- Анна, Дмитрий, расскажите пожалуйста о вашем исследовании.
- В ходе данного исследования пилотам авиакомпании AirBridgeCargo (АВС), входящей в группу «Волга-Днепр», было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их профессиональной деятельности и оценки условий работы. Обобщение результатов опроса выявило несоответствие стереотипных представлений о специфике работы летного персонала в карго-отрасли и реального положения вещей в грузовой авиации.
Миф 1. В грузовых компаниях плохо организована подготовка рейсов.
Распространено мнение, что в грузовой авиации отсутствует четкая организация рейса, царит неразбериха, и пилотам приходится самим бегать по аэропортовым службам и заниматься организацией рейса.
В ходе опроса пилотам AirBridgeCargo было предложено несколько вариантов ответа на вопрос «По какому принципу строится работа пилота в компании?» Большинство респондентов выбрали формулировку «Выполняем только летные процедуры, и ничего более». Часть опрошенных добавила: «Как в лучших пассажирских компаниях». И это полностью соответствует действительности: в АВС все заботы, не относящиеся к профессиональным обязанностям пилота, берут на себя специальные службы авиакомпании (коммерческие подразделения, служба организации перевозок, служба наземного обслуживания). Маленький пример: даже организация бортпитания для летных специалистов входит в обязанности представителя аэропортовых служб.
Миф 2. Пилот в грузовых авиакомпаниях обременен излишней ответственностью.
Другой стереотип: мало того, что летный специалист постоянно вынужден решать не свои задачи – он еще целиком и полностью несет ответственность за их выполнение. Например, считается, что пилот должен взаимодействовать с топливными компаниями и службами, осуществляющими заправку. А если что не так, виноват пилот.
Результаты опроса свидетельствуют: сотрудники авиакомпании не сталкиваются с подобными проблемами. Соответствующие специалисты на местах полностью берут эту функцию на себя. Топливный вопрос действительно является болезненной темой в авиации, но это не влечет за собой каких-либо дополнительных обязанностей пилотов и не расширяет круг их ответственности. Летные специалисты вовсе не «утрясают» на месте возможные недоразумения с заправкой, они лишь должны сообщить, какой объем топлива необходим для выполнения рейса. Взаимодействие с хэндлинговыми компаниями, организация движения спецтранспорта во время погрузки-разгрузки, оплата сервиса и навигационных сборов, Flight Dispatch – все эти вопросы также решаются без непосредственного участия летных специалистов. А уровень технического обслуживания самолетов AirBridgeCargo, по оценке респондентов, значительно превышает уровень ТО ряда крупнейших пассажирских отечественных авиакомпаний.
Миф 3. В грузовой авиации полная неразбериха: не знаешь, откуда и куда лететь, и где придется жить.
Мол, неизвестно, в какую Тмутаракань могут закинуть; никогда заранее не знаешь, откуда и куда надо будет лететь; непонятно, где жить в командировке.
Судя по данным опроса, пилоты авиакомпании не задаются такими вопросами. Специализируясь на регулярных перевозках, авиакомпания большинство перелетов осуществляет из Москвы, а пунктами назначения являются только крупные города Европы, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Летный состав останавливается в комфортабельных гостиницах (не менее четырех звезд) и получает достойное содержание в командировках. Кроме того, сотрудники компании работают не более 15-17 дней в месяц.
Миф 4. Нарушение авиационных нормативов – дело обычное для транспортной авиации.
Почему-то многие принимают на веру рассказы о том, что в грузовой авиации повсеместно сталкиваешься с перегрузами и прочими нарушениями нормативов безопасности ради выгоды и прибыли заказчиков и владельцев.
По всей видимости, миф уходит своими корнями в середину 90-х годов прошлого века, когда российский рынок перевозок генеральных грузов, действительно, имел отчетливый «теневой» характер. Но сейчас другое время, и на рынке другие игроки. Наше мини-исследование показало: пилоты AirBridgeCargo считают, что их авиакомпания никогда не пойдет на неоправданный риск и всегда будет строго придерживаться принятых стандартов и нормативов, располагая при этом всеми необходимыми сертификатами. Более того, у командира воздушного судна есть реальное право, при подозрении на несоответствие характеристик груза данным, указанным в документах, отказаться от выполнения рейса и затребовать контрольное взвешивание груза.
Миф 5. В грузовой авиации практически нет карьерного роста.
Расставаясь с компанией, где уже добился определенных результатов, на новом месте работы будешь только вторым пилотом. Так что лучше спокойно работать на своем месте и ждать повышения, а в грузовую авиацию вообще не стоит идти – так гласит очередной миф.
Действительно, в авиации есть вероятность замедления карьерного развития при смене места работы. Но это при условии, когда компания остановилась в развитии: в этом случае и сотрудникам попросту некуда расти. Известно, что динамично развивающиеся компании улучшают свой парк, приобретая новые усовершенствованные самолеты. Яркий пример – AirBridgeCargо, один из первых в России заказчиков В747-8, принципиально нового поколения воздушных судов. И, как показывает практика, наиболее отличившиеся пилоты получают возможность переучиться и пересесть на новенькие самолеты.
Выводы:
Стереотипы восприятия и мышления, как правило, имеют неадекватную меру обобщенности и выступают в роли психологического барьера, мешающего самостоятельной и объективной оценке фактов. Социальные стереотипы могут привести к принятию субъектом неэффективных или даже ошибочных решений. Выше мы попытались продемонстрировать, что при исследовании мнения компетентных лиц, имеющих личностный опыт деятельности в той или иной сфере (в данном случае – это работа в крупнейшей российской грузовой авиакомпании), сторонняя негативная оценка по отношению к этой деятельности оказывается, на поверку, лишь предубеждением. Такие предубеждения складываются в среде, знающей о предмете разговора «понаслышке». Возможно, это исследование поможет более беспристрастно судить об отдельных аспектах работы в авиации.