Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Евгений Мостовщиков:
Главари похитителей ругались между собой


9 августа 2010 года Юлия Троицкая, РИА Новости


Если бы командир экипажа вертолета Ми-8 Евгений Мостовщиков, работавший в Судане от авиакомпании "Ютэйр" на миссию ООН, мог предвидеть будущее, он, возможно, отказался бы продлить пятую командировку в эту страну. Через неделю после ее продления вертолет, которым управлял Мостовщиков, был захвачен вооруженными людьми, а сам пилот был разлучен со своим экипажем и провел в плену четыре дня. В суданской прессе сообщалось, что якобы вертолет из-за технических неполадок был вынужден приземлиться не там, где нужно, в опасном месте, где орудуют вооруженные группировки. Одна из них и захватила вертолет вместе с российским экипажем и пассажирами. Так ли это было на самом деле? Что пережил в течение этих долгих четырех дней российский пилот, он рассказал в интервью корреспонденту РИА "Новости" Юлии Троицкой в Судане перед отлетом домой.

- Какую задачу Вы выполняли в Дарфуре? Как произошло нападение на команду и пассажиров вертолета? На этот счет существует множество версий. Хотелось бы услышать от очевидца событий, что же случилось на самом деле.

- Мы выполняли полет по заданию миссии ООН в Дарфуре -  нужно было вывезти главарей местных повстанцев из суданской провинции Дарфур в Чад, откуда они на самолете должны были вылететь в Доху (столица Катара, где проходят мирные переговоры между суданским правительством и отдельными повстанческими движениями – прим. авт.).

По координатам, которые были получены в центре управления воздушными перевозками миссии ООН, экипажу удалось подобрать пригодную для посадки вертолета площадку.

Во время первой посадки все прошло нормально, вертолет подобрал трех пассажиров. В салоне находился еще один пассажир - сотрудник миссии ООН, который летел вместе с экипажем из административного центра штата Северный Дарфур Эль-Фашера.

Приземление во втором месте тоже прошло по плану. Но к вертолету подошли вооруженные люди, которые оказались повстанцами из другой группировки. Они отвели пассажиров и экипаж от вертолета и отобрали у всех ценные вещи - документы, деньги, телефоны, часы.

- Были сообщения, что российский экипаж подвергся не только ограблению, но и избиению.

- Они поставили нас на колени, стали бить плетками тех пассажиров, которых мы везли. Мне тоже чуть-чуть досталось плеткой и палкой по голове, поскольку я стоял к ним ближе всех. Но кто-то из старших увидел, что меня ударили, и крикнул, чтобы они перестали это делать. Тех, кого мы везли, избили сильно, разбили им головы, исполосовали спины.

Захватившие вертолет были очень нервными, агрессивными, беспокойными, дрались между собой и вырывали друг у друга из рук автоматы. Я боялся, что они могут кого-то случайно застрелить. Был полный хаос. Единое руководство отсутствовало, несколько главарей даже ругались между собой. Один нам командовал встать, другой тут же приказывал лежать. Один говорил идти к вертолету, другой кричал, чтобы все оставались лежать. Мы не знали, кого слушать.

- Как же случилось так, что Вы оказались отделены от остального экипажа?

- Нападавшие связали  пассажиров, которых мы везли, посадили в джип, и российский экипаж тоже повели к машине.  Но в это время один из них позвал меня: "Кэптен!". Я пошел к вертолету, а мой экипаж тем временем увезли.

Я поднялся в вертолет. Они влезли туда за мной и стали мародерствовать: рвать документы, выбрасывать наши вещи. Хотя в вертолете они вели себя менее агрессивно, чем до этого.

Потом меня вывели из вертолета, и мы с одним вооруженным человеком пошли в том же направлении, в котором увезли мой экипаж. Однако метров через 200 нас нагнал другой человек. После недолгого спора между ними мне показали, чтобы я следовал за своим новым сопровождающим, и он повел меня обратно.

- В каком направлении Вы двигались и где очутились в итоге?

- Мы пошли вдоль горной реки по течению. Шли часа два. Было холодно, я весь промок под сильным ливнем. Несколько речек мы перешли вброд.

Делали привалы, на привалах общались, как могли, знаками, немного по-арабски.

Мой сопровождающий спрашивал меня, кто были те люди, которых мы привезли, откуда их взяли. Мы познакомились, разговаривали о том, кто, где живет, сколько у кого детей и жен. Он сказал, что он из повстанческого движения и три месяца назад возил Халиля Ибрагима (лидера повстанческой группировки "Движение за равенство и справедливость" –прим. авт.) в Хартум.

Мы шли весь день. В полдень вертолет захватили, и до шести часов вечера того же дня мы шли, пройдя за это время, наверное, километров 25.

На одном из привалов мой конвойный Мухаммед сказал, что у него есть телефон. Я накануне записал на бумажке номер заместителя старшего в Чаде, куда мы летели, она была в кармане. Он забрал эту бумажку, сказал, что после темноты мы доберемся до деревни Дума, откуда он позвонит этому человеку.

- Вы что-нибудь ели или пили за время этих блужданий?

- Когда стемнело, мы пошли дальше на север, и в пустыне встретили чабанов. Они нас накормили местной пищей. До этого мы ничего не ели и не пили, у Мухаммеда с собой ничего не было.

Еда наполовину состояла из песка. Попить дали два стакана очень сладкого горячего чая с козьим молоком. Очень хотелось выпить воды, но вода у них была из реки. Они сами ее не пили, только полоскали рот и выплевывали, я поступил так же.

Они мне дали телефон, но связи там не было. После короткого отдыха они запрягли верблюда, сами сели вдвоем на седло, меня посадили на круп и таким образом полчаса скакали, пока я не взмолился, что больше не могу так ехать. Тогда они перепрягли верблюда, подложили какой-то коврик для меня и после этого ехали еще полчаса.

- Где вы провели первую ночь в плену?

- Потом мы остановились, мой сопровождающий и я слезли. Чабан погнал верблюда назад, а мы шли еще часа два по пустыне. Подошли к гребню холмов, стали на них взбираться, думая, что оттуда можно будет позвонить. Решили спать там. Сопровождающий положил под голову свой автомат, мы легли. Было очень холодно, у меня комбинезон был весь мокрый, все мокрое, а ночью градусов 15, к тому же сильно кусали комары. Спали мы на щебенке, но кое-как ночь проспали.

- Не приходили ли Вам за это время в голову мысли о побеге?

- Приходили. Я знал, в какую сторону двигаться до Ниялы (административный центр Южного Дарфура, где расположена база Объединенной миссии ООН и Афросоюза – прим. авт.), но идти 50 километров по пустыне без воды и еды, когда кругом орудуют вооруженные группировки, - сомнительное предприятие.

Кроме того, мне была неизвестна судьба моего экипажа. При любом раскладе оставалось непонятным, как освободить их, поэтому я решил идти за моим сопровождающим. Я рассудил, что если около вертолета меня не застрелили, значит, не для этого ведут. Могли бы убить раньше.

- Знали ли Вы, что вас уже ищут?

- С рассветом мы взобрались на холм еще выше, но телефонной связи опять не было. Вдруг вокруг холма началась стрельба. Мой сопровождающий сказал, что надо ждать, и мы до вечера просидели на этом холме.

Периодически раздавалась стрельба, вокруг летали вертолеты - меня искали, я слышал, и показывал ему, но Мухаммед приказал мне лежать и не высовываться - видимо, боялся чего-то. Когда стемнело, мы пошли в том направлении, где, по его словам, имелся спутниковый телефон, чтобы позвонить.

- Каким образом все-таки произошло Ваше освобождение?

- Мы шли в темноте на юго-запад по пустыне часа три, пока не набрели снова на чабанов, среди которых оказался уже знакомый мне пастух. Там стояла юрта.

Мне постелили коврик на полу юрты, в другой ее части стояла кровать, где этот пастух спал со своей женой. Он принес мне местной еды, которую я есть не стал, но, наконец-то, вдоволь напоил меня водой. Я выпил сразу литра полтора.

Вторую ночь я провел в юрте, а мой сопровождающий куда-то уехал, как он сказал, за Ярославом - вторым пилотом. Мне стало легче, когда я понял, что он знает, где находится остальной экипаж, поскольку до этого он делал вид, что у него нет такой информации.

Весь день я провел в этой юрте. Вечером чабан привез халву, конфеты и макароны, так как до этого я отказывался принимать местную пищу, которую они мне предлагали. Его жена сварила макароны в козьем молоке и тогда я, наконец, нормально поел. Воду мне давали без ограничений.

На следующее утро пастух сказал, что поехал за Мухаммедом. После возвращения он сообщил, что мой сопровождающий приедет через 10 часов. Я решил подождать, а, если он не вернется, уже самостоятельно добираться до Ниялы, для чего уже подобрал у них в юрте подходящую для себя одежду, нашел емкость для воды, набрал в карманы фиников и печенья.

Но Мухаммед действительно приехал через 10 часов и сообщил, что остальной экипаж доставлен в безопасности в Ниялу. Он рассказал, что какие-то люди спрашивали обо мне, и он отвечал, что я в безопасности и со мне хорошо обращаются. Это было правдой - никто мне не угрожал, и ничего плохого с их стороны по отношению ко мне я не видел.

Они мне дали переодеться, на машине довезли до места, где Мухаммед передал меня местному офицеру. После этого меня доставили на военную базу, где уже ждал военный вертолет. На нем меня доставили в миссию ООН в Нияле.

- После всех этих событий согласитесь ли Вы снова поехать в командировку в Судан, если Вам предложат?

- Я бы лучше поехал в Руанду, Кот-д'Ивуар или Либерию, сменил бы направление.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer