Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валерий Окулов:
Мягкая посадка


11 августа 2009 года Татьяна Шадрина, Российская газета


Российская гражданская авиация за первое полугодие потеряла 18 процентов рынка. Люди стали реже летать самолетами - дорого. Однако это не означает, что отрасль совершила жесткую посадку в кризис, считает заместитель министра транспорта Валерий Окулов. Свое первое интервью в новой должности он дал корреспонденту "РГ".

Российская газета: Валерий Михайлович, будет ли минтранс вносить предложения на следующий год по расширению программы льготных полетов из отдаленных регионов?

Валерий Окулов: Минтранс предлагает незначительно, но расширить географию льготных перевозок пассажиров с Дальнего Востока. Кроме того, планируется увеличить период действия этих льгот на все летнее расписание, с 1 апреля по 1 ноября. Ограничение по возрасту для пассажиров сохранится. Смогут летать те, кому до 23 и после 60 лет. К концу сентября будет ясность по выделению средств. Пока мы ориентируемся, что бюджет для льготных полетов будет больше, чем в этом году.

РГ: На что посоветуете обращать внимание при выборе авиакомпании?

Окулов: Росавиация публикует статистику задержек рейсов. На эти данные стоит обратить внимание, ведь таким образом государственный орган информирует пассажиров о качестве услуг. Это, безусловно, сказывается и на репутации авиакомпании, подстегивает ее перемещаться в рейтинге из нижней части в верхнюю.

РГ: Стоимость билета зависит и от политики аэропортов. Иногда руководители воздушных гаваней не пускают независимых заправщиков, авиакомпании, а иногда и фирмы, которые занимаются общепитом. Отслеживает ли минтранс ситуацию и может ли восстановить справедливость?

Окулов: Либерализация доступа предоставления услуг в аэропортах является важной задачей минтранса и Росавиации. В ближайшее время будут изданы нормативные акты, которые исключат монополизм в аэропортах, когда "любимым" компаниям дается право предоставлять те или иные услуги.

РГ: Авиация общего назначения давно ждет введения заявительного порядка полетов.

Окулов: Этот вопрос уже сформулирован в Федеральных авиационных правилах использования воздушного пространства. Сейчас они проходят согласование. Поставлена задача в кратчайшие сроки, до 20 августа, внести их в аппарат правительства.

РГ: Как вы сегодня оцениваете состояние гражданской авиации?

Окулов: Мягко говоря, как непростое. Существенное снижение платежеспособного спроса привело к падению авиаперевозок за первое полугодие на 18 процентов. Это показатель хуже, чем по мировой авиаотрасли, где также отмечается снижение, но на 5,5 процента.

Предложение серьезно превышает спрос, что ведет к снижению занятости пассажирских кресел, сокращению частот полетов на многих направлениях. Это отмечено как на внутренних, так и на международных перевозках, на регулярных и чартерных рейсах.

Нет ни одного региона, где бы не отмечалось падение спроса на перевозки. И проблема коснулась не только авиакомпаний, но и аэропортов. Они стали получать меньше доходов от перевозок, от обслуживания самолетов, пассажиров. Все это ведет к сокращению программ модернизации аэропортового хозяйства.

Впрочем, ситуацию не нужно драматизировать. Сложности и трудности должны, напротив, нас мобилизовать на сокращение издержек, на ускоренное обновление самолетного парка. Как минимум для сохранения рынка авиационных перевозок и формирования задела на будущее.

РГ: Можно ли говорить о перекрое рынка коммерческих гражданских перевозок?

Окулов: Определенный передел рынка уже произошел в конце прошлого года, когда прекратил свою операционную деятельность ряд авиакомпаний. В целом рынок авиаперевозок - это не статичная конструкция. Он в любые времена подвержен определенным изменениям.

РГ: Возможно ли сейчас появление новых сильных отечественных конкурентов на этом рынке?

Окулов: На падающем рынке прагматичных резонов для выхода новых авиакомпаний не так уж много. Создание "Росавиа" - это консолидация существующих операторов. Рассматривать ее в плане новых авиаемкостей неверно. Конкуренция в нынешних условиях ужесточается. Мы это видим по тем сейловым акциям, которые предлагают авиакомпании и туроператоры. Спектр предложений стал шире ввиду усиления конкуренции. Решающими факторами являются весь потребительский набор, ценовая политика компании, надежность, регулярность. Авиаперевозчикам приходится работать и над сокращением издержек.

РГ: Что необходимо подкорректировать при обучении молодых авиакадров и переподготовке летного состава?

Окулов: Профессия летчика весьма престижна. Я и сам имею к ней непосредственное отношение. Это одна из самых интересных специальностей, причем хорошо оплачиваемая и высокотехнологичная. Управление современными самолетами, навигационными комплексами требует качественной высокой подготовки и высокого образовательного, интеллектуального уровня.

Увы, многие учебные программы авиационных учебных заведений сегодня замусорены псевдопопулярными дисциплинами и профессиями. Вводя такую подготовку, мы дезориентируем молодежь, которая поступает в вузы. С такой профессией они остаются невостребованными. Необходимо, безусловно, консолидировать ресурсы финансовые, организационные, административные на подготовке востребованных профессий и специальностей, коими являются пилоты, инженеры и диспетчеры.

РГ: Иностранный капитал проявляет сейчас интерес к выходу на российский авиарынок?

Окулов: Ажиотажного предложения пока не наблюдается. Лимиты серьезно сокращены как на Россию, так и на авиационную отрасль. Требования ужесточены и повышены. Приоритетом для иностранных финансовых компаний являются инфраструктурные проекты.

РГ: Есть ли перевес в сторону иностранных перевозчиков на российском авиарынке?

Окулов: Дисбаланс перевозчиков в сторону иностранных компаний наиболее ярко просматривается на рынке Санкт-Петербурга и на Дальнем Востоке. Из Северной столицы европейские компании выполняют больше рейсов, чем наши. Такая же картина и на Дальнем Востоке, где больше рейсов выполняют корейские и китайские компании. Они сумели организовать привлекательный транзит. Скажем, пассажиры из Европы при выполнении полетов на Дальний Восток летят до Сеула, а дальше до Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска и др. Сеул - мощный центр перевозок. Развоз из Франкфурта широчайший, чего не скажешь о Пулково.

Конкурентные позиции наших авиакомпаний слабы, и связаны в значительной степени с отсутствием хабовой инфраструктуры в аэропортах.

РГ: РЖД заявляет, что с пуском скоростных поездов в Санкт-Петербург и в Нижний Новгород железная дорога станет конкурентом авиаперевозчиков. Согласны ли вы с этим утверждением?

Окулов: На коротких расстояниях железная дорога действительно является конкурентом авиакомпаний. Но запуск скоростных поездов не вытеснит авиакомпании, так как сохранится потребность в авиационных транзитных перевозках через Москву. Скоро откроется новый терминал в Шереметьево, где будут совмещены международные и внутренние линии, организованы удобные стыковки. Так что привлекательность авиаперевозок из Санкт-Петербурга в Москву вырастет.

РГ: Как идет формирование казенных предприятий, которые должны объединить небольшие местные аэродромы и не дать им прийти в запустение?

Окулов: Наиболее продвинутым по созданию казенных предприятий является объединение аэродромов Чукотки. Прорабатывается целый ряд предложений, касающихся Камчатки, Сахалина, Магаданской области. Довольно успешно работают казенные предприятия аэропортов Якутии.

Но ограничения по бюджету в ближайшие годы ограничат наши возможности, ведь финансирование казенных предприятий берет на себя федеральный центр. При этом аэродромная инфраструктура в этих регионах находится в плохом состоянии, специалистов нет. А без авиасвязи отдаленные регионы, где транспортное сообщение возможно только по воздуху, приходят в запустение.

РГ: Каково положение крупных авиаузлов? С сокращением объемов перевозок есть ли у них финансовые затруднения?

Окулов: Конечно есть. Повышение тарифов, ставок и сборов в аэропортах не спасает. Авиакомпании сокращают или прекращают полеты в аэропорты. Доходы уменьшаются, и брать большие ставки уже не с кого.

РГ: Какие цели преследует минтранс при объединении Росавиации и Росаэронавигации?

Окулов: Создание полноценного полномочного ведомства, которое будет регулировать отношения авиакомпаний, аэропортов, обеспечивать безопасность полетов. Не надо бояться увеличения полномочий этого органа. Необходимо проводить единую техническую политику. Диспетчерское оборудование и оборудование самолетов должны быть адекватными и совместимыми. Все это будет способствовать развитию транзитных перевозок, повышению пропускной способности воздушного пространства, решению вопросов оптимизации воздушных трасс.

РГ: Будет ли участвовать минтранс в авиасалоне "МАКС"?

Валерий Окулов: Конечно. "МАКС" по праву считается одним из ведущих авиационных салонов мира. Об этом свидетельствует количество его участников, их география. Традиционно в салоне примет участие и минтранс. У нас предусмотрена насыщенная программа, в рамках которой пройдут встречи и переговоры с российскими и зарубежными коллегами.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBssvM
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/garbage/container/, смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer