– Какая главная тенденция мирового авиарынка в этом году?
– Экономический кризис значительно повлиял на авиарынок. Фактор стоимости авиабилета стал очень важным для пассажиров в низком и среднем ценовом сегменте. Крупные авиакомпании благодаря более высокой эффективности смогли предложить рынку более дешевые и качественные услуги. За счет этого они увеличили объем продаж и стали получать дополнительную прибыль, которую потратили на покупку средних и мелких игроков, напротив, потерявших и доход, и клиентов. Главный результат всего этого – рост M&A-сделок среди авиакомпаний в этом году.
– Кризис отразился абсолютно на всех?
– Нет. Например, у перевозчиков, активно работающих на рынках с небольшой конкуренцией, пассажиропотоки даже выросли.Так, увеличился пассажиропоток Turkish Airlines, которая активно работает на рынках стран Ближнего Востока и Северной Африки.
– Что дает объединение авиакомпаний?
– При объединении авиакомпании в основном оптимизируют расходы путем унификации своего флота и, соответственно, снижения расходов на технический персонал. Устраняются дублирующие функции, появляется синергия. Украинского рынка это, кстати, тоже касается.
– О какой синергии идет речь?
– Например, в предыдущие годы авиакомпания "Днеправиа" активно увеличивала парк самолетов, но при этом коэффициент их использования был очень низок. У авиакомпании был существенный избыток бортов. После объединения в рамках "Украинской авиационной группы" входящие в нее авиакомпании стали использовать самолеты совместно. То есть те самолеты, которые не были востребованы на маршрутах "Днеправиа", начали использоваться на маршрутах "АэроСвита".
– Что мешало "АэроСвиту" использовать свои самолеты на этих маршрутах?
– "АэроСвит" на среднемагистральных и ближнемагистральных линиях эксплуатирует самолеты Boeing 737 Classic, у наименьшего среди которых – Boeing 737-500 – пассажировместимость 110 человек. А у "Днеправиа" есть самолеты Embraer 145 пассажировместимостью 48 пассажиров. Использование судов "Днеправиа" позволило "АэроСвиту" возобновить полеты на многих закрытых в предыдущие годы из-за незначительного пассажиропотока направлениях, прежде всего ближнемагистральных.
– Каков ваш прогноз развития украинского рынка?
– В Украине ожидается рост цен на аэронавигационные услуги. Кроме того, рост стоимости нефти в мире отразится повышением цен на авиационное топливо. При этом цена авиатоплива у нас в стране уже выше, чем в мире. Поэтому авиакомпании вновь станут перед выбором – понижать цены для пассажиров или снижать прибыльность. В первом случае они станут менее конкурентными, во втором – убыточными или не такими прибыльными. Поэтому в дальнейшем концентрация активов на украинском авиарынке скорее всего продолжится.