мы заходили на высоте примерно 100-150 метров.

- Сегодня объявлено, что причиной аварии стали технические неполадки бортовых аккумуляторов. Такого рода неисправности наверняка можно было предотвратить?

- Как вы понимаете, перед полетом самолет проходит самую тщательную проверку. Исправность бортовых аккумуляторов обязательно проверяется техническими службами. Дополнительная проверка проводится уже при взлете. И потом раз мы взлетели без проблем, значит, в начале полета аккумуляторы были абсолютно исправны. Значит неполадки возникли уже в полете. Возможно, сработал эффект «теплового разгона» аккумуляторов. Это электротехническое явление еще тщательно не исследовано учеными и поэтому как-то спрогнозировать такого рода неисправности, на мой взгляд, нельзя. Я не хотел бы углубляться в технические тонкости. Сейчас продолжаются экспертизы – предлагаю дождаться заключения экспертов.

- На ваш взгляд, что сейчас нужно российской авиации – повышать профессионализм пилотов, оснащать парк новейшими самолетами или строить новые аэропорты и модернизировать существующие?

- Главная проблема на сегодняшний день – нехватка пилотов в гражданской авиации. И это вопрос государственной важности. Еще несколько лет назад и зарплаты были минимальными и престиж профессии невысок. Теперь ситуация исправилась. Летный состав начали ценить, зарплаты повысились – летчиков даже переманивают в более крупные авиакомпании. И теперь молодых летчиков сразу после училища сажают сразу на большие самолеты, и они не успевают налетать необходимое количество часов на более простых самолетах.
Корень проблемы в том, что летные училища плохо финансируются и студенты могут проучиться три курса, при этом ни разу не подняться в небо. Приходя на работу в авиакомпанию, молодые летчики готовы управлять самолетом именно в штатном режиме, и могут не справиться в экстремальной ситуации.

Подготовку летных кадров необходимо совершенствовать – либо авиакомпании. Либо государство должны обеспечить условия для летных училищ. Иначе, узнав про этот случай, вдохновившись нашим примером, ребята пойдут учиться на летчиков и не получат каких то необходимых навыков и знаний.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer