- Александр Николаевич, сколько ракет-носителей "Союз-ST" уже законтрактовано на запуски с Гвианского космического центра?
- У нас подписаны контракты по 15-й носитель включительно. Это твердые заказы. Сейчас обсуждается контракт еще на 7-10 носителей. То есть на семь запусков у Европейского космического агентства есть полезные нагрузки, и они готовы их заказать. Но мы настаиваем, чтобы в заказ были включены еще три ракеты в качестве опциона.
- Когда может быть подписан новый контракт?
- Есть надежда, стремление обеих сторон, 19 июня в рамках космической выставки, которая пройдет в Париже в рамках Года России во Франции, подписать этот контракт. В целом, могу сказать, что для "ЦСКБ-Прогресс" российско-французский проект "Союз - Куру" - один из приоритетов. Повышенное внимание его реализации уделяют государственные структуры, в том числе Роскосмос.
- В Куру уже две ваши ракеты. Как проходят их испытания?
- Мы провели испытания на одном носителе - все работы вплоть до установки носителя на вывозную платформу. Они прошли без замечаний.
Есть, конечно, некоторые вопросы, которые необходимо будет решить, поскольку техническая позиция для наших ракет - новая, условия старта тоже другие. Поэтому мы должны откорректировать свою документацию в соответствии с выполненными работами.
Собственно, мы готовы к вывозу ракеты на стартовый комплекс. Дата первого запуска определена - это 17 декабря. Но все будет зависеть от выполнения графика работ. Сегодня, в принципе, отставаний нет.
- Периодически поднимается вопрос о возможности пилотируемых запусков "Союзов" с Куру. Насколько это актуально сегодня?
- Прежде всего, мы должны закончить летно-конструкторские испытания ракеты-носителя "Союз-2". Как, вы, наверное, знаете, с Гвианского космического центра будут работать ракеты "Союз-2" в разных вариантах - "1А" и "1Б". Какой вариант ракеты будет использоваться с Куру, зависит от полезной нагрузки, которая сейчас формируется. Европейцы тяготеют к варианту "Союз-2-1Б".
То есть сначала в России должна быть реализована соответствующая программа по переводу пилотируемых запусков на ракеты "Союз-2". Сегодня для запусков по программе МКС используются наши старые ракеты "Союз-У" и "Союз-ФГ". Только после этого может быть рассмотрен вопрос применения Гвианского космодрома под пилотируемые запуски с использованием наших ракет.
- Когда "Союзы-2" могут сменить старые "Союзы" в нашей пилотируемой программе?
- Программа смены носителей не сверстана. Она должна быть готова в середине текущего года. То есть сейчас нельзя пока сказать, когда пилотируемая программа будет переведена на ракеты "Союз-2" и, соответственно, когда прекратится эксплуатация ракет "Союз-У" и "Союз-ФГ".
Что касается модернизации "Гагаринского старта" на Байконуре под ракету "Союз-2", могу сказать, что проведена рекогносцировочная комиссия. Сейчас считают объемы необходимого финансирования под эту программу.
По программе МКС мы уже один запуск осуществили с 31-й площадки, и сейчас оформляется решение на проведение запуска очередного грузовика в этом году с этой же площадки. То есть происходит плавный переход. И, конечно, та частота запусков, которая сегодня существует по программе МКС, предполагает использование 31-й площадки, которая сегодня является универсальной. С нее могут стартовать и ракеты "Союз" и "Союз-2".
- Как идет переоснащение стартовых комплексов на Байконуре под модернизированную ракету?
- Проведена рекогносцировочная комиссия по адаптации 5-й стартовой площадки ("Гагаринский старт" - ИФ-АВН) или как ее еще называют "двойки" под ракеты "Союз-2". Сейчас смотрятся финансовые средства на эту операцию. После того как все это будет просчитано и сверстано, будет решаться вопрос создания комплексной программы перевода пилотируемой программы на "Союз-2".
- Вопрос о разрабатываемом "ЦСКБ-Прогресс" легком носителе "Союз-2-1В". Почему он понадобился? Ведь есть конверсионный "Рокот".
- Я не буду говорить о тех носителях, которые сходят с арены. Скажу только, что легкий носитель сегодня актуален. К тому же, вы понимаете, наверное, сколько сегодня есть стартовых позиций под ракеты Р-7. И мы берем в этом проекте тем, что планируем использовать имеющиеся стартовые позиции.
На космодроме Плесецк уже отработали рекогносцировочные комиссии по 3-му и 4-му стартам (пусковые установки №3 и №4 на 43-й площадке - ИФ-АВН). То есть мы смотрим два старта с прицелом на их модернизацию под ракеты "Союз-2" , в том числе под легкий вариант "Союз-2-1В".
- Когда может быть первый запуск легкого "Союза"?
- Мы взяли на себя обязательства обеспечить первый запуск легкого носителя в конце следующего года. Договорились со всей кооперацией. Подписаны контракты по двигателю НК-33, системе управления, телеметрии, по всем составляющим. 17-18 июня мы должны провести защиту дополнений к эскизному проекту.
- Какие у "ЦСКБ-Прогресс" планы по дальнейшей модернизации "Союз-2", в частности разработке "Союз-2-3"?
- Мы в этой линейке ракет смотрели варианты носителей на 12 тонн, а также на 14, 16 и 18 тонн. То есть семейство достаточно серьезное.
При этом хочу сказать, что мы сейчас ракету легкого класса делаем из того расчета, что это без серьезных доработок будет центром, центральным блоком ракеты-носителя "Союз-2-3". То есть основой всей линейки носителей этого типа. Это значительно приближает решение общих задач.
- Как обстоят дела с разработкой носителя для космодрома Восточный?
- Направление работ по созданию ракеты-носителя "Русь-М" для запусков с космодрома Восточный никак не пересекается с линией на модернизацию "Союзов-2". "Русь-М" - это носитель повышенной грузоподъемности. Начальный базовый вариант - 23,5 тонны, с достижением в перспективе грузоподъемности в 100 тонн. В планах, связанных с космодромом Восточный, нам было предложено предусмотреть линейку развития. Мы это сделали.
У нас подписаны практически все тома эскизного проекта. В ближайшее время проведем научно-технический совет и разошлем все материалы для экспертизы эскизного проекта.
Базовая конструкция носителя для космодрома Восточный определена. На первом этапе, для ракеты грузоподъемностью в 23,5 тонны, это использование на первой ступени двигателей РД-180, на верхних ступенях - РД-0146 и других водородных двигателей.
Что касается последующих модификаций грузоподъемностью 50-100 тонн, то вторая ступень - это, конечно, водородные двигатели. Это размерность, которая была у малой и большой ракеты "Энергия".
Поставщики двигателя НК-33 имеют возможность обеспечить ими и нашу компанию, и американскую "Аэроджет". Сегодня отрабатывается вопрос по началу воспроизводства этих двигателей на российской территории. Этим сейчас занимаются корпорация "Оборонпром" и Объединенная двигателестроительная корпорация.
По новому блоку выведения "Волга" для ракеты "Русь-М" эскизный проект разработан. Его защита состоится в ближайшее время. Документация практически собрана. Мы получили замечания по проекту, устранили их и ждем окончательной защиты.
Естественно, начало работ по строительству стартового комплекса под ракету "Русь-М" на Восточном связано с защитой эскизного проекта носителя.
- Вы делаете также новый аппарат дистанционного зондирования Земли - "Ресурс-П". В чем будет его отличие от "Ресурса-ДК", который сейчас на орбите?
- В сравнении с "Ресурсом-ДК" это качественно новый аппарат, в том числе по используемой на нем специальной аппаратуре. Там есть и гиперспектральная и широкозахватная аппаратура.
Сегодня мы находимся в стадии создания всех комплектующих систем, заканчиваем комплектование элементной базы. График предусматривает, что в середине следующего года аппарат можно будет вывести на космодром и во второй половине года осуществить его запуск.
В соответствии с Федеральной космической программой, мы ведем работу над тем, чтобы в 2011 году запустить первый аппарат "Ресурс-П", а в 2013 году - второй, чтобы была группировка.
- Как идут работы над научными спутниками?
- Планы выведения на орбиту научных спутников "Бион" и "Фотон" соответственно в 2012 и 2013 годах будут выдержаны в обязательном порядке. "Бион" уже находится в сборке, включая все комплектующие, агрегатные и приборные системы, а также спускаемый аппарат.
"Фотон" также находится в сборке. Комплектующие системы для него в процессе изготовления. В начале следующего года пойдет полномасштабная поагрегатная сборка аппарата.
- Какую долю работ "ЦСКБ-Прогресс" выполняет для Минобороны?
- У нас очень серьезное взаимодействие с министерством обороны. Если говорить о структуре загрузки предприятия, то у нас примерно 30-35 % - это заказы Минобороны, 40-45 % - составляющая Роскосмоса, и оставшаяся доля - это коммерческая составляющая, то есть то, что связано с коммерческими услугами.