Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Митрофанов:
Прогулки над Луной


24 июня 2009 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Вчера американский космический аппарат "Лунный разведывательный орбитер", запущенный 19 июня (по московскому времени) с мыса Канаверал, завершил перелет к Луне. Находящийся на его борту российский нейтронный телескоп ЛЕНД, созданный в Институте космических исследований РАН, уже вовсю передает научную информацию. Сейчас в США находится руководитель эксперимента ЛЕНД, заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии ИКИ РАН, доктор физико-математических наук Игорь Митрофанов, с которым связался корреспондент "РГ".

Игорь Митрофанов
Руководитель эксперимента ЛЕНД, заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии ИКИ РАН, доктор физико-математических наук.

Российская газета: Игорь Георгиевич, когда "лунный разведчик" перейдет на свою рабочую орбиту?

Игорь Митрофанов: Вчера в 13.43 по московскому времени "Лунный разведывательный орбитер" начал торможение и закончил его примерно через 40 минут. Все прошло штатно. С этого момента космический аппарат "Лунный разведывательный орбитер" - ЛРО стал спутником Луны.

РГ: Что теперь?

Митрофанов: Наступил период испытаний и отработок всех систем аппарата и его научных приборов с постепенным переходом на круговую полярную орбиту Луны с высотой около 50 км. Это продлится около двух месяцев - до середины августа. На круговой полярной орбите мы планируем работать в течение года. Должны быть выполнены основные исследования по глобальному картографированию и обзору Луны.

РГ: Это не первые исследования Луны, но подобная задача не стояла раньше?

Митрофанов: НАСА несколько лет тому назад начало реализацию программы "Констеллейшн" (по-русски "Созвездие"). Ее цель - возобновление пилотируемых полетов на Луну и создание там обитаемой станции для начала освоения нашего космического спутника. Если предыдущая лунная программа США "Аполлон" выполнялась главным образом ради решения политической задачи высадки американских астронавтов первыми на Луне в условиях космической гонки с Советским Союзом, то современная предполагает начало последовательного освоения лунных ресурсов.

Она задумана всерьез и надолго. На первом этапе намечено провести орбитальную разведку Луны с борта автоматического аппарата для выбора оптимального района размещения будущей обитаемой станции. Именно эту задачу должен решить проект ЛРО.

РГ: Наш нейтронный телескоп ЛЕНД предназначен для поисков водяного льда на Луне. Если лед отыщется, как это отразится на дальнейшей программе освоения Луны?

Митрофанов: Есть косвенные свидетельства тому, что на дне постоянно затененных лунных полярных кратеров находятся залежи водяного льда. Водяной пар образуется над поверхностью Луны во время падения комет - гигантских глыб водяного льда. Он может осаждаться инеем на дне полярных кратеров и сохраняться там из-за постоянного космического мороза.

РГ: Получается, полярные кратеры - вроде "естественных рефрижераторов" для хранения водяного льда на Луне?

Митрофанов: Именно. И если гипотеза о наличии ледников на Луне подтвердится, то это существенно отразится на всей будущей программе освоения нашего спутника. Ведь вода - это важнейший ресурс для обеспечения присутствия людей на обитаемой станции. Это источник кислорода для системы жизнеобеспечения. Это водород для лунного ракетного транспорта.

РГ: То есть если эти ледники будут обнаружены, то лунные базы сгруппируются вокруг районов залегания этих ледников?

Митрофанов: Да. Кроме этого - исследования состава химических примесей в слоях лунного льда составят предмет научных исследований по выяснению хронологии и эволюции Луны. Наконец, вопрос о наличии в лунных льдах спор космической жизни будет иметь первостепенное значение для понимания происхождения жизни на Земле и во Вселенной.

РГ: Не могли бы вы очень коротко, но так, чтобы было понятно читателям, описать принцип работы ЛЕНДа?

Митрофанов: Этот прибор создан в Институте космических исследований РАН по заказу Федерального космического агентства, и он является вкладом России в программу сотрудничества с США в исследовании и освоении космического пространства. Нейтроны возникают в верхнем слое вещества на поверхности Луны вследствие бомбардировки космическими лучами. Основная доля нейтронов покидает поверхность и вылетает в окололунное космическое пространство, причем поток быстрых нейтронов от поверхности существенно зависит от наличия в веществе атомов водорода.

Дело в том, что в лунном веществе нейтроны теряют свою энергию главным образом при столкновениях с ядрами водорода. Основным водородосодержащим веществом является вода, и поэтому над районами лунных ледников должно наблюдаться заметное уменьшение потока быстрых нейтронов.

РГ: Я правильно поняла: измерение потока быстрых нейтронов от Луны является основной задачей исследований с прибором ЛЕНД?

Митрофанов: Правильно. На основе обработки данных измерений с этим прибором мы планируем не только проверить наличие водяного льда под поверхностью Луны на глубине до 1 метра, но также в случае его обнаружения построить карты залегания ледников с пространственным разрешением около 10 км.

РГ: В чье распоряжение поступят научные данные?

Митрофанов: Все полученные данные с прибора ЛЕНД и других приборов проекта ЛРО поступят в распоряжение всего научного сообщества России, США и других стран. И они будут использоваться при составлении программ будущих лунных исследований в Роскосмосе и других космических агентствах.

Справка "РГ"

Орбитальный телескоп ЛЕНД был создан в ИКИ РАН в 2005-2009 годах. В работах принимали участие Научно-исследовательский институт атомных реакторов, Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, Объединенный институт ядерных исследований и Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. В эксперименте с прибором ЛЕНД также участвуют американские специалисты из Годдардского центра космических полетов НАСА, Университета штата Аризона, Университета штата Мэриленд, Католического американского университета и корпорации Space Science.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcmQH
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer