Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Мартиросов:
Сфера техногенного мусора


23 сентября 2009 года Николай Дорожкин, Независимая газета


Есть в Центре управления полетами отделение, которым руководит доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН Н.М.Иванов. «Баллистика и навигация пилотируемых и автоматических космических аппаратов и комплексов, баллистико-информационное сопровождение объектов риска» – так официально обозначено содержание работ отделения. О повседневных делах и заботах этого коллектива рассказывает заместитель начальника отделения, член-корреспондент Российской академии космонавтики, лауреат премии Ленинского комсомола и премии правительства РФ, заслуженный испытатель космической техники Михаил Мартиросов.

– Михаил Григорьевич, как можно расшифровать для непосвященных длинное название вашего отделения?

– Наша работа – баллистическое обеспечение управления пилотируемыми и различными автоматическими космическими аппаратами (КА) научного и социально-экономического назначения, а также орбитальной станцией. И еще баллистико-информационное сопровождение объектов риска.

– Что имеется в виду?

– В отделении сейчас разрабатывается автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП). В ней два направления. Первое – предупреждение о возможных столкновениях контролируемых КА с космическим мусором (КМ). Второе – контроль за падением неуправляемых космических объектов: вышедших из строя КА и их фрагментов, последних ступеней ракет-носителей и разгонных блоков. Это тоже, по существу, космический мусор. К этой категории относятся, по определению Межагентского комитета по космическому мусору, все объекты, которые находятся в космосе и не функционируют. Система, находясь в стадии разработки, действует в экспериментальном режиме.

Одна из задач управления орбитальной станцией – это увод Международной космической станции от столкновений с объектами КМ. За годы ее существования было проведено семь уклонений. Расчеты, необходимые для осуществления увода, проводятся группой специалистов под руководством кандидата технических наук Евгения Константиновича Мельникова.

– Как проводится уклонение МКС от опасных встреч?

– Поскольку управление станцией ведется совместно нашей и американской сторонами, то и решение о проведении маневра уклонения принимается совместно. Сообщение о возможном столкновении мы получаем от нашей Системы контроля космического пространства и от американских коллег из Центра Джонсона. Это бывает за три-четыре дня до ожидаемого сближения МКС с объектом.

Первоначальная информация не очень точная, но каждое последующее сообщение после проведения большего числа измерений предоставляет все более точные данные. Основываясь на них, и проводятся необходимые расчеты. Причем предполагаемое уклонение надо рассчитать и провести так, чтобы в течение 48 часов после маневра не возникло никаких новых опасностей. Мы выдаем полученные данные в Главную оперативную группу управления (ГОГУ), руководимую В.А.Соловьевым, и после согласования с американскими партнерами маневр увода осуществляется.

В случае, если маневр уклонения проводится шаттлом, когда он пристыкован к МКС, требуемые расчеты проводит американская сторона. Размеры опасной, так называемой красной, зоны согласованы с партнерами. Величина импульса маневра также заранее согласована и составляет около одного метра в секунду.

– Всего-навсего?!

– А больше и не нужно. Дело в том, что станция за счет торможения опускается, и периодически необходимо проводить коррекцию орбиты. Наша служба рассчитывает долговременный план проведения коррекций. Их надо проводить так, чтобы сохранялись удобные условия для предстоящих пусков «Союзов», «Прогрессов», шаттлов, составляющие так называемую высотную стратегию. Поэтому импульсы уклонения так незначительны. Причем всегда желательно проводить увод станции вверх, поднимая ее на орбите.

– А бывают случаи, когда приходится все-таки понижать орбиту МКС?

– Очень редко, но бывает, когда возникает опасение, что после подъема станция окажется в близости к какому-то другому объекту. Тогда она получает небольшой тормозной импульс.

– Часто получаете сообщения о возможной нежелательной встрече?

– Сообщений очень много. Особенно много их было, когда взрывались китайский и американский спутники, когда разрушился наш объект. Образовывались целые облака фрагментов разного размера. А станция попадала в эти мусорные облака. Но, как я уже говорил, за весь период работы МКС было проведено всего семь уклонений.

– А количество космического мусора не уменьшается?

– Наоборот! Сейчас только каталогизированных объектов размером от 10 сантиметров и выше около 19 тысяч. Размером от 1 до 10 сантиметров – сотни тысяч. А счет ненаблюдаемых фрагментов (таких, что имеют размер меньше сантиметра), по оценкам специалистов, идет уже на миллионы…

– Создается впечатление, что у нашей Земли образуется что-то вроде кольца, как у планет-гигантов…

– Точнее не кольцо, а сфера техногенного мусора.

– Когда речь идет о КМ, имеются в виду только техногенные объекты?

– У нас пока да. Хотя в принципе со временем будут учитываться и естественные космические тела – астероиды, кометы... Ведь АСПОС ОКП только создается. А пока что за астероидами и кометами следят в обсерваториях Российской академии наук.

– Сейчас время от времени появляются сообщения о приближении крупных астероидов, например Апофиса, которые могут столкнуться с Землей…

– Когда объект находится на таком расстоянии, достоверность прогноза его движения на много лет вперед достаточно условна. Надо учитывать очень много факторов, и ошибки неизбежны. Ведь даже при пусках КА маленькая ошибка на старте с увеличением расстояния многократно возрастает. А при таких дистанциях, как в случае астероида, о какой точности прогноза можно говорить серьезно?

– Какая работа ведется с пилотируемыми кораблями?

– Делаем все, что входит в баллистическое обеспечение управления полетом МКС. Определение орбиты, прогнозирование параметров движения, расчет начальных условий для станций слежения, выдача баллистической информации. И расчет всех динамических операций как для самой станции, так и для транспортных кораблей «Союз» и «Прогресс». Выбор времени старта «Союза» и «Прогресса».

Мы принимаем объект после его отделения от носителя. Ведем контроль его полета, определяем параметры движения, рассчитываем коррекцию, чтобы подвести корабль к станции. Обычная схема стыковки двухсуточная. Иногда, как в случае с недавним запуском шаттла «Дискавери» после длительной задержки, от старта до стыковки транспортного корабля «Прогресс» прошло пять суток. Считаем все параметры подведения корабля к станции вплоть до момента, когда начинают работать бортовые системы сближения и стыковки. И то же самое при спуске – считаем, как спускаться, куда сесть и т.д.

Я помню, когда сводили с орбиты станцию «Мир», в ЦУПе собралось много представителей прессы из разных стран. Выхожу из зала управления, и американский журналист, хорошо говорящий по-русски, подбегает ко мне с вопросом: «Ну как там?» Отвечаю: «Для вас ничего интересного, все идет штатно!» «Да? Штатно?» И такое разочарование на лице и в голосе!

– Кстати, о «Мире» – насколько обязательно было его топить?

– Решение о сведении станции «Мир» с орбиты принималось на основании заключений специалистов по прочности конструкции, безопасности жизнедеятельности экипажа, работоспособности служебных систем станции и других специальностей. Они пришли к заключению, что надо прекращать полет, пока станция управляема, чтобы избежать неприятных последствий при неуправляемом сходе ее с орбиты, которые могли быть очень серьезными. Баллистикам оставалось только разработать технологию сведения с орбиты объекта большой массы и сложной конфигурации. Никто и никогда такой задачи не решал. Эта очень сложная и трудоемкая работа в кооперации со специалистами разных ведомств, предприятий, научных институтов была успешно решена.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtRev
Объявление: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/sofa/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer