Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Олег Смирнов:
Неподъемная сила


16 сентября 2008 года Наталия Ячменникова, Российская Газета


В Россию прилетает комиссия ИКАО по проверке безопасности полетов. Комиссия плановая. Такая проверка должна была состояться уже давно, но была отсрочена после серии катастроф в 2006 году. Увы, трагедия с "Боингом-737" авиакомпании "Аэрофлот-Норд" стала прелюдией к работе международных экспертов. Об этом корреспондент "РГ" беседует с президентом фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженным пилотом СССР Олегом Смирновым.

Олег Смирнов
Президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР.

Российская газета: Последнюю трагедию некоторые уже называют печальной иллюстрацией состояния дел в нашей гражданской авиации. Вы согласны?

Олег Смирнов: К сожалению, да. Кстати, буквально за день до нее мы обратились к премьеру с конкретными предложениями для принятия необходимых государственных мер по исправлению сложной ситуации в отрасли. Правда, повод был другой - беспрецедентный кризис авиаперевозок, случившийся с альянсом AirUnion, который еще больше обострил системные проблемы. Профессионалы говорили о них давно. Ведь в авиации действует один закон - формула подъемной силы крыла. И его не изменишь, даже если собрать все деньги олигархов в одну кучу. Не получится.

РГ: Так какие это проблемы?

Смирнов: Главных три. Это неспособность авиапрома в настоящее время обеспечить возрастающие потребности отечественных авиакомпаний конкурентоспособными воздушными судами. Это монопольное перманентное увеличение стоимости авиатоплива. Это изъяны в области государственного регулирования отрасли, порожденные административной реформой. Парадоксальная ситуация: Россия осталась единственной страной в мире, не имеющей единого полномочного государственного органа регулирования гражданской авиации.

РГ: Но ведь Росавиация наделена дополнительными и очень серьезными полномочиями?

Смирнов: Это лишь полумера. Все равно Росавиация осталась под эгидой минтранса. И не сделано самое главное: ей не отдана основополагающая функция - нормотворчество. А ситуация сложнейшая. Сейчас около 40 процентов правового поля в гражданской авиации не прикрыто. Мы живем по устаревшим нормативам и правилам, разработанным почти двадцать лет назад в несуществующем государстве, когда были другие политическая система, экономика, международные авиационные отношения. Но как же решать сложнейшие вопросы безопасности полетов, когда по-прежнему гражданская авиация остается у нескольких нянек без глазу? Это аксиома. К сожалению, мы идем вперед очень медленно, "вязко".

А расследование летных происшествий? Возьмем Америку. Там этим занимается NTSB - Национальное бюро безопасности полетов. Его руководитель назначается президентом, подотчетен только ему и сенату. Но самое важное: решения этого органа обязательны для всех, будь то структура государственная или частная. Не выполнишь - санкции жесточайшие. А у нас опять минтранс будет расследовать сам себя и писать замечания. Кому? Самому себе.

РГ: Что вы предлагаете?

Смирнов: Предлагаем Росавиации придать все необходимые полномочия и соответствующий инструментарий государственного регулирования, а также всю полноту ответственности за состояние гражданской авиации России, включая безопасность полетов. То есть увести ее от статуса агентства, которому предписано заниматься исключительно услугами, к статусу госоргана, уполномоченного решать весь спектр авиационных вопросов.

РГ: Министерства или госкомитета, непосредственно подчиненного правительству?

Смирнов: Неважно, как будет он называться. Но это должен быть, повторю, единый полномочный орган государственного регулирования. Вопросы же разработки политики воздушного транспорта в ряду всех видов транспорта оставить в компетенции минтранса. Такова мировая практика. Это крайне необходимая мера, которую нужно как можно быстрее осуществить. К счастью, она практически не требует значительных капиталовложений. Нужна лишь воля правительства.

РГ: У нас сейчас половина перевозок осуществляется на самолетах иностранного производства. Но ведь самолеты в основном из разряда секонд-хенд?

Смирнов: Авиакомпании попали в безысходную ситуацию. С одной стороны, отечественный авиапром не может предоставить необходимое количество самолетов. С другой- когда они вынуждены брать в лизинг западные самолеты, на них накладывается доплата более 40 процентов. Практически эксплуатация подавляющего большинства отечественных машин, ввиду их крайне низкой топливной эффективности, ведет авиакомпанию в одном направлении - к банкротству. Но опять же есть выход. Предлагаем: на период становления "на крыло" отечественного авиастроения установить нулевые ввозные таможенные ставки и пошлины, а также НДС на воздушные суда и комплектующие к ним всех типов воздушных судов иностранного производства. По мере налаживания серийного производства отечественных воздушных судов можно будет легко вернуться к заградительным пошлинам.

РГ: Создание крупных альянсов должно быть определенной страховкой для пассажиров?

Смирнов: Это у реальных альянсов, а не тех, которые создавались на неизвестно какой основе. Я имею в виду конкретно AirUnion. Отсюда вопрос: почему у нас так построена система, которая позволяет отдельным личностям типа генерального директора "Красноярских авиалиний" манипулировать государством в своих личных интересах? Ведь уже на момент подписания указа президента о его создании все пять авиакомпаний, составивших альянс, были финансово несостоятельными. То есть была скрыта правда.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer