- Виктор Петрович, когда эскизный проект новой ракеты-носителя "Русь-М" будет представлен на рассмотрение в Роскосмос?
- Эскизное проектирование ракеты-носителя "Русь-М" началось в прошлом году, после проведенного Роскосмосом конкурса. Проект исполняется тремя крупнейшими предприятиями ракетно-космической отрасли - самарским предприятием "ЦСКБ-Прогресс" в кооперации с РКК "Энергия" и ГРЦ Макеева. Они практически уже завершили эскизное проектирование. На днях проект будет представлен в Роскосмос. Мы соберем комиссию для рассмотрения этого проекта. По результатам рассмотрения будет принято дальнейшее решение.
- Сколько обычно отводится времени на рассмотрение эскизного проекта?
-Мы должны завершить рассмотрение и принять решение по дальнейшему развитию проекта в этом году к сентябрю-октябрю. Опытно-конструкторская работа - это чрезвычайно важный этап, потому что все дальнейшие работы по проектированию будут отталкиваться от эскизного проекта. На этом этапе основные концептуальные решения, облик и архитектура ракеты должны быть ясны.
Как только утвердим эскизный проект, приступим к рабочему проектированию и созданию опытного образца. Будет создано большое количество всевозможной документации, образцов техники, агрегатов, которые будут испытываться, интегрироваться в ракету. Мы планируем к 2015 году начать летные испытания ракеты-носителя "Русь-М".
- Сколько необходимо провести испытательных пусков?
-Количество определяется программой испытаний. Ее пока нет. Практика говорит о том, что обычно требуется не меньше десяти.
- Испытания новой ракеты-носителя "Русь-М" будут вестись вместе с испытаниями нового корабля?
Сначала нужно сделать ракету-носитель определенной грузоподъемности. Она должна обеспечить нам к 2015 году выведение на орбиту полезных нагрузок, а в 2018 году выведение пилотируемого корабля. Сейчас трудно назвать все задачи, для решения которых ракета может использоваться, но в техническом задании заложены широчайшие возможности. Самое главное, что мы предусматриваем в перспективе наращивание потенциала этой ракеты, например, ее грузоподъемности.
Если мы сейчас летаем на ракетах, которые были созданы в 1950-х годах и после ряда модернизаций продолжают выполнять свою работу, то и та ракета, над которой мы сейчас работаем, должна прослужить не меньший срок.
- Стартовая площадка под новую ракету "Русь-М" будет только на космодроме Восточный или также на Байконуре?
-Пока только на Восточном. И это пока единственный старт, который будет на космодроме. Но я уверен в том, что Восточный с одним стартовым комплексом не останется, и затем там появятся пусковые площадки под другие ракеты-носители.
- Как Вы можете прокомментировать предложения по использованию ракет-носителей "Зенит" для запусков нового корабля?
-Я слышал об этом предложении. Это инициативные идеи фирм, Роскосмос их пока не рассматривал. У меня в этом отношении своя позиция. Я не поддерживаю такую идею, поскольку считаю, что использование "Зенита" не приблизит нас ни по срокам, ни по технологиям к той цели, которую мы поставили - созданию нового поколения космической техники. Одно дело брать за базу идею, опыт создания "Зенита", и стоит сказать, что ряд "зенитовских" принципов мы уже заложили в новую ракету, а другое - создавать новую ракету на основе "Зенита". Я думаю, это не целесообразно.
- После создания ракеты "Русь-М" можно ли поставить крест на планах создания тяжелой "Ангары-5П" для пилотируемых полетов?
-"Ангара" создается для совершенно иных задач, хотя возможность ее использования для пилотируемых целей будет изучаться. Такой проект центром им. Хруничева был представлен на прошлогоднем конкурсе, но комиссия посчитала, что для пилотируемых задач нужно создавать ракету иного плана. Другое дело, что "Ангара" может и, думаю, будет использоваться для запуска грузовых кораблей. У "Ангары" большое будущее. Напомню, что "Ангара" - это первая ракета, которая создается в современной России. Она воплотила в себя весь российский и мировой опыт ракетостроения.
Спросите, зачем изучать возможность использования "Ангары" для пилотируемых запусков? Причин тут много. Главная из них - иметь альтернативу ракете-носителю "Русь-М", потому что если у нас будет один носитель, то это не совсем правильно. Всегда должна быть какая-то альтернатива, как говорится запасной вариант.
- Будут ли создаваться сверхтяжелые ракеты-носители?
-Да, мы уже закладываем создание сверхтяжелой ракеты-носителя в планы наших дальнейших разработок, а также в перспективную структуру Восточного. Это направление соответствует основам развития космической деятельности России. Конкурс на ее создание мы объявим только тогда, когда будут средства, ведь эта ракета не из дешевых. Она будет стоить многие миллиарды рублей.
Облик ракеты будет определен к 2020 году и в ней будет использован опыт наших конструкторов, трудившихся над ракетами "Н-1" и "Энергия". Опыт в создании сверхтяжелых ракет у нас есть, кадры тоже есть. Будут средства - мы имеющиеся идеи реализуем.
- Для каких целей можно будет использовать сверхтяжелые ракеты-носители?
-Главная цель - выведение на орбиту больших нагрузок, например, для формирования крупных межпланетных перелетных модулей или орбитальных станций. К сожалению, других способов это сделать нет. По моему мнению, проще выводить большую нагрузку сразу, чем много маленьких сегментов постепенно, стыкуя их на орбите.
- Когда начнется строительство космодрома Восточный?
-Сейчас мы еще не определились со сроками начала строительства, но проектирование уже идет второй год подряд, правительством выделяются все необходимые средства. Ведется согласование с органами исполнительной власти, обосновываются необходимые инвестиции и сроки, когда эти инвестиции можно привлечь. Если Минэкономразвития посчитает, что значительные экономические вложения на строительство, которые измеряются сотнями миллиардов рублей, могут начать поступать с 2012, значит и само строительство начнется в 2012 году, если на год раньше - значит с 2011 года. Но прежде мы должны иметь всю документацию, чтобы приступить к строительству. Я думаю, что из "ворот" 2011-2012 года мы не выскочим.
- Эскизное проектирование ракеты-носителя "Русь-М" началось в прошлом году, после проведенного Роскосмосом конкурса. Проект исполняется тремя крупнейшими предприятиями ракетно-космической отрасли - самарским предприятием "ЦСКБ-Прогресс" в кооперации с РКК "Энергия" и ГРЦ Макеева. Они практически уже завершили эскизное проектирование. На днях проект будет представлен в Роскосмос. Мы соберем комиссию для рассмотрения этого проекта. По результатам рассмотрения будет принято дальнейшее решение.
- Сколько обычно отводится времени на рассмотрение эскизного проекта?
-Мы должны завершить рассмотрение и принять решение по дальнейшему развитию проекта в этом году к сентябрю-октябрю. Опытно-конструкторская работа - это чрезвычайно важный этап, потому что все дальнейшие работы по проектированию будут отталкиваться от эскизного проекта. На этом этапе основные концептуальные решения, облик и архитектура ракеты должны быть ясны.
Как только утвердим эскизный проект, приступим к рабочему проектированию и созданию опытного образца. Будет создано большое количество всевозможной документации, образцов техники, агрегатов, которые будут испытываться, интегрироваться в ракету. Мы планируем к 2015 году начать летные испытания ракеты-носителя "Русь-М".
- Сколько необходимо провести испытательных пусков?
-Количество определяется программой испытаний. Ее пока нет. Практика говорит о том, что обычно требуется не меньше десяти.
- Испытания новой ракеты-носителя "Русь-М" будут вестись вместе с испытаниями нового корабля?
Сначала нужно сделать ракету-носитель определенной грузоподъемности. Она должна обеспечить нам к 2015 году выведение на орбиту полезных нагрузок, а в 2018 году выведение пилотируемого корабля. Сейчас трудно назвать все задачи, для решения которых ракета может использоваться, но в техническом задании заложены широчайшие возможности. Самое главное, что мы предусматриваем в перспективе наращивание потенциала этой ракеты, например, ее грузоподъемности.
Если мы сейчас летаем на ракетах, которые были созданы в 1950-х годах и после ряда модернизаций продолжают выполнять свою работу, то и та ракета, над которой мы сейчас работаем, должна прослужить не меньший срок.
- Стартовая площадка под новую ракету "Русь-М" будет только на космодроме Восточный или также на Байконуре?
-Пока только на Восточном. И это пока единственный старт, который будет на космодроме. Но я уверен в том, что Восточный с одним стартовым комплексом не останется, и затем там появятся пусковые площадки под другие ракеты-носители.
- Как Вы можете прокомментировать предложения по использованию ракет-носителей "Зенит" для запусков нового корабля?
-Я слышал об этом предложении. Это инициативные идеи фирм, Роскосмос их пока не рассматривал. У меня в этом отношении своя позиция. Я не поддерживаю такую идею, поскольку считаю, что использование "Зенита" не приблизит нас ни по срокам, ни по технологиям к той цели, которую мы поставили - созданию нового поколения космической техники. Одно дело брать за базу идею, опыт создания "Зенита", и стоит сказать, что ряд "зенитовских" принципов мы уже заложили в новую ракету, а другое - создавать новую ракету на основе "Зенита". Я думаю, это не целесообразно.
- После создания ракеты "Русь-М" можно ли поставить крест на планах создания тяжелой "Ангары-5П" для пилотируемых полетов?
-"Ангара" создается для совершенно иных задач, хотя возможность ее использования для пилотируемых целей будет изучаться. Такой проект центром им. Хруничева был представлен на прошлогоднем конкурсе, но комиссия посчитала, что для пилотируемых задач нужно создавать ракету иного плана. Другое дело, что "Ангара" может и, думаю, будет использоваться для запуска грузовых кораблей. У "Ангары" большое будущее. Напомню, что "Ангара" - это первая ракета, которая создается в современной России. Она воплотила в себя весь российский и мировой опыт ракетостроения.
Спросите, зачем изучать возможность использования "Ангары" для пилотируемых запусков? Причин тут много. Главная из них - иметь альтернативу ракете-носителю "Русь-М", потому что если у нас будет один носитель, то это не совсем правильно. Всегда должна быть какая-то альтернатива, как говорится запасной вариант.
- Будут ли создаваться сверхтяжелые ракеты-носители?
-Да, мы уже закладываем создание сверхтяжелой ракеты-носителя в планы наших дальнейших разработок, а также в перспективную структуру Восточного. Это направление соответствует основам развития космической деятельности России. Конкурс на ее создание мы объявим только тогда, когда будут средства, ведь эта ракета не из дешевых. Она будет стоить многие миллиарды рублей.
Облик ракеты будет определен к 2020 году и в ней будет использован опыт наших конструкторов, трудившихся над ракетами "Н-1" и "Энергия". Опыт в создании сверхтяжелых ракет у нас есть, кадры тоже есть. Будут средства - мы имеющиеся идеи реализуем.
- Для каких целей можно будет использовать сверхтяжелые ракеты-носители?
-Главная цель - выведение на орбиту больших нагрузок, например, для формирования крупных межпланетных перелетных модулей или орбитальных станций. К сожалению, других способов это сделать нет. По моему мнению, проще выводить большую нагрузку сразу, чем много маленьких сегментов постепенно, стыкуя их на орбите.
- Когда начнется строительство космодрома Восточный?
-Сейчас мы еще не определились со сроками начала строительства, но проектирование уже идет второй год подряд, правительством выделяются все необходимые средства. Ведется согласование с органами исполнительной власти, обосновываются необходимые инвестиции и сроки, когда эти инвестиции можно привлечь. Если Минэкономразвития посчитает, что значительные экономические вложения на строительство, которые измеряются сотнями миллиардов рублей, могут начать поступать с 2012, значит и само строительство начнется в 2012 году, если на год раньше - значит с 2011 года. Но прежде мы должны иметь всю документацию, чтобы приступить к строительству. Я думаю, что из "ворот" 2011-2012 года мы не выскочим.