Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Станислав Белковский:
Глава "Аэрофлота" должен уйти на запасной аэродром


13 марта 2009 года Андрей Полунин, Свободная пресса


Министр транспорта Игорь Левитин предложил гендиректору "Аэрофлота" Валерию Окулову занять пост замминистра. Окулова, который возглавляет "Аэрофлот" более 10 лет, может сменить Виталий Савельев, ныне - первый вице-президент АФК "Система". "Я сделал ему предложение занять пост замминистра транспорта, ответа пока нет", - сказал Левитин. Комментирует ситуацию политолог, президент Института Национальной Стратегии Станислав Белковский.

Станислав Белковский
Политолог, президент Института Национальной Стратегии.

«СП»: – Станислав Александрович, что означает отставка Окулова?

– Аппаратная атака на Валерия Окулова ведется практически с того дня, как умер Борис Ельцин, его тесть – основной покровитель нынешнего гендиректора «Аэрофлота». С тех пор Окулов пытался создать себе альтернативную аппаратную крышу, в частности, путем сотрудничества с бывшим помощником президента России Виктором Ивановым, который возглавлял совет директоров «Аэрофлота», но в полной мере решить эту задачу Окулову не удалось. Ясно, что пост гендиректора «Аэрофлота», и сам «Аэрофлот» является достаточно привлекательной площадкой, и различные группы влияния заинтересованы в том, чтобы отобрать должность гендиректора крупнейшей российской авиакомпании у Окулова, лишившегося своих былых аппаратных ресурсов.

Кроме того, это происходит на фоне создания новой российской авиакомпании «Росавиа», учрежденной совместно правительством Москвы и госкорпорацией «Ростехнологии», а эта корпорация заинтересована в том, чтобы лишить «Аэрофлот» его эксклюзивной роли и статуса крупнейшего российского авиаперевозчика.

«СП»: – В последние полгода направленная против Окулова аппаратная пиар-компания резко обострилась, не так ли?

– Да, достаточно вспомнить, что вопросы, посвященные критике «Аэрофлота», звучали даже на прямой линии Владимира Путина с народом осенью прошлого года. Причем вопрос, направленный напрямую против «Аэрофлота» и Окулова задавал ведущий прямой линии Эрнест Мацкявичус, даже не сославшись на наличие реального вопроса телезрителя.

Сейчас эта аппаратная драма подходит к логическому завершению. Вполне возможно, что Окулова «съедят», поскольку его переход на пост замминистра транспорта – реальное понижение. И я не уверен в том, что это положительно скажется на судьбе «Аэрофлота», который именно при Окулове стал одной из ведущих авиакомпаний Европы, и по уровню сервиса обошел многих.

«СП»: – Уход Окулова действительно так принципиален для работы компании?

– Не знаю, кто будет преемником Окулова. Ясно, что «Аэрофлот» попадет в сферу влияния одной из крупных групп, возможно АФК «Система». Она связана с правительством Москвы. И не исключено, что в качестве неформального управляющего «Аэрофлота» она будет учитывать интересы конкурирующих компаний, которые пока не заработали репутации на рынке авиаперевозок. В любом случае, объективных причин для увольнения Окулова нет. Его увольнение связано только с переделом финансовых потоков в сфере авиаперевозок. И как показывает опыт постсоветской России, в этой борьбе корпорация, являющаяся предметом борьбы, страдает, и о клиентах «Аэрофлота», похоже, в ходе этой борьбы будут думать в последнюю очередь.

Нынешние позиции «Аэрофлота» неизбежно ослабнут, и ничего хорошего для российской авиации я в этом не вижу.

«СП»: – Что из себя на нынешний момент представляет «Росавиа», как она будет действовать, когда уйдет Окулов?

– Пока «Росавиа» фактически не существует. Создать и раскрутить компанию намного сложнее, мне кажется, чем представляется идеологам этого проекта. Вопрос не только в том, чтобы получить в свое распоряжение маршруты и авиапарк. Вопрос, чтобы завоевать рыночные позиции в условиях жесткой конкуренции на рынке авиаперевозок и в ситуации. Когда спрос на авиаперевозки падает в условиях экономического кризиса. И я вовсе не уверен, что «Росавиа» это удастся.

В этой ситуации ущерб, который наносится «Аэрофлоту», превратится в ущерб для авиаотрасли России в целом. Выбор сейчас весьма велик, и любое минимальное снижение качества услуг в одной авиакомпании приводит к перетоку ее клиентов к конкурирующим авиакомпаниям.

«СП»: – То есть Окулов был прав, когда назвал затею с «Росавиа» «пузырем»?

– Я не эксперт в области авиапреревозок, но как эксперт в своем качестве я не склонен излишне оптимистично оценивать проект «Росавиа». Я считаю, что некоторые частные интересы в этом проекте превалируют над интересами отрасли и государства. И еще раз говорю, что та кампания, совершенно беспардонная, которая велась против Окулова и «Аэрофлота» в последние полгода, уже нанесла огромный ущерб. Она подорвала доверие к бренду «Аэрофлот». Можно вспомнить высосанные из пальца скандалы, что самолеты «Аэрофлота» управляются пьяными пилотами. Можно вспомнить, как по Первому каналу ТВ, который всегда так трепетно относится к чувствам и эмоциям россиян, показывались сюжеты, что именно руководство «Аэрофлота» виновато в авиакатастрофах. Все это, конечно, нанесло ущерб компании и лично Окулову, но еще более – российской авиации, поставило под сомнение ее позиции на рынке международных авиаперевозок.


Справка «СП»:

Валерий Окулов работал в "Аэрофлоте" еще штурманом, входил в совет директоров компании с 1995 года, а гендиректором стал в 1997 году. Тогда его быстрый карьерный рост объясняли родством с президентом Борисом Ельциным: господин Окулов женат на его дочери Елене. Но после отставки Ельцина в 2000 году Окулов остался гендиректором компании.

Слухи о том, что он может уйти из "Аэрофлота", в последний раз активизировались летом прошлого года, когда компанию покинул многолетний председатель ее совета директоров, помощник президента Виктор Иванов, назначенный главой Госнаркоконтроля.

Новым председателем совета директоров компании стал министр транспорта Игорь Левитин, и с ним менеджмент "Аэрофлота" уже успел разойтись в вопросе о необходимости участия в тендере на покупку Czech Airlines. Одновременно у Валерия Окулова возник конфликт с главой "Ростехнологий" Сергеем Чемезовым, который объявил свой проект авиакомпании "Росавиа" конкурентом "Аэрофлота".

В конце октября 2008 года Валерий Окулов называл "Росавиа" "пузырем", а в ноябре "Ростехнологии" и их партнер правительство Москвы потребовали ФАС лишить "Аэрофлот" роялти, которые ему платят иностранные компании за пролет над территорией России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer