Российская газета | Борис Петрович, ваши замечания касаются авиационных вузов?
Борис Елисеев | Не только. И транспортных вообще. Дело в том, что в законопроекте упоминаются военные, медицинские вузы. Но вот о транспортных даже упоминания нет. Почему – не понятно.
РГ | Хотя те же авиационные вузы имеют самую что ни на есть «горячую» специфику: связанную с безопасностью полетов?
Елисеев | Конечно! И с реализацией гражданами конституционного права на передвижение тоже. Специалистов для работы в гражданской авиации готовят, как правило, только отраслевые вузы. Например, СПбГУ ГА, Ульяновское высшее летное училище и МГТУ ГА. Но даже между ними существует четкое разделение функций: в Питере и Ульяновске выпускают пилотов, штурманов и диспетчеров. И только наш университет готовит инженеров по технической эксплуатации и ремонту воздушных судов и авиадвигателей: механиков, электриков, радистов…
РГ | Известно, что выпускники летного училища выпускаются на определенный тип самолета, а инженеры?
Елисеев | Скажу так: глубокой теоретической подготовки достаточно, чтобы потом освоить любой тип воздушного судна и авиационного двигателя. В этом мы уникальны. И важнейшим преимуществом подготовки стало использование двухуровневой системы бакалавр – магистр наряду с традиционной подготовкой специалистов.
РГ | Вы, насколько я знаю, попали в проект лучших образовательных программ инновационной России?
Елисеев | Да. Из 30 тысяч заявленных была выбрана тысяча лучших. К их числу отнесена и программа нашего вуза «Эксплуатация авиационной и космической техники», реализуемая в формате бакалавр – специалист – магистр.
РГ | В сентябре ИКАО утвердила новую политику в подготовке авиационных специалистов, которая предусматривает аттестацию вузов и соответствующих курсов. Что это значит?
Елисеев | В течение трех лет ИКАО намерена оценить все учебные заведения на соответствие очень жестким стандартам подготовки. Вот выдержка из документа: «учебные заведения, которые хотят получить аттестацию, должны больше опираться на компетентность и практическую эффективность». По сути речь идет об образовательных стандартах третьего поколения, которые у нас уже разработаны. Дело в том, что МГТУ ГА является учебно-методическим центром для эксплуатационных специальностей. В него входят 24 аэрокосмических вуза, шесть из которых – стран СНГ.
РГ | Вуз внесен в реестр ИКАО?
Елисеев | Разумеется. Более того, каждая специальность имеет свой шифр ИКАО. То есть образование, полученное у нас, признается всеми национальными авиапредприятиями. В документах ИКАО записано, что этот список учебных заведений – важный элемент программы TRAINAIR PLUS. Он находится в режиме онлайн и будет подвергаться переработке в зависимости от прохождения учебным заведением аттестационных процедур. Если в новом законе «Об образовании» не будет четко проведена линия на выделение транспортных вузов вообще и авиационных в частности, они просто потеряют свое лицо. Они не смогут находиться в справочниках ИКАО, а специальности не будут востребованы. То же самое произойдет, если в результате каких-то изменений авиационные вузы будут присоединены к каким-то иным вузам. Необходимо сохранить уникальную систему учебных заведений гражданской авиации, в том числе и средних. Их нельзя распылять.
РГ | Тем более что в отрасли сейчас созданы три прекрасных университетских комплекса. Не случайно иностранцы едут в Россию за знаниями?
Елисеев | Едут. И получают очень качественный и относительно недорогой диплом бакалавра по технической специальности. А потом многие быстро учатся на пилотов. То есть наша система подготовки признана во всем мире. Ее нельзя потерять, а следует укреплять и совершенствовать.
Справка РГ
МГТУ ГА – вертикально интегрированный университетский комплекс, в структуре которого 5 факультетов, 25 кафедр, научно-образовательный и учебно-авиационный центры. Имеет 2 филиала высшего профессионального образования, а также 5 филиалов среднего. Всего обучаются больше 6 тысяч студентов, 3 тысячи курсантов, в том числе 180 иностранцев из 27 стран мира. Наукой занимаются 220 аспирантов и докторантов. Ежегодно на курсах повышения квалификации проходят переподготовку до 1500 специалистов отрасли. Вуз имеет возможность осуществлять подготовку и по рабочим специальностям.