Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Рене Пишель:
На орбите вместе с Россией


30 июня 2010 года Анна Потехина, Красная звезда


Европа участвует в осуществлении полетов в космос с самого начала космической эры. Сегодня она запускает спутники наблюдения, навигации и связи, отправляет космические зонды в дальние уголки Солнечной системы и сотрудничает по международным пилотируемым программам. Европейское космическое агентство (ЕКА) участвует в разработке ракет-носителей и космических аппаратов, в создании объектов наземной инфраструктуры. Объединение ресурсов 18 стран - членов ЕКА позволяет агентству реализовывать программы, масштабы которых выходят далеко за рамки возможностей любого отдельно взятого европейского государства. В июне Европейскому космическому агентству исполнилось 35 лет. Сегодня наш собеседник - Рене ПИШЕЛЬ - глава постоянного представительства ЕКА в России.

Рене Пишель
3 июня в Москве стартовал эксперимент «Марс-500», в рамках которого шесть добровольцев вошли в наземный имитатор марсианского космического корабля и на 520 суток закрыли за собой люки.
Эксперимент состоит из трех основных этапов: 250-суточный «перелет» с Земли на Марс, 30-дневное пребывание на его поверхности и 240-суточное возвращение. После 250 суток «полета» экипаж разделится: три человека в скафандрах «Орлан» осуществят «высадку» на поверхность Красной планеты и станут «первопроходцами», трое других членов экипажа будут ожидать возвращения товарищей на «околомарсианской орбите».
Международную экспедицию возглавляет россиянин Алексей Ситев, врач миссии также российский гражданин Сухроб Камолов, помогать им на борту в качестве космонавта-исследователя будет Александр Смолиевский. Бортинженером назначен Ромэн Шарль из Франции, итальянцу Диего Урбине и китайцу Ван Юэ отведены должности исследователей.
«Марсианский космический корабль» смонтирован в Москве на площадях Института медико-биологических проблем и включает в себя экспериментальный, жилой и посадочный модули, кладовую и мини-оранжерею. Отдельно построен модуль, имитирующий поверхность Марса, туда будут «высаживаться» трое участников эксперимента.
Цели эксперимента «Марс-500» таковы: изучение взаимодействия «человек - окружающая среда» и получение экспериментальных данных о состоянии здоровья и работоспособности человека, находящегося в условиях изоляции в герметично замкнутом пространстве ограниченного объема при моделировании основных отличий и ограничений, присущих марсианскому полету.

- Господин Пишель, разрешите в начале нашего разговора задать вам провокационный вопрос: в апреле один легендарный российский академик назвал эксперимент «Марс-500», который организован в сотрудничестве с Европейским космическим агентством, «авантюрой века», каково ваше мнение об этом проекте?
 
- Действительно, полет на Марс произойдет не завтра и не послезавтра. И скорее всего не в следующие десять лет. С этой точки зрения можно сказать, что этим, по большому счету, и не нужно заниматься сейчас. С другой стороны, надо начинать подготовку к полету на Марс, исходя из тех средств и ресурсов, которые имеются у нас сегодня. Поскольку у нас сейчас нет двигателей на нехимической тяге, способных вывести ракету в дальний космос и обеспечить выполнение миссии в возможно более короткие сроки, нужно заниматься чем-то более «дешевым» и прагматичным. Данные, которые будут получены в ходе эксперимента «Марс-500», обязательно будут востребованы и через 10—20 лет. Кроме того, исследования человеческого организма, помещенного на длительный срок в замкнутое пространство, могут быть использованы и для современной науки на Земле.
С точки зрения затрат, может быть, они сейчас и не окупаются. Но ведь космическая отрасль создавалась не из-за прибыли. И это всегда так будет. На сегодняшний день однозначно прибыльными является, пожалуй, лишь область, связанная с космическими телекоммуникационными технологиями. В конце 1990-х годов ожидалось, что прибыльными будут и снимки из космоса. А сегодня мы видим, что такие фото размещаются в том же GOOGLE фактически бесплатно. Десять лет назад никто этого не ожидал. Нельзя ждать от космонавтики немедленной отдачи. Если мы хотим получить результаты от дистанционного зондирования Земли, то нужно набраться терпения, так как данные ДЗЗ, полученные из космоса, имеют более глобальный характер, чем те же данные, полученные, например, с самолета. Так и с экспериментом «Марс-500»: результаты, кажущиеся сегодня незначительными, будут через 20—30 лет бесценными.
 
- Каково участие ЕКА в программах по освоению дальнего космоса в целом?

- Составленная на двадцать лет вперед программа ЕКА под названием «Космическое видение» (Сosmic Vision) - это отправная точка важнейших исследований в области космической науки в поисках ответов на вопросы о существовании других миров и развитии жизни во Вселенной с момента Большого взрыва до наших дней. Основные направления исследований программы «Космическое видение»: условия формирования планет и возникновения жизни, фундаментальные физические законы Вселенной, происхождение Вселенной и ее химический состав.
ЕКА инициировало несколько научных космических проектов, чтобы понять, как функционирует Солнечная система и в чем уникальность Земли.
Аппарат Mars Express (2003 год) нашел залежи водяного льда на Марсе и в настоящее время выполняет картирование его поверхности. Зонд Venus Express (2005 год) продолжает изучение плотной венерианской атмосферы с ее сильнейшим парниковым эффектом. Станция Huygens (2004 год) совершила посадку на спутнике Сатурна Титан для исследования его химического и минералогического состава. Космический аппарат Rosetta (2004 год) движется навстречу комете 67З /Чурюмова - Герасименко, чтобы в 2014 году приблизиться к ней и помочь ученым установить, были ли кометы источником воды и жизни на Земле. Миссия BepiColombo предполагает изучение ближайшей к Солнцу планеты Меркурий, что позволит понять принципы зарождения и развития планет вблизи звезд.
ExoMars станет первой миссией ЕКА по изучению поверхности другой планеты с помощью марсохода. Одна из научных задач проекта - определить, была ли на Марсе жизнь и есть она там теперь. Ответить на этот вопрос необходимо в связи с подготовкой будущих пилотируемых экспедиций на Красную планету.
В 2014 году планируется запуск нашего аппарата BepiColombo на Меркурий, в 2016—2018 годах предстоят дальнейшие совместные с НАСА исследования Марса по программе ExoMars.
Европейские космические аппараты на протяжении многих лет осуществляли мониторинг нашей звезды и исследовали прилегающее к ней пространство. В настоящее время за Солнцем наблюдает большое количество космических аппаратов. По данным миссии Ulysses (совместный проект ЕКА и НАСА) составлена первая карта гелиосферы от экватора Солнца до его полюсов. Запущенные ЕКА четыре аппарата Cluster изучают взаимодействие между земной магнитосферой и солнечным ветром.
Обсерватория SOHO, находящаяся в особой точке космического пространства над обращенной к Солнцу стороной Земли, передает на землю изображения солнечных вспышек и зондирует невидимую внутреннюю структуру Солнца. Особенно примечательны полученные обсерваторией данные по выбросам коронального вещества, во время которых Солнце извергает в пространство гигантские облака газа. Разработанные совместно с Китаем космические аппараты Double Star изучают взаимодействие солнечного ветра и магнитосферы Земли.
Накапливая опыт пилотируемых полетов в процессе эксплуатации МКС, Европа также участвует в разработке планов будущих международных экспедиций за пределы околоземной орбиты.
Эти планы предполагают прежде всего полеты автоматических аппаратов, которые подготовят основу для строительства обитаемых баз на Луне и исследования Марса с помощью роботов. В долгосрочной перспективе - осуществление пилотируемой экспедиции на Марс, намеченной на период после 2030 года. Предстоит ряд пилотируемых и автоматических экспедиций для проверки и совершенствования технологий и знаний, которые позволят благополучно доставить людей на Марс и обратно. Организация этих полетов подразумевает значительный прогресс в таких областях, как системы управления, робототехника, двигательные установки и системы обеспечения.

- Проект «Союз» в Куру», к которому приковано особое внимание, создается при участии ЕКА...

- Муниципальный округ Куру во французской Гвиане, расположенный между зоной тропических лесов Южной Америки и Атлантическим побережьем, хорошо знаком заказчикам пусковых услуг всего мира. Здесь расположен Гвианский космический центр - европейский космопорт.
Он отличается высокой эффективностью, безопасностью и надежностью. Кроме обслуживания запусков европейских космических аппаратов, космопорт проводит запуски по заказам США, Японии, Канады, Индии, Бразилии и ряда других стран. На сегодня европейский парк ракет-носителей представляет собой ракеты тяжелого класса Ariane 5 GS и Ariane 5 ECA. В будущем его пополнят и российские носители среднего класса «Союз», а также европейская ракета-носитель легкого класса Vega.
Заказчиком и руководителем программы «Союз» в ГКЦ» является Европейское космическое агентство. Эксплуатацией стартового комплекса «Союз» занимается компания «Арианеспас». Она также отвечает за поставку российского оборудования в ГКЦ, координацию и обеспечение работ российской стороны на этапе создания и является оператором пусковых услуг ракеты-носителя «Союз-СТ» на этапе эксплуатации.
За выполнение программы «Союз» в ГКЦ» и координацию работы с российскими предприятиями ракетно-космической отрасли, задействованными в программе, с российской стороны отвечает Федеральное космическое агентство (Роскосмос). По взаимной договоренности между европейской и российской сторонами первый запуск ракеты «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане намечен на конец 2010 года. Российской ракете-носителю предстоит вывести на геостационарную орбиту спутник связи HYLAS 1 компании Avanti Communications.
В дальнейшем планируется осуществлять 4—5 пусков в год «Союз- СТ» с европейского космодрома. Благодаря расположению центра в экваториальной области Земли модернизированная российская ракета «Союз-СТ» сможет выводить на орбиты более тяжелые космические аппараты, чем при запусках с космодромов Байконур и Плесецк.
Сегодня на стартовом комплексе ракеты-носителя «Союз» во Французской Гвиане проводятся заключительные операции по сборке мобильной башни обслуживания. В настоящее время полностью собрана рамочная конструкция башни, установлены боковые металлические панели.
Мы очень заинтересованы в том, чтобы пуск российской ракеты состоялся в установленный срок. На мой взгляд, все предпосылки для этого есть.

- Что вы можете сказать об участии ЕКА в программе строительства МКС?

- Эта станция - крупнейший совместный проект в истории науки, объединивший США, Россию, Японию, Канаду и Европу. Участие ЕКА в этом партнерстве послужило стимулом для европейской промышленности, позволило значительно продвинуться в разработке и производстве космических систем и оборудования. Ключевым вкладом Европы в строительство МКС стал многоцелевой лабораторный модуль Columbus. Это полностью оборудованная лаборатория для проведения десятков экспериментов в условиях невесомости. На Земле от нее ожидают серьезной отдачи в области науки, технологии, медицины и в подготовке пилотируемых полетов за пределы околоземной орбиты. За время эксплуатации лаборатории уже получены важные результаты в области физики плазмы, экзобиологии, в изучении свойств костных и мышечных тканей. По мере того, как близится к завершению строительство МКС, все полнее используются ресурсы этой уникальной лаборатории.
Еще один вклад ЕКА - автоматический транспортный корабль АТВ - серия беспилотных грузовых кораблей, выполняющих стыковку и расстыковку в автоматическом режиме, доставляющих запасы еды, топлива и другие грузы. Корабли АТВ также используются для коррекции орбиты МКС и удаления со станции отходов, впоследствии сгорающих в атмосфере.
Вслед за успехом первого полета корабля АТВ Jules Verne в 2008 году планируется разработка перспективного возвращаемого корабля, который, вместо того чтобы вывозить мусор со станции, мог бы вернуться на Землю с грузом и результатами выполненных экспериментов.
     
- Каково состояние и перспективы европейской навигационной системы Galileo?
  
- Программа Galileo, реализуемая по инициативе Европейской комиссии и ЕКА, обеспечит Европу независимой глобальной спутниковой навигационной системой, совместимой с ныне существующими - американской GPS и российской ГЛОНАСС, которые первоначально были разработаны для нужд военных ведомств. Уже сегодня функционирует Европейская служба дифференциальных поправок EGNOS, которая считается предшественницей Galileo и первым европейским проектом в области спутниковой навигации.
Сейчас на орбите работают два экспериментальных спутника системы Galileo - GIOVE-A и В. В соответствии с имеющимися планами, в 2011—2012 гг. будет произведена оценка функционирования на орбите прототипа системы в составе четырех спутников, а к 2015 году на орбиту должны быть запущены первые десять оперативных спутников, система «Галилео» достигнет состояния так называемой начальной оперативной готовности.
     
- В июне американская компания SpaseX впервые запустила частную ракету Falcon 9, которая в принципе может составить конкуренцию тому же «Днепру», «Рокоту», вашей перспективной ракете Vega. А как вы относитесь к конкуренции на мировом космическом рынке?

- Всегда хорошо, когда космос развивается, повышается общий технический и технологический уровень космонавтики. В конце концов у каждого есть своя ниша - в космосе хватит места всем. Наша политика заключается в том, чтобы осуществлять запуски на собственных носителях, так как мы, естественно, стремимся к тому, чтобы деньги оставались в Европе.

- Какие есть совместные европейско-российские проекты?

- Говоря формально, взаимодействие ЕКА с Россией началось в 1995 году. Хотя фактическое сотрудничество было заложено гораздо раньше, когда мы начали обмениваться информацией с научных спутников. Мы работали совместно по тематике космической станции «Мир». Сегодня это Международная космическая станция и проект «Союз» в Куру». У нас заключен контракт на запуск двух космических аппаратов с помощью ракеты-носителя «Рокот» с космодрома Плесецк. Думаю, что взаимовыгодное и тесное сотрудничество между Европой и Россией в космической области имеет глубокие исторические корни и будет успешно развиваться и далее по многим направлениям.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer