– Мейрамхан Джумабаевич, чем уникален этот контракт?
– Прежде всего объемом. За всю историю российского вертолетостроения столь крупную партию – 40 машин – ни один гражданский эксплуатант не заказывал. Благодаря тому, что наша компания и Улан-Удэнский авиационный завод – давний партнер «ЮТэйр» – максимально ответственно отнеслись к исполнению взаимных обязательств, мы смогли прийти к поставке вертолетов с опережением графика. Столь крупный заказ – наш ответ на запросы рынка, неотъемлемая часть большой программы модернизации флота авиакомпании.
– Новых машин требует заказчик?
– Его интересует даже не столько год выпуска вертолета, сколько соответствие самым современным требованиям, предъявляемым к технике при выполнении тех или иных работ. Безусловно, вопросы безопасности здесь стоят на первом месте. С увеличением спроса на вертолетные работы требования клиентов становятся все более серьезными, конкуренция растет, поэтому мы ведем непрерывную работу по модернизации парка винтокрылых машин.
– Где эксплуатируются новые вертолеты?
– Если говорить о географии полетов, то это без преувеличения вся планета. Ми-171 и Ми-8АМТ в нашей фирменной желто-черно-красной раскраске можно увидеть на Африканском континенте, в государствах Европы и Азии, странах Латинской Америки. Сложился пул заказчиков, в том числе иностранных, которые предпочитают именно эти вертолеты. Ми-171 и Ми-8АМТ удовлетворяют потребности в вертолетных работах крупнейших отечественных предприятий нефтегазовой отрасли, эксплуатируются в рамках зарубежных коммерческих контрактов и выполняют большой объем работ по контрактам с Организацией Объединенных Наций.
– Чем руководствуется зарубежный заказчик при выборе авиакомпании? Новые вертолеты покупает не только «ЮТэйр»…
– Заказчик свои требования, как правило, формулирует в конкурсном задании, и авиакомпании сами соотносят с ними свои возможности. Вы правы, парк обновляет не только наша компания. Но не все имеют многолетний опыт создания авиагрупп, действующих за тысячи километров от основной базы.
– Каким образом за рубежом, вдали от заводов и баз, обеспечивается техническое обслуживание вертолетов?
– На самом деле абсолютно неважно, выполняет вертолет работы в России, в Африке или еще где-то. Существует регламент технического обслуживания для каждого типа воздушного судна, и он строго соблюдается везде, во всех странах и регионах России, в которых мы ведем работы. Процедуру технического обслуживания вертолетов авиакомпании «ЮТэйр» осуществляет ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», обладающее сетью линейных станций технического обслуживания (ЛСТО). Все они сертифицированы авиационными властями. Техническое обслуживание, которое они обеспечивают, делится на оперативное (когда инженерно-технический персонал после каждого совершенного полета проводит диагностическую работу с воздушным судном: осматривает, проверяет все рабочие элементы) и периодическое (оно проводится через определенный налет часов). Все работы выполняются согласно регламенту технического обслуживания и эксплуатационной технической документации специалистами, имеющими сертификат (допуск) на определенный тип воздушного судна.
За каждым вертолетом закреплены бригада инженерно-технического персонала и все необходимое оборудование для проведения технического обслуживания в полном объеме. Все линейные станции оборудованы лабораториями для проверки агрегатов авиационного и радиоэлектронного оборудования на соответствие нормам технических параметров. На всех ЛСТО есть специалисты по расшифровке полетной информации, которая после каждого полета детально анализируется. На каждый вертолет и комплектующий его агрегат (двигатель, редуктор, лопасть несущего винта и т.д.) заводится формуляр или паспорт, в котором отражается жизненный цикл изделия от изготовления до отработки ресурса: фиксируются даты изготовления, ремонта; указывается, на какое воздушное судно он установлен; ведется учет наработки, выполнения периодического технического обслуживания и многое другое. Все это довольно сложно, очень затратно, но в результате безопасность всегда обеспечена. Безопасность в принципе не бывает бесплатной или дешевой.
– И все-таки время от времени приходится слышать о происшествиях с вертолетами «ЮТэйр»…
– Приходится. Но, поверьте, гораздо хуже, когда компания умышленно замалчивает неприятные события. Вот наглядный пример. Пару лет назад произошла катастрофа вертолета одной небольшой российской авиакомпании. Погибли экипаж и представитель заказчика. Проведенная проверка показала, что руководство компании за один только предшествующий трагедии год умудрилось утаить более десятка авиационных событий, в том числе несколько серьезных! Критическая масса нарушений, ошибок росла как снежный ком, и результатом такой полуподпольной деятельности стала гибель людей.
Любое авиационное событие с воздушным судном «ЮТэйр» становится достоянием гласности, это политика компании. Мы ничего не скрываем от авиационных властей, надзорных органов, общественности, в том числе ни разу не пытались «накинуть платок на роток» СМИ. Мы проводим разбор полетов, непрерывно работаем над ошибками. Рейсов на вертолетах мы выполняем больше, чем кто-либо в стране. При этом показатели безопасности у нас выше, чем по отрасли в целом. Они соответствуют и превосходят самые строгие международные критерии. Это результат политики в области безопасности полетов, реализуемой в компании.
– Вы делаете ставку исключительно на российские вертолеты?
– На протяжении нескольких лет мы реализуем программу «Легкий многоцелевой вертолет», в рамках которой приобретаем вертолеты ведущих зарубежных производителей. Наработан серьезный опыт их эксплуатации в нашей стране, в ближайшее время планируем приступить к работам за рубежом.
– Насколько сложно обеспечивать исправность импортной техники в условиях, когда она эксплуатируется вдали от разработчиков и производителей?
– У нас замечательный партнер Eurocopter. Мы эксплуатируем винтокрылые машины AS 350, AS 355, BO 105 этого крупнейшего мирового производителя. Весной представители компании провели аудит Центра технического обслуживания и ремонта вертолетов зарубежного производства нашего дочернего общества – ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг». Аудиторы подтвердили соответствие нашего центра требованиям к сервису по техническому обслуживанию вертолетов производства компании Eurocopter.
Буквально в начале июля мы подписали контракт о поставке еще одного вертолета Eurocopter AS 350, приспособленного для полетов в экстремальных условиях. Кроме того, «ЮТэйр» имеет статус первого покупателя новейших вертолетов этой компании –16-местного ЕС 175: мы подписали контракт на поставку 15 вертолетов с возможностью опциона на 15 машин. Интерьер вертолета разрабатывался в тесном сотрудничестве с нашей авиакомпанией. Осенью планируем открыть совместный сертифицированный центр подготовки летно-технического состава. На его базе пилоты и техники смогут проходить подготовку на вертолеты Eurocopter в России. Как видите, намерения у нас серьезные, и мы поступательно их реализуем. Быть мировым лидером в индустрии не только почетно, но и сложно и ответственно!
– Прежде всего объемом. За всю историю российского вертолетостроения столь крупную партию – 40 машин – ни один гражданский эксплуатант не заказывал. Благодаря тому, что наша компания и Улан-Удэнский авиационный завод – давний партнер «ЮТэйр» – максимально ответственно отнеслись к исполнению взаимных обязательств, мы смогли прийти к поставке вертолетов с опережением графика. Столь крупный заказ – наш ответ на запросы рынка, неотъемлемая часть большой программы модернизации флота авиакомпании.
– Новых машин требует заказчик?
– Его интересует даже не столько год выпуска вертолета, сколько соответствие самым современным требованиям, предъявляемым к технике при выполнении тех или иных работ. Безусловно, вопросы безопасности здесь стоят на первом месте. С увеличением спроса на вертолетные работы требования клиентов становятся все более серьезными, конкуренция растет, поэтому мы ведем непрерывную работу по модернизации парка винтокрылых машин.
– Где эксплуатируются новые вертолеты?
– Если говорить о географии полетов, то это без преувеличения вся планета. Ми-171 и Ми-8АМТ в нашей фирменной желто-черно-красной раскраске можно увидеть на Африканском континенте, в государствах Европы и Азии, странах Латинской Америки. Сложился пул заказчиков, в том числе иностранных, которые предпочитают именно эти вертолеты. Ми-171 и Ми-8АМТ удовлетворяют потребности в вертолетных работах крупнейших отечественных предприятий нефтегазовой отрасли, эксплуатируются в рамках зарубежных коммерческих контрактов и выполняют большой объем работ по контрактам с Организацией Объединенных Наций.
– Чем руководствуется зарубежный заказчик при выборе авиакомпании? Новые вертолеты покупает не только «ЮТэйр»…
– Заказчик свои требования, как правило, формулирует в конкурсном задании, и авиакомпании сами соотносят с ними свои возможности. Вы правы, парк обновляет не только наша компания. Но не все имеют многолетний опыт создания авиагрупп, действующих за тысячи километров от основной базы.
– Каким образом за рубежом, вдали от заводов и баз, обеспечивается техническое обслуживание вертолетов?
– На самом деле абсолютно неважно, выполняет вертолет работы в России, в Африке или еще где-то. Существует регламент технического обслуживания для каждого типа воздушного судна, и он строго соблюдается везде, во всех странах и регионах России, в которых мы ведем работы. Процедуру технического обслуживания вертолетов авиакомпании «ЮТэйр» осуществляет ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», обладающее сетью линейных станций технического обслуживания (ЛСТО). Все они сертифицированы авиационными властями. Техническое обслуживание, которое они обеспечивают, делится на оперативное (когда инженерно-технический персонал после каждого совершенного полета проводит диагностическую работу с воздушным судном: осматривает, проверяет все рабочие элементы) и периодическое (оно проводится через определенный налет часов). Все работы выполняются согласно регламенту технического обслуживания и эксплуатационной технической документации специалистами, имеющими сертификат (допуск) на определенный тип воздушного судна.
За каждым вертолетом закреплены бригада инженерно-технического персонала и все необходимое оборудование для проведения технического обслуживания в полном объеме. Все линейные станции оборудованы лабораториями для проверки агрегатов авиационного и радиоэлектронного оборудования на соответствие нормам технических параметров. На всех ЛСТО есть специалисты по расшифровке полетной информации, которая после каждого полета детально анализируется. На каждый вертолет и комплектующий его агрегат (двигатель, редуктор, лопасть несущего винта и т.д.) заводится формуляр или паспорт, в котором отражается жизненный цикл изделия от изготовления до отработки ресурса: фиксируются даты изготовления, ремонта; указывается, на какое воздушное судно он установлен; ведется учет наработки, выполнения периодического технического обслуживания и многое другое. Все это довольно сложно, очень затратно, но в результате безопасность всегда обеспечена. Безопасность в принципе не бывает бесплатной или дешевой.
– И все-таки время от времени приходится слышать о происшествиях с вертолетами «ЮТэйр»…
– Приходится. Но, поверьте, гораздо хуже, когда компания умышленно замалчивает неприятные события. Вот наглядный пример. Пару лет назад произошла катастрофа вертолета одной небольшой российской авиакомпании. Погибли экипаж и представитель заказчика. Проведенная проверка показала, что руководство компании за один только предшествующий трагедии год умудрилось утаить более десятка авиационных событий, в том числе несколько серьезных! Критическая масса нарушений, ошибок росла как снежный ком, и результатом такой полуподпольной деятельности стала гибель людей.
Любое авиационное событие с воздушным судном «ЮТэйр» становится достоянием гласности, это политика компании. Мы ничего не скрываем от авиационных властей, надзорных органов, общественности, в том числе ни разу не пытались «накинуть платок на роток» СМИ. Мы проводим разбор полетов, непрерывно работаем над ошибками. Рейсов на вертолетах мы выполняем больше, чем кто-либо в стране. При этом показатели безопасности у нас выше, чем по отрасли в целом. Они соответствуют и превосходят самые строгие международные критерии. Это результат политики в области безопасности полетов, реализуемой в компании.
– Вы делаете ставку исключительно на российские вертолеты?
– На протяжении нескольких лет мы реализуем программу «Легкий многоцелевой вертолет», в рамках которой приобретаем вертолеты ведущих зарубежных производителей. Наработан серьезный опыт их эксплуатации в нашей стране, в ближайшее время планируем приступить к работам за рубежом.
– Насколько сложно обеспечивать исправность импортной техники в условиях, когда она эксплуатируется вдали от разработчиков и производителей?
– У нас замечательный партнер Eurocopter. Мы эксплуатируем винтокрылые машины AS 350, AS 355, BO 105 этого крупнейшего мирового производителя. Весной представители компании провели аудит Центра технического обслуживания и ремонта вертолетов зарубежного производства нашего дочернего общества – ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг». Аудиторы подтвердили соответствие нашего центра требованиям к сервису по техническому обслуживанию вертолетов производства компании Eurocopter.
Буквально в начале июля мы подписали контракт о поставке еще одного вертолета Eurocopter AS 350, приспособленного для полетов в экстремальных условиях. Кроме того, «ЮТэйр» имеет статус первого покупателя новейших вертолетов этой компании –16-местного ЕС 175: мы подписали контракт на поставку 15 вертолетов с возможностью опциона на 15 машин. Интерьер вертолета разрабатывался в тесном сотрудничестве с нашей авиакомпанией. Осенью планируем открыть совместный сертифицированный центр подготовки летно-технического состава. На его базе пилоты и техники смогут проходить подготовку на вертолеты Eurocopter в России. Как видите, намерения у нас серьезные, и мы поступательно их реализуем. Быть мировым лидером в индустрии не только почетно, но и сложно и ответственно!