- Юрий Анатольевич, какими типами самолетов в объединении представлена истребительная авиация и какие задачи она решает?
- На сегодняшний день в составе объединения четыре истребительных авиационных полка, которые постоянно несут боевое дежурство по противовоздушной обороне. Два из них - классические авиаполки в недалеком прошлом авиации ПВО, которыми командуют полковники Константин Шатайло и Владимир Кныш, - на самолетах Су-27 и МиГ-31. Летчики еще двух авиаполков, которыми командуют полковники Лев Спевак и Олег Лашкевич, выполняют задачи на фронтовых истребителях МиГ-29.
К счастью, в последнее время мы достаточно редко сталкиваемся с откровенно циничными нарушениями воздушного пространства в нашей зоне ответственности. Примерно раз в месяц выявляем самолеты, которые не оборудованы системой опознавания «свой - чужой». В основном это пассажирские авиалайнеры иностранного производства.
Много случаев, когда частные легкомоторные самолеты и вертолеты нарушают порядок использования воздушного пространства, то есть поднимаются в воздух на эшелонах, как говорят летчики, ниже нижнего (900 - 600 метров) без соответствующих заявок. Неудобства нам доставляют и метеорологические шары-зонды, летящие в основном со стороны прибалтийских государств. Практически в каждом таком случае приходится поднимать дежурный истребитель в воздух, ведь только визуально пилот может определить, что на себе несет этот самый зонд. Обычно истребитель некоторое время его сопровождает, а затем уходит, не уничтожая его: в облаках это делать опасно.
- По каким целям еще приходится поднимать в воздух дежурные силы?
- Недавно сотрудники одного известного телеканала лично проверили готовность наших истребителей. Да-да, я не оговорился. В процессе съемки телепередачи в районе подмосковной Истры в небо было запущено около пятидесяти светящихся шаров, которые поднялись на высоту до 400 метров. Красивое зрелище, да только нас о нем никто не предупредил. Шары «стали» в воздушный поток, и северо-западный ветер понес их к Москве. Представьте лица операторов радиолокационных станций РТВ, обнаруживших такую «красоту» у себя на индикаторах. Ночью, в сложных метеоусловиях на перехват были подняты два истребителя МиГ-31 и МиГ-29. Визуально определив, что цели не представляют опасности, истребители ушли на запасные аэродромы. Своими действиями сотрудники телекомпании явно нарушили и Воздушный кодекс, и Федеральные правила использования воздушного пространства. И, конечно же, нанесли нам определенный материальный ущерб в виде израсходованного топлива, ресурса самолетов и работы пилотов. Но как бы то ни было, наша истребительная авиация еще раз показала, что контролирует воздушное пространство и на любое его нарушение, как в этом случае, реакция будет адекватной. Мы готовы к отражению нападения противника и в первую очередь его воздушно-космических средств, а в рамках этого и авиации, и крылатых ракет. Истребительная авиация выступает при этом передовым эшелоном.
- Поговорим о профессионализме ваших пилотов. В прошлом году в Тверской области авиационное происшествие с истребителем Су-27 чуть не переросло в катастрофу. И только мастерство ваших летчиков помешало этому...
- 20 марта 2008 года на учебно-боевом самолете Су-27 в воздухе на высоте более 11 тысяч метров отказала основная энергосистема. Летчики, проявив мужество и хладнокровие, приняли решение не покидать самолет, а посадить его. При снижении на высоте двух километров пропала радиосвязь истребителя с пунктом управления, а затем отказал и навигационный комплекс. Но офицеры без приборов смогли вывести машину к аэродрому. При заходе на посадку не вышло шасси. Подполковники Роман Костенюк и майор Александр Сидоров сажали самолет на «брюхо», точнее, на титановые катапультные устройства, на которых обычно крепятся авиационные ракеты. Причем, как оказалось потом, машина получила минимальные повреждения. За свой подвиг отважные пилоты были удостоены ордена Мужества.
- Причина аварии наверняка крылась в отказе техники, ведь многие истребители отлетали уже по 15 и более лет.
- Да, это верно. Истребители, которые стоят у нас на вооружении, эксплуатируются по 15—20 лет. Тем не менее отмечу, что они достаточно изучены и вполне надежны. Но, конечно же, в связи со своим возрастом требуют и более тщательной предполетной подготовки. Однако при достаточной укомплектованности запасными частями, агрегатами и двигателями наши самолеты могут эксплуатироваться еще достаточно долгое время.
- Юрий Анатольевич, но все же истребительная авиация, как, пожалуй, и любая другая, - это прежде всего летчики. Еще два-три года назад пилоты в истребительных авиаполках, пожиная горькие последствия кризиса середины 1990-х, делились на основной боевой расчет и нелетающих летчиков. Из-за отсутствия топлива мастерство одних вынуждены были поддерживать за счет других. Насколько за последний год поменялась ситуация?
- Поменялась коренным образом! В течение прошлого года нам было выделено столько авиационного топлива и ГСМ, что вся авиация объединения впервые за последние 13 лет налетала рекордную цифру - 19.000 часов. До этого получалось не более 12.000—13.000 часов. Этого нам с лихвой хватило для подготовки летного состава и выполнения боевых задач в рамках существующей исправности авиационной техники.
Впервые с 1995 года в 2008 году нам удалось обеспечить налет каждому пилоту, в том числе и молодому, не менее 50 часов. А некоторые налетали и по 90. Практически все летчики - выпускники 2007 года приступили к самостоятельным полетам, некоторые сдали на третий класс, а некоторые уже и выполнили учебно-боевые задачи на полигоне, произведя пуск ракеты по воздушной мишени.
Отрадно, что и в этом году планы по обеспечению наших авиаполков топливом и ГСМ не меньше, чем в прошлом.
- Пилотажные группы знаменитого Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба известны на весь мир своими мастерскими виражами на авиашоу, а ведь он тоже входит в состав КСпН.
- Да, знаменитые «Русские витязи» и «Стрижи», выступающие на истребителях Су-27 и МиГ-29, являются нашей гордостью. Боевое дежурство по ПВО они не несут, но при начале боевых действий из них формируется полноценный истребительный авиационный полк. И я не позавидую тому неприятелю, который попадет на наших асов.
- В этом году ваши пилотажники будут принимать участие в параде на Красной площади в День Победы?
- Несомненно, только в этом году, помимо традиционной «девятки» из «Русских витязей» и «Стрижей», в воздухе будет сформирован боевой порядок из самолетов и вертолетов разных родов авиации: дальней, военно-транспортной, фронтовой (которая будет состоять из истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков) и армейской. Всего более 70 самолетов и вертолетов.
Для проведения этого мероприятия мы в КСпН создадим систему пунктов управления, выделим аэродромы и будем в дни тренировок и проведения пролета над Москвой особо тщательно контролировать использование воздушного пространства.
Пользуясь случаем, хочу поздравить ветеранов авиации ПВО, летчиков, инженеров и техников, которые когда-то связали свою судьбу с этим родом войск, пилотов и инженерно-технический состав, которые сегодня несут боевое дежурство по противовоздушной обороне не только в нашем объединении, но и во всех Военно-воздушных силах. Здоровья вам, успехов и мягких посадок!