— Ваша компания работает на российском рынке достаточно давно. Насколько отличается ведение авиационного бизнеса в России и странах Евросоюза? Трудно ли взаимодействовать с российскими властями?
— К тому моменту, когда мы только начали летать в Россию и другие страны СНГ, у нас уже была подготовлена почва для успешного сотрудничества: прочные культурные, этнические и экономические связи. Вообще, когда мы говорим о работе в России и странах СНГ, нужно помнить о том, что это регулируемые рынки и поэтому иметь с властями конструктивный диалог очень важно. В России у нас сложились прекрасные отношения с государственными структурами, потому что для экономических связей между нашими государствами очень важно хорошее воздушное сообщение. Наши российские партнеры тоже очень нас поддерживают, в том числе «Аэрофлот» и ГТК «Россия».
— Сейчас airBaltic выполняет рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Калининград. Планируете ли расширить географию полетов по России?
— Да, возможно. Сейчас называть вам конкретные города не буду, но могу сказать, что мы изучаем разные варианты. Нашу компанию очень интересует развитие восточного направления, так что в течение года-двух у нас будут интересные новости для вас. На данный момент города России обслуживаются в сотрудничестве с нашими партнерами.
— А как насчет СНГ?
— Нас очень интересует центральноазиатское направление: Киргизия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан. Из компаний Евросоюза мы практически единственные, кто летает в эти страны, поэтому получается, что для наших европейских клиентов мы предлагаем уникальный продукт. Выгодно это и для наших клиентов, например, из Азии, которые хотят посетить страны ЕС. Если они выбирают нашу компанию, то первый пограничный пункт на территории Шенгенской зоны у них будет не Париж или Франкфурт, а Рига, где сотрудники аэропорта и таможни говорят по-русски. Для нее это будет очень удобный входной билет в Европу.
— В чем конкретно заключается сотрудничество с ГТК «Россия» и «Аэрофлотом»?
— С «Аэрофлотом» мы сотрудничаем на маршруте Рига — Москва, организуя совместный рейсы. Летая один раз в день, они получают дополнительные два рейса, а мы — один к нашим двум. Соответственно, пассажиры могут выбирать, какой рейс из трех им удобнее. То же самое с ГТК «Россия» на рейсе Рига — Санкт-Петербург. Как уже говорил, наше сотрудничество тоже позволяет жителям других городов России, соответственно, через Москву или Санкт-Петербург прилететь в Ригу или, наоборот, рижанам посетить своих партнеров по бизнесу или родственников по всей России.
— Оказывает ли вашей компании конкуренцию создание компанией «КД-Авиа» международного хаба в Калининграде?
— Нет, мы не рассматриваем их как конкурентов. Рига — это хаб Евросоюза, а Калининград в основном для российского пространства. Мы слишком сильно отличаемся по характеристикам, поэтому нет смысла сравнивать.
— Не планируете ли вы вступить в один из альянсов перевозчиков? Можно предположить, что ваше сотрудничество с British Airways может подтолкнуть вас к вступлению в Oneworld Alliance.
— Нет, мы не входим ни в какой альянс и не планируем. Это дает нам определенную свободу — сотрудничать именно с теми, кто удобнее для наших клиентов.
— У вашей материнской компании SAS есть сеть своих гостиниц. Я знаю, что у вашей компании они тоже недавно появились. Почему авиакомпаниям выгодно такое сотрудничество?
— Мы начали такое сотрудничество две недели назад. Принцип простой — мы проверяем стандарт гостиниц и, если они соответствуют нашему уровню, называем их airBaltic Hotel. Так же как с Radisson SAS. Ну а что касается выгоды, то надо смотреть на это с другой стороны — в первую очередь это выгодно нашим клиентам. Не секрет, что обычно поездки планируются с поиска выгодного авиабилета, ну а уже потом подыскивается гостиница, потом страховка и потом, возможно, аренда автомобиля. То, что клиент все может сделать в одном месте, очень упрощает организацию поездки. Вообще airBaltic очень активна в сфере дополнительной прибыли. По сравнению с другими компаниями у нас очень высокий показатель — 8 евро с пассажира. Для сравнения, у SAS дополнительная прибыль составляет 12 евроцентов с человека. Это во многом характеризует нашу бизнес-философию — мы всегда ориентируемся на клиента, потому что именно он платит нам зарплату и поддерживает наш бизнес. Мы всегда стараемся придумывать новые услуги. Со следующей недели запускаем программу инфлайт-интертейнмент — телевидение, компьютерные игры и другие развлечения во время полета.
— Она будет доступна и для пассажиров эконом-класса?
— Да. Но для пассажиров бизнес-класса — бесплатно, а для эконома — платно. Тут действуют принципы рынка: хочешь — берешь, не хочешь — не берешь. Главное — предоставить право выбора. Ситуация такая же, как с едой на борту. Никто тебя не заставит ее оплачивать, если ты не хочешь.
— Как вы считаете, до какой границы можно экспериментировать с платными услугами на борту? Как вы относитесь к предложению некоторых авиакомпаний ввести плату за пользование туалетом во время полета?
— Не стоит воспринимать такие заявления всерьез, это просто пиар компании Ryanair. Сначала они заявили о том, что вводят плату, а потом отказались от этой идеи. Чтобы их пассажиры радовались, что бесплатно сходили в туалет.
— Какова ваша ценовая политика в Восточной Европе?
— Мы активно позиционируем себя как компания-лоукостер. У нас низкие затраты на перевозку одного пассажира и хорошая заполняемость рейсов, благодаря чему мы можем очень гибко оперировать с ценами. Мы очень внимательно следим, чтобы на всех направлениях наша цена была самой низкой, пусть даже всего на несколько евро.
— Традиционный вопрос про кризис. Как он отразился на вашем объеме перевезенных пассажиров?
— Как бы парадоксально это ни звучало, от кризиса мы получили много пользы. Как я уже говорил, у нас низкие затраты, и там, где некоторые авиакомпании были вынуждены сократить рейсы, мы сильно выиграли — их пассажиры перешли к нам. Кроме того, во время кризиса люди начинают экономить, искать более дешевые варианты и находят нас. В целом могу сказать, что в апреле у нас пассажиропоток увеличился на 56% в нашем хабе в Риге. А если вас интересует российское направление, то за 2008 год Москва выросла на 15%, Санкт-Петербург — на 26%, а Калининград — на 58%. Сейчас мы в очень благополучной ситуации, чтобы продолжать этот рост. Уверен, что и в 2009 году мы будем в прибыли.
— С какой целью руководство вашей компании приобрело 47,2% акций airBaltic, принадлежащих SAS, на сумму 14 млн латов?
— Сначала эти акции предлагались государству, но у государства не было на это денег, поэтому их выкупили мы — не хотелось отдавать их в третьи руки.
— Что вы планируете с ними делать? Перепродавать?
— Нет, перепродавать пока не планируем. Будем продолжать прежние стратегии развития.
— Как правительство поддерживает национального перевозчика? Как вы взаимодействуете с госорганами вашей страны?
— Если вы говорите о финансовой поддержке, то в Европе таких программ нет, это нарушает закон о конкуренции. Но что касается взаимодействия с органами власти, то могу сказать, что мы всегда можем рассчитывать на консультации и помощь госструктур в переговорах с иностранными партнерами. Например, со стороны МИДа. Я уже упоминал, что Россия и Восточная Европа — это регулируемые рынки, и при работе с ними поддержка такого вида действительно бывает нужна.
— Планируете ли вы расширять парк самолетов в ближайшее время?
— Да, мы сейчас как раз берем новые самолеты Bombardier Q 400 Next Generation. Всего приобретается восемь самолетов на сумму 300 млн долл., первый самолет у нас будет через шесть месяцев — в ноябре. Это региональные турбовинтовые самолеты, которые мы очень активно используем на коротких маршрутах. Они очень быстрые и экономичные, что означает экономию для авиакомпании и, конечно, экономию для пассажиров.
— Как в маркетинге перевозок помогает активное участие в различных программах лояльности пассажиров? Как появилась идея проведения акции по выплате полной стоимости билета экономического класса пассажирам, которые в период между днем приобретения и датой вылета потеряли работу?
— Мы — единственная авиакомпания Евразии, которая проводит акцию такого рода. Сейчас ситуация на местном рынке очень трудная, поэтому надо поддержать людей и простимулировать рынок. Есть опасения, что падение спроса может затянуться на несколько лет, но мы будем продолжать эту акцию до конца.
— Это не бьет по вашим финансовым показателям?
— Конечно, бьет, но это наш ответ на кризис.