Уже одна только мысль о предстоящем полете заставляет внутренне содрогаться, а если все-таки удается попасть на борт авиалайнера без обморока и панической атаки, хочется вжаться в сиденье, покрепче схватиться за ручки кресла и всю дорогу молиться и мечтать, чтобы все это быстрее закончилось. Люди, подверженные таким состояниям, считают, что, скорее всего, они неизлечимы. Однако пилот и психолог Алексей Герваш утверждает: аэрофобию можно победить в 97% случаев. Он готов доказать это на практике с помощью своей программы, которую разработал на базе центра «Летаем без страха».
– Алексей, почему вы вдруг решили бороться с аэрофобиями, ведь пилотам такие состояния несвойственны?
– У меня была девушка, которая всякий раз, когда ей предстояло лететь, изматывала себя и окружающих своими страхами. Несмотря на летный опыт и психологическое образование, мои доводы на нее не действовали. Тогда я всерьез занялся этой проблемой. Так родилась концепция программы «Летаем без страха».
– Какие причины чаще всего приводят к тому, что человек начинает бояться летать?
– Многие считают, что появлению аэрофобии должно предшествовать событие, когда-то чуть не приведшее к авиакатастрофе. Но это совершенно не обязательно. Просто психика человека в силу разных обстоятельств может в определенный момент находиться в таком состоянии, что небольшой прецедент, который ошибочно распознается как опасность, становится отправной точкой для развития расстройства.
– Чего больше всего боятся люди во время перелета?
– Есть так называемая «большая восьмерка страхов». Первый по распространенности – страх, что что-то случится – откажет двигатель, не выйдет шасси, диспетчер неправильно поставит задачу. Правда, такие страхи в основном женские. Далее следует боязнь утраты контроля над ситуацией – от меня ничего не зависит. Это типично мужская разновидность фобии. Некоторые боятся выглядеть неадекватно в глазах окружающих, когда их «накроет». Боятся, что начнут кричать, биться головой в иллюминатор… Подвержены аэрофобии также люди, страдающие клаустрофобией – боящиеся замкнутых пространств. С трудом летают и те, у кого присутствует патологическая боязнь высоты. Вообще на аэрофобии отлично «прорастают» любые патологические страхи. Например, следующая причина аэрофобии – это страх того, что самолет в воздухе нестабилен и каждое движение его ощущается. Еще один, на мой взгляд, самый несуразный страх – это когда уже сам самолет воспринимается как опасность. На самом же деле опасность подавиться за ужином гораздо выше.
– Что, на ваш взгляд, является главным в лечении аэрофобий?
– Устранение первопричины. При боязни замкнутых пространств человеку бесполезно объяснять, что самолет при остановке двигателя не упадет. Ему важно найти способ чувствовать себя комфортно в закрытом салоне самолета.
– Каковы дальнейшие этапы программы?
– Человек приглашается на 1–2-дневный семинар, в зависимости от степени и глубины расстройства. В первый день мы даем информацию об авиации, действительную статистику происшествий, чтобы каждый мог проанализировать и сделать вывод, где шанс погибнуть больше – на земле или в воздухе. Затем работаем над реструктуризацией мышления. Человек должен научиться понимать, что самолет – безопасное пространство и нет никаких причин цепенеть и прислушиваться к работе двигателей. При этом вырабатывается групповая динамика, когда у каждого есть возможность наблюдать образ мышления других людей, это помогает лучше понять и свою тревогу. Учимся и физиологическому контролю своего страха. Второй день – это так называемая экспозиционная терапия. Невозможно вылечить фобию, пока человек лицом к лицу не сталкивается с объектом своего страха. Для этого есть специальные тренажеры, которые создают на земле ощущение полета. Человек погружается в пугающую его ситуацию полета, но при этом он уже обладает навыками контроля своих мыслей и физиологии. И когда активируется механизм страха, никто не сидит, вцепившись в подлокотники, и не «накручивает» себя, а начинает реализовывать на практике полученные знания. Это самая сильнодействующая терапия.
– Алексей, почему вы вдруг решили бороться с аэрофобиями, ведь пилотам такие состояния несвойственны?
– У меня была девушка, которая всякий раз, когда ей предстояло лететь, изматывала себя и окружающих своими страхами. Несмотря на летный опыт и психологическое образование, мои доводы на нее не действовали. Тогда я всерьез занялся этой проблемой. Так родилась концепция программы «Летаем без страха».
– Какие причины чаще всего приводят к тому, что человек начинает бояться летать?
– Многие считают, что появлению аэрофобии должно предшествовать событие, когда-то чуть не приведшее к авиакатастрофе. Но это совершенно не обязательно. Просто психика человека в силу разных обстоятельств может в определенный момент находиться в таком состоянии, что небольшой прецедент, который ошибочно распознается как опасность, становится отправной точкой для развития расстройства.
– Чего больше всего боятся люди во время перелета?
– Есть так называемая «большая восьмерка страхов». Первый по распространенности – страх, что что-то случится – откажет двигатель, не выйдет шасси, диспетчер неправильно поставит задачу. Правда, такие страхи в основном женские. Далее следует боязнь утраты контроля над ситуацией – от меня ничего не зависит. Это типично мужская разновидность фобии. Некоторые боятся выглядеть неадекватно в глазах окружающих, когда их «накроет». Боятся, что начнут кричать, биться головой в иллюминатор… Подвержены аэрофобии также люди, страдающие клаустрофобией – боящиеся замкнутых пространств. С трудом летают и те, у кого присутствует патологическая боязнь высоты. Вообще на аэрофобии отлично «прорастают» любые патологические страхи. Например, следующая причина аэрофобии – это страх того, что самолет в воздухе нестабилен и каждое движение его ощущается. Еще один, на мой взгляд, самый несуразный страх – это когда уже сам самолет воспринимается как опасность. На самом же деле опасность подавиться за ужином гораздо выше.
– Что, на ваш взгляд, является главным в лечении аэрофобий?
– Устранение первопричины. При боязни замкнутых пространств человеку бесполезно объяснять, что самолет при остановке двигателя не упадет. Ему важно найти способ чувствовать себя комфортно в закрытом салоне самолета.
– Каковы дальнейшие этапы программы?
– Человек приглашается на 1–2-дневный семинар, в зависимости от степени и глубины расстройства. В первый день мы даем информацию об авиации, действительную статистику происшествий, чтобы каждый мог проанализировать и сделать вывод, где шанс погибнуть больше – на земле или в воздухе. Затем работаем над реструктуризацией мышления. Человек должен научиться понимать, что самолет – безопасное пространство и нет никаких причин цепенеть и прислушиваться к работе двигателей. При этом вырабатывается групповая динамика, когда у каждого есть возможность наблюдать образ мышления других людей, это помогает лучше понять и свою тревогу. Учимся и физиологическому контролю своего страха. Второй день – это так называемая экспозиционная терапия. Невозможно вылечить фобию, пока человек лицом к лицу не сталкивается с объектом своего страха. Для этого есть специальные тренажеры, которые создают на земле ощущение полета. Человек погружается в пугающую его ситуацию полета, но при этом он уже обладает навыками контроля своих мыслей и физиологии. И когда активируется механизм страха, никто не сидит, вцепившись в подлокотники, и не «накручивает» себя, а начинает реализовывать на практике полученные знания. Это самая сильнодействующая терапия.