Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Симонов:
На моем самолете Медведев и Путин из Москвы до Владивостока долетят за 4 часа


19 октября 2009 года Виктор Баранец, Комсомольская Правда


Сегодня всемирно известному создателю лучших в мире боевых машин Михаилу Петровичу Симонову исполняется 80 лет.

Едва я успел поздравить Михаила Петровича с юбилеем, как он ошарашил меня вопросом:
 
- Вот как вы думаете, сколько времени и с какой скоростью Медведев или  Путин летят от Москвы до Владивостока?
 
- Ну часов 8 - 9, - ответил я, - а скорость, возможно, 800 - 900 километров в час...
 
- В целом верно, - продолжал он строгим голосом экзаменатора, - это же, представьте, сколько времени наши руководители великой страны проводят в воздухе? Туда 8 часов, назад 8 часов... А у меня есть идея, как вдвое сократить им продолжительность самых  дальних полетов. Хоть по России, хоть по миру.
 
После этих слов он встал и стремительно направился к соседнему столу, на котором стояли макеты двух остроносых самолетов, похожих на белые ракеты. 
 
Усталые глаза Симонова загорелись мальчишеским азартом.
 
- Вот если мы сделаем эти машины, то и Медведев, и Путин, и миллионы простых россиян будут добираться на Дальний Восток не за 8 - 9, а за четыре часа! И у нас будут такие лайнеры!
 
ЗНАКИ СУДЬБЫ
 
- Михаил Петрович, когда Бог послал вам самый первый знаменательный сигнал, зовущий в авиацию?
 
- Еще в детстве. Наша семья жила рядом с аэродромом. Я с пацанами ходил туда смотреть на взлеты и посадки самолетов. Там же  днями пропадал на авиационном кладбище. Мне страшно интересно было разбираться в конструкции самолетов и моторов. Вот там, думаю, и родилось призвание. Тянуло к технике. Потому и поступил в Новочеркасский политех. Потом перевелся в Казанский авиаинститут. Вот там все и началось. Создал со студентами свое конструкторское бюро, мы стали делать самодельные планеры и летать на них.
 
Потом появился авиационно-спортивный клуб, который я возглавил. Довелось быть и инструктором, и летчиком-буксировщиком, и руководителем полетов.
 
- А как потом оказались в Москве?
 
- Кажется, где-то в 69-м я, как руководитель Казанского КБ, приехал в Москву для решения рабочих вопросов. Тогда же попал в поле зрения министра авиапромышленности Дементьева. Он и сыграл в моей жизни очень важную роль - что-то приметил и назначил замом главного конструктора Долгопрудненского КБ автоматики. А через 8 месяцев я попал под крыло к гениальному авиаконструктору Роберту Бартини.
 
- А какой была ваша самая первая самостоятельная конструкторская задача по боевой машине?
- Завершить доводку фронтового бомбардировщика Су-24. И запустить его в серию. В то время он отстал от графика на полтора года. То был, кстати, наш первый отечественный самолет, оборудованный бортовой цифровой вычислительной машиной.
 
- И каким был итог этой вашей работы?
 
- Сроки догнали, в тактико-технические требования уложились. Су-24, принятый на вооружение, и Ленинская премия.
 
СЧАСТЬЕ И ГОРЕ
 
- И что, все шло без сучка и задоринки? Не было технических проблем? Не было нагоняев, выговоров? Таблеток валидола под языком?
 
- Все было: и катастрофа лучшего экипажа во главе с полковником Сталем Лаврентьевым, и гибель моего друга Николая Рухлядко...
 
- Как появился на свет ваш легендарный Су-27?
 
- В феврале 76-го года меня назначили главным конструктором этой машины. И поставили задачу: надо сделать такой истребитель, чтобы он по всем параметрам превосходил американский «аналог» - F-15.
 
- Ну вы же, наверное, не с чистого листа начинали? Была же какая-то основа?
 
- Да, была. За основу мы взяли наши проработки по истребителям Т-10. Так тогда назывался Су-27.
 
- Вы помните, когда первый раз взлетело ваше лучшее детище?
 
- Еще бы! Я такие взлеты, как дни рождения детей, помню. 20 мая 1977 года. Я и летчика за 42 года не забыл - Владимир Ильюшин.
 
- В вашей работе были ошибки, которые могли загубить появление новой супермашины?
 
- Суть работы любого конструктора и заключается в борьбе с ошибками. Чем их меньше, тем лучше самолет. Иногда самое умное твое решение заключается в том, чтобы отказаться от ранее принятого. Да будет вам известно, что я сам отказался от первой версии Су-27, когда эта машина уже летала и поступила в серию.
 
Когда я понял, что самолет не соответствует возлагавшимся на него надеждам, поехал к заместителю министра авиапромышленности Ивану Силаеву и прямо ему сказал, что я дал маху, сам допустил просчеты, и попросил разрешения перепроектировать машину. Силаев с трудом, но согласился. И сказал на прощание: «Петрович, хорошо, что сегодня не 1937 год...»
 
ТАЙНЫ ПРОФЕССИИ
 
- Как самолет появляется на свет? Сначала идея, потом чертежи, потом железо?
 
- Я и сам до сих пор не знаю, как это получается в целом. Самолет создается как бы сам по себе. Я лишь знаю, какие ТТХ и желаемые размеры он должен иметь. А еще знаю, что наш самолет должен обязательно обеспечить преимущество над противником. Об этом постоянно думаешь. У нашей машины по всем параметрам должны быть лучшие летные характеристики, лучшие углы атаки, более высокие скорости. Вот так и формируется самолет. А потом ведь надо еще придумать, куда ракеты разместить. Ну и еще - сотни, тысячи других деталей надо связать в единое целое.
 
- Самолет, кроме генерального, создают сотни других конструкторов планера, двигателей, прицелов, оружейников, электронщиков. У каждого - свои амбиции, свои взгляды. И что, свар не бывает?
 
- Куда там! Все бывает! Генеральному надо уметь создать команду единомышленников. Чтобы среди них хорошо уживались принципы и компромиссы. Однажды я попросил главного конструктора двигателя Архипа Люльку перенести на новом истребителе агрегатный отсек двигателя из подбрюшья двигателя на его спину. Я был уверен, что такой ход выгодно изменит аэродинамическую схему самолета. Так мне тогда Люлька заявил: «А ты, Михайло Петрович, приди сегодня к жене и попроси, чтобы она сиськи себе на спину перевесила, а я потом на это посмотрю». Я опешил. И все же переубедил Архипа. Его конструкторское бюро разработало компоновку с агрегатным отсеком на «спине» двигателя. Это потребовало сложнейших испытаний силовой установки, но все же самолет довели и сдали на вооружение.
 
КИТАЙСКАЯ «ЭПОПЕЯ»
 
- А как ваш Су-27 оказался в Китае?
 
- О, это целая история! В 90-е годы из-за мизерного финансирования наша авиационная промышленность оказалась на грани развала. Идей много, а денег нет. Зарплату не платили 5 месяцев. Что делать? И ради спасения фирмы я решился на сложный шаг - предложил продать на экспорт несколько Су-27. С великим трудом получил разрешение правительства на продажу. Но ведь нужна еще и лицензия. А ее оформляли в то время по нескольку лет. Но деньги-то конструкторам и рабочим платить нужно каждый месяц.
 
И когда в Ахтубинск на презентацию Су-27 приехал президент Борис Ельцин, я решил подстраховаться. И рассказал главе государства,  что экспорт этой техники может принести стране многомиллиардные доходы, даст средства фирме Сухого для дальнейшего развития. Ельцину идея понравилась, и он согласился. Прилетел в Китай. Сидим на переговорах, обговариваем детали. Рядом - наш полковник, что-то записывает. А на другой день в посольстве мне говорят: «Петрович, а на тебя телега в Москву пошла, дескать, ты без лицензии продаешь два сверхсекретных истребителя». Ну, думаю, хана. Сидеть мне в тюрьме. Тогда и вспомнил о разговоре с Ельциным. Пошел к послу, попросил срочно телеграмму в Москву президенту направить... Посол оказался человеком дальновидным, разрешил, а к моим словам о необходимости заключения контракта приписал, что Китай очень большая и богатая страна и что заключение подобных контрактов открывает перед нами большие перспективы. Так все и решилось...
 
- А потом китайцы скопировали ваш самолет и говорят, что он еще лучше российского Су-27. Вам не обидно?
 - Говорить можно все что угодно. А сделать самолет лучше российского Су-27 можно только в России. И мы его сделаем!..
 
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
 
Михаил Петрович Симонов. Родился 19 октября 1929 года в Ростове-на-Дону. Окончив среднюю школу, поступил в Новочеркасский политехнический институт, откуда после 4-го курса перевелся на самолетостроительный факультет Казанского авиационного института (КАИ). Окончив КАИ, преподавал в нем и стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации. Под руководством Симонова были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-12, КАИ-14, КАИ-19 и др.
 
1969 - 1970 гг. - конструктор Московского машиностроительного завода.
 
1970 - 1979 гг. - ОКБ Сухого: первый зам. генконструктора.
 
Руководил испытаниями и доводкой фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25. Был главным конструктором истребителя-перехватчика Су-27.
 
В 1979 - 1983 гг. - зам. министра авиационной промышленности.
 
С 1983 г. - генеральный конструктор ОКБ Сухого. Под руководством Симонова создано семейство самолетов Су (почти 20 типов).
 
Герой России, лауреат Ленинской и Государственных премий.
 
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
 
5 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ИМЕНИННИКА
 
1. Отец Симонова - Петр Васильевич - в 1942 году погиб в боях под Сталинградом. Через много лет своему рекордному самолету Су-27 Симонов-младший в память об отце попросит присвоить бортовой номер П-42 - Петр Васильевич Симонов, 42-й г.
 
2. Свою первую руководящую должность Симонов занял в 15 лет, став заведующим авиамодельным кабинетом Алма-атинского дворца пионеров, за что получал зарплату.
 
3. Еще в студенческие годы в Казани под руководством Симонова был создан планер КАИ-19, на котором пилоты установили ряд мировых рекордов.
 
4. Во время афганской войны (1979 - 1989) Симонов занимался секретным планом повышения боевой эффективности штурмовика Су-25. Ему удалось значительно улучшить боевые характеристики штурмовика. За эту работу в 1982 году он получил орден Трудового Красного Знамени.
 
5. Симонов дважды (за самолеты Су-27 и Су-26) был удостоен Государственной премии РФ в области... «литературы и искусства в номинации «Технический дизайн».
 
Виктор Баранец, военный обозреватель «КП»
За 40 лет конструкторской работы Симонов стал «отцом» почти 20 самолетов. Сейчас у него - новые планы...



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBx9vv
Диагностика двигателя на https://youdo.com/auto/diagnostic/motor/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer