Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Харчевский:
"Горжусь тем, что летаю"


14 мая 2010 года Александр Александров, Красная звезда


Военный летчик-снайпер, заслуженный военный летчик России, кандидат военных наук, почетный академик Международной академии «Человек в аэрокосмических системах», ведущий пилотажной группы «Соколы России», кавалер орденов Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, депутат Липецкого областного cовета депутатов... Все эти высокие звания принадлежат одному человеку - начальнику Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС имени В.П. Чкалова генерал-майору Александру Харчевскому. Теперь к этим заслугам можно добавить еще одну - долгожитель среди летчиков-истребителей. Свое 60-летие он отметил полетом в парадном строю над Спасской башней в составе группы истребителей Липецкого авиацентра. В интервью «Красной звезде» юбиляр рассказал о своих впечатлениях от воздушного парада 9 Мая, раскрыл особенности парадной подготовки и поделился секретами летного мастерства.

- Александр Николаевич, как вы оцениваете воздушную часть парада над Красной площадью? Чем в этом году летчики удивили зрителей и гостей праздника?
     - Государственная задача по пролету над Красной площадью была выполнена успешно. Все экипажи вышли на площадь с высокой точностью. В этом году в парадном строю авиации ВВС были изменены составы и конфигурации авиагрупп. Интересным получился пролет смешанной группы из 23 самолетов Су-25 и Миг-29 в виде цифры «65». Пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» показали свою знаменитую «девятку» из пяти Су-27 и четырех МиГ-29. В составе группы самолетов Су-24, Су-27, МиГ-29 и Су-34 мы показали воздушное построение - «тактическое крыло», которое выполнялось при минимальных скоростях на интервалах и дистанциях не более 10 метров. Кроме того, летчики нашего авиацентра выполнили полеты на сопровождение самолетов стратегической и специальной авиации в плотных боевых порядках.

- Для вас это уже четвертый воздушный парад над Москвой. В чем заключалась особенность парадной подготовки для авиаторов в этом году?
     - По сравнению с прошлым годом авиационная составляющая парада увеличилась в два раза, взлет осуществлялся сразу с шести аэродромов. Первое, что мы отрабатывали, - это организация массового вылета за короткое время большого количества разнотипной авиационной техники. Только с одного липецкого аэродрома за 20 минут вылетели 38 самолетов. Получается меньше минуты на каждый. А он должен вырулить на полосу, стать в составе пары, звена и взлететь. Это как подъем по тревоге полка - так же четко должны быть отработаны порядок и последовательность подготовки самолетов к их вылету, запуск, выруливание и взлет. Все это очень важно как в боевых условиях, так и в период подготовки к параду. Здесь разницы никакой. Отличие одно: в составе воздушной колонны были представлены разные по типу самолеты: и те, которые взлетали с аэродрома, и те, с которыми они встречались в воздухе и выполняли дальнейший полет по маршруту.
     При организации взлетов нас поставили в жесткие рамки по времени, поскольку мы были завязаны с Дальней и военно-транспортной авиацией. От них зависело построение всей воздушной колонны с определенными временными интервалами. Строго по времени они вышли в точку сбора над Липецком, где уже взлетали наши пары и звенья фронтовой авиации и выстраивались на сопровождение. С липецкого аэродрома парадная колонна взяла курс на Москву. К слову сказать, полет в плотных боевых порядках в течение длительного времени - это очень большая нагрузка на летный состав. Удержаться в таком строю с жесткими параметрами, где интервал и дистанция 5–7 метров, выдержать плотный строй в сложных метеоусловиях и не потерять ведущего - в этом и заключается мастерство пилотирования на сопровождение.

- Наравне с опытными пилотами в едином парадном строю летел и молодой летный состав. Кому выпала честь участвовать в юбилейном параде Победы в Москве?
     - Совершенно верно, 9 Мая в парадном строю летели молодые летчики, двое из которых всего три года назад распределились в Липецкий центр после училища и только сдали на 1-й класс. Это вообще уникальный случай, когда старшие лейтенанты летят в парадном строю авиации. Раньше на парад отправляли самых подготовленных летчиков-снайперов не ниже майора или подполковника. Но если уровень подготовки молодого летчика позволяет, если он может выполнять полеты в сложных условиях с необходимыми требованиями, то у нас нет оснований сомневаться в его профессионализме.

- А с чем тогда связано, что в Центр боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации начали отбирать летный состав прямо из училища? Ведь раньше в центр набирали летчиков не ниже 2-го класса...
     - Трудности 1990-х годов поставили вопрос: сохранится в ВВС преемственность или мы потеряем целые поколения пилотов? Опытные авиаторы уйдут, не успев передать свои знания и навыки преемникам. Вот тогда в 2001 году мы нарушили свои правила подбора летного состава и начали с молодых летчиков - выпускников училища. Мы сделали ставку на лейтенантов, чтобы в течение трех лет дать им максимальный налет и подготовить по высшему разряду. Чтобы каждый полет приводил к совершенствованию их летного мастерства, повышению классной квалификации. Мы сначала отобрали десять летчиков, а потом каждый год набирали по пять, по шесть.
     Каждый из числа кандидатов проходит жесткий отбор, в процессе службы к ним предъявляются максимально высокие требования. Мы даем летчику все, что необходимо для профессионального роста и повышения квалификации. Но и отдача должна быть соответствующей. Такой подход оправдал себя полностью: за эти неполные 10 лет мы омолодили летный состав не только центра, но и частично фронтовой авиации ВВС. У нас сегодня командир эскадрильи не старше 30 лет, в 25 лет все они уже были летчиками 1-го класса. Двое из первого набора уже отучились в академии и прибыли обратно. Как только мы получили в центр новейшие учебно-боевые Як-130, не прошло и месяца, как летчиков переучили на новые комплексы. И сегодня они уже в парадном строю. Считаю, это очень высокий уровень доверия.

- Помимо летного состава в вашем центре учат «воевать» и самолеты. Кажется, так звучит девиз Липецкого авиацентра?
     - «Учить воевать самолеты, пилотов учить побеждать» - это как раз то, чем мы занимаемся. Потому что конечное назначение авиационного комплекса фронтовой авиации связано с его боевым применением. Летчик должен в совершенстве овладеть боевым самолетом, уметь пилотировать его с высокой эффективностью и применять вооружение с высокой точностью. Для этого мы и проводим исследования в плане модернизации и повышения эффективности боевого применения авиационных комплексов.
     В процессе опытной эксплуатации самолета есть возможность совершенствоваться не только летному составу. Изучить самолет, все его новые системы: вооружение, радиоэлектронику... Современный авиационный комплекс насыщен новейшими технологиями, которые требуют очень высокой подготовки инженерно-технического состава. Хочу заметить, что на сегодняшний день мы успешно освоили многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-34 и сейчас готовим методические пособия по боевому применению. Уже в этом году планируем начать переучивание на Су-34 летного состава воронежской авиабазы.

- Вы в числе первых осваивали поступивший на вооружение Липецкого авиацентра современный Су-34. Являетесь ведущим авиационной пилотажной группы «Соколы России», выполняете сложный одиночный пилотаж... Как вам это удается?
     - В свои годы горжусь тем, что я летаю, и буду летать столько, на сколько хватит сил и здоровья. Для меня это подарок судьбы, что мне представилась возможность летать и сейчас. Но это повседневная работа над собой. Для того чтобы легче переносить перегрузки в воздухе и быстро восстанавливаться, необходима физическая нагрузка. Если не заниматься спортом, то самолет тебя просто задавит. Он становится сильней тебя, и ты чувствуешь свою ущербность.
     Кроме того, служебное положение накладывает свою ответственность. Конечно, выполнять полеты и совмещать служебные дела непросто. Административная работа требует определенного подхода, который оставляет порой и неприятный осадок. А садиться в самолет с таким настроением и получать удовлетворение от полета невозможно. Построить рабочий график и не пропускать летные смены требует больших усилий. Потому как только прекращаешь летать или делаешь перерывы в полетах - ты приземляешься, появляется неуверенность. А я командир, мне нельзя не справиться. В авиации ничего не скроешь - в воздухе все видно. Тут принцип один: «Делай, как я». Ты должен быть впереди, иначе какой же ты командир и методист.

- Вы возглавили Липецкий авиацентр в конце тяжелых для авиации 1990-х годов и успешно руководите им более 10 лет. Каких результатов удалось достичь за эти годы и что еще предстоит сделать?
     - Много всего. Для меня центр - это семья, в которой я вырос и которую возглавил. Сюда я попал капитаном и на протяжении 30 лет здесь воспитывался и рос. Все было: и взлеты, и падения... Моя мечта и главная цель, и в этом я абсолютно убежден, - чтобы с ростом научно-технического прогресса повышался и уровень общей культуры, причем как инженерно-технического, так и летного состава. Это непрерывный процесс в авиации: воспитания человека, культуры его, отношения к летной работе, к технике. Рост интеллектуальный, духовный и физический должен соответствовать техническому прогрессу. Профессиональная культура должна проявляться во всем: от бытовых условий до технической эксплуатации авиационных комплексов. Уровень оборудования и технологий, с которыми имеют дело летчики и техники самолета, зачастую на порядок выше их скромных бытовых условий. Откуда тогда появится культура?
     На сегодняшний день совместными усилиями Главного командования ВВС, местных властей и руководства центра удалось значительно улучшить социально-бытовые условия летного и технического состава. Оборудованы домики для отдыха инженерно-технического состава, на Центральном командно-диспетчерском пункте сделан ремонт, сформирован фонд служебного жилья. И я мечтаю, чтобы везде у нас было достойно, чтобы специалист не мог по-другому работать. Поэтому уровень летной культуры, уровень технической культуры - это очень важно. С этого нужно начинать. И если поставить перед собой цель, то и этого можно добиться при текущем финансировании, при тех же возможностях. Нужно просто настойчиво добиваться поставленных задач.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVbpZ
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/price/, варианты >>
По ссылке http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/otherthings/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer