Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Михеев:
"Крупных контрактов мы здесь не подписали"


27 июля 2010 года Николай Поросков, Время новостей


О том, как проходил международный аэрокосмический салон «Фарнборо-2010», как на нем выглядела российская делегация, какие выводы из увиденного делает государственный посредник в торговле вооружением и военной техникой, обозревателю «Времени новостей» Николаю Пороскову рассказал в Лондоне руководитель делегации, заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» Александр Михеев.

- Каковы, на ваш взгляд, предварительные результаты салона?

- Крупных контрактов мы здесь не подписали да и не планировали. Наше участие в выставке в основном нацелено на переговоры, встречи, связанные с реализацией ранее подписанных контрактов, обсуждение различных проектов, на определение, куда дальше двигать нашу технику на рынках в тех или иных регионах. И, конечно, надо было посмотреть, что есть у конкурентов, как развивается авиационный рынок, исходя из сегодняшнего состояния мировой экономики.

На этой выставке присутствовали первые лица всех наших авиационных корпораций, холдингов. Это серьезный фактор -- салону в Фарнборо, как и во французском Ле-Бурже, мы придаем большое значение. Не как модному мероприятию, а важному событию в мировом технологическом развитии.

Здесь состоялись встречи с нашими традиционными партнерами -- теми, кто закупает у нас авиатехнику, комплексы ПВО. В частности, встретились с индийскими, китайскими, малайзийскими партнерами. Добавим сюда Индонезию, Вьетнам, Алжир. Провели переговоры с европейскими компаниями, которые участвуют как интеграторы в наших экспортных контрактах.

- Здесь, в Фарнборо, глава фирм «Сухой» и «МиГ» Михаил Погосян говорил, что договор о совместной с Индией разработке самолета пятого поколения конкретизирован и будет подписан до конца этого года. В какой степени индийская сторона будет участвовать в разработке этого истребителя? Будет вкладывать только деньги или технологии тоже?

- Могу подтвердить то, что сказал Михаил Погосян. До конца года мы подпишем дополнение к генеральному контракту на совместную разработку самолета пятого поколения. Все переговоры состоялись, позиция сторон понятна, разделение по работам, участию наших КБ согласовано. Дальше без комментариев: тема на сегодня носит конфиденциальный характер, о глубине работ по согласованию с индийской стороной мы никому не говорим.

- Несмотря на появление новых моделей летательных аппаратов, тема глубокой модернизации, в частности, Су-30МКИ в Индии сегодня остается в силе?

- Парк этих самолетов большой. Индия -- опытный и требовательный эксплуатант, там хорошо развита своя авиационная промышленность, индийцы -- глобальные игроки на мировом рынке авиации, требования у них высокие. С индийской стороной мы согласовали облик глубокой модернизации Су-30МКИ. Проделана большая работа, хотя бы потому что этот самолет -- международный проект. Будут модернизироваться бортовой комплекс, радиоэлектронное оборудование, улучшаться тактико-технические характеристики самолета при применении авиационных средств поражения.

Надеюсь, до конца года проведем переговоры, чтобы министерство обороны Индии могло доложить собственному правительству, а оно примет решение о подписании контракта. Думаю, что интерес к модернизации будет проявлен и другими странами.

- Каковы перспективы затянувшегося тендера на поставку в Индию 126 легких истребителей?

- Мы успешно прошли этапы оценочных испытаний как в Индии, так и в России. Надеемся, что Россия попадет в так называемый короткий список претендентов. На то есть весомые основания. Процедура тендера нам известна и понятна, мы готовы участвовать дальше с расчетом на победу.

- Во время проведения российского авиасалона МАКС-2009 был подписан государственный контракт Минобороны России и корпорацией «Сухой» на закупку самолетов Су-35. Как откликнулся на это обстоятельство международный рынок -- известно, что охотнее покупают те самолеты, которые страна-производитель поставляет в собственные вооруженные силы?

- Несколько стран проявили интерес к этому самолету. Мы провели здесь его презентацию. Предварительно согласован проект контракта с Ливией. Думаю, что уже в этом году первый контракт на Су-35 может быть подписан. Безусловно, те страны, что эксплуатируют самолеты семейства «Сухой», проявляют интерес и к Су-35. Он в принципе переходная модель самолета поколения 4++ к пятому поколению.

- А интерес потенциальных иностранных покупателей к самолету пятого поколения уже есть?

- Да, этот самолет будет востребован, но после того, как завершим испытания и начнем его серийное производство. Появится и экспортная версия этого самолета.

- Каковы сроки ее появления? В прессе проходит информация то о 2012--2013 годах, то о 2014--2015-м. Есть ли прогноз его продаж за рубеж?

- Как только мы сможем экспортировать этот самолет, сразу же дадим свой прогноз. Пока это разработка сугубо для Министерства обороны России, для наших внутренних нужд. Экспортного варианта мы пока не имеем. Под него нужны соответствующее вооружение и интеллект. Существует и совместный российско-индийский проект. Это несколько иная версия самолета.

- Над Фарнборо летал американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Каково ваше впечатление от него?

- Наш самолет будет не хуже, чем зарубежные аналоги. Даже, может быть, будет в чем-то превосходить их.

- В медиацентре салона я увидел красочный плакат: один наш Т-50 против армады западных истребителей пятого поколения. Трудно понять, какой смысл в этот плакат вкладывал художник: то ли один наш самолет в состоянии противостоять такому количеству противников, то ли означает совсем обратное -- вот мы, на Западе, сколько сделали самолетов пятого поколения, а вы сумели склепать лишь один...

- Этот плакат похож на таблицу для проверки зрения. Я склоняюсь к первому варианту: российский самолет настолько силен интеллектуально, что способен противостоять армаде. Но если серьезно, то мы как продавцы испытываем уверенность в перспективе, по крайней мере на ближайшие 10--15 лет. Развивается корпорация «Тактическое ракетное вооружение», в холдингах корпорации «Ростехнологии» формируются научно-технологические заделы. Будут создаваться новые самолетные и вертолетные комплексы.

- Процент авиации в структуре экспортных продаж будет увеличиваться?

- В последние десять лет авиационная составляющая стабильно 45--50% от общего объема экспортных поставок «Рособоронэкспорта». Но у наших основных заказчиков наступила определенная степень насыщения парка авиатехники. Кроме того, мы находимся в состоянии серьезной конкуренции с американскими и французскими компаниями. Идет интенсивная эксплуатация авиатехники, и акценты сделаны на ее модернизацию. В последние пять лет в поставках самолетов у нас был некоторый спад, но мы компенсировали его поставками вертолетной техники. Доля ее поставок увеличилась до примерно 8% общего портфеля заказов "Рособоронэкспорта". Более 3 млрд долл. - таков объем подписанных контрактов и обязательств российской стороны по поставкам вертолетов.

И есть перспектива. Положительно повлияла реорганизация вертолетной промышленности, большую работу провела управляющая компания «Оборонпром». Холдинг «Вертолеты России» обеспечил взаимодействие всех производителей. В итоге получили высокое качество изготовления, более короткие сроки, а это влияет на цену. Вертолеты востребованы не только для перевозки, участия в боевых действиях, но и как патрульные, дозорные, разведывательные.

- Одна из основных опасностей для летательного аппарата - ракеты переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК). Покупатели авиатехники требуют установки систем, защищающих от выстрелов ПЗРК? Например, установки российско-испанской системы, уводящей ракету в сторону от самолета...

- На вертолетах есть бортовые комплексы обороны. Но все зависит от желания заказчика. Как правило, применительно к вертолетам стараются минимизировать расходы и пользуются пассивными системами защиты. Это бронеплиты, дополнительная защита остекления... Самолеты имеют системы защиты, но российско-испанскую систему пока никому не предлагали, она проходит испытания.

- США недавно сняли запретительные санкции с некоторых наших оборонных предприятий, в том числе с «Рособоронэкспорта». Что в связи с этим изменилось для госпосредника?

- Это повлияет на наши взаимоотношения с известными американскими компаниями, которые проявляют интерес к разрабатываемой и изготовляемой российской технике. Наши вертолетные компании проводили на выставках консультации с американцами. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству определила «Рособоронэкспорт» как участника очередного тендера министерства обороны США на поставку вертолетов Ми-17 в Афганистан. Готовим коммерческие предложения. О деталях говорить рано. Идет дискуссия российского МИДа с НАТО. Наша промышленность готова к участию в поставках. К тому же Афганистан традиционно эксплуатирует наши Ми-8, Ми-17.

- Надо ли расширять права и возможности российских оборонных предприятий, имеющих право самостоятельного выхода на внешние рынки?

- Присутствие таких предприятий, безусловно, должно расширяться. Но систему взаимоотношений их с госпосредником надо построить так, чтобы не было недобросовестной конкуренции. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer