Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Бабак:
"Грач" возмездия


10 сентября 2008 года Юрий Зарецкий, Красная звезда


Грузинская агрессия против Южной Осетии и последовавшая вслед за этим операция по принуждению к миру стали своеобразной проверкой боеспособности Российской армии. После завершения боевых действий военные и разработчики оружия подводят итоги, анализируют полученный опыт, разрабатывают планы на будущее. О перспективах дальнейшего развития легендарного штурмовика Су-25 рассказывает главный конструктор 'ОКБ Сухого', президент Научно-производственного концерна (НПК) 'Штурмовики Сухого' Владимир Бабак.

Владимир Бабак
Главный конструктор 'ОКБ Сухого', президент Научно-производственного концерна (НПК) 'Штурмовики Сухого'.

- Владимир Петрович, давайте начнем разговор с общего вывода по использованию Су-25 в проведенной операции.
     - Сотрудники концерна с первых часов взаимодействовали с военными, знают реальное положение дел и всю динамику развития событий. Прежде всего считаю нужным высказать благодарность личному составу штурмовой авиации и в особенности авиационной части, расквартированной в Буденновске, за высочайшие профессиональные качества, проявленные в ходе проведения операции. Летчики-штурмовики решали боевые задачи блестяще. Благодаря их мужеству и летному мастерству спасены тысячи мирных жителей Южной Осетии и российских военнослужащих.
     Российским ВВС противостоял очень серьезный, хорошо подготовленный, организованный и обученный противник. Грузия создала систему ПВО на самом современном уровне. В ее списке практически вся номенклатура советских комплексов и их модификаций от С-75, С-200, 'Бук', 'Оса', 'Куб', 'Тунгуска' до ПЗРК, зенитных установок. Фактически это был образцовый участок советской системы ПВО конца 1980-х, годов дополненный 'мозгами' из США, Израиля и Украины. В результате нашей авиации противостояла мощная группировка, действующая четко, слаженно и хитро.
     В операции состоялось боевое крещение штурмовика Су-25СМ. Он обладает более совершенным прицельно-навигационным комплексом. При выполнении боевых вылетов эти машины использовались ведущими, а ведомыми - Су-25, не прошедшие модернизацию. Все поставленные задачи штурмовая авиация выполнила.
     Общий вывод: для уничтожения целей на поле боя, а тем более в горной местности, применение штурмовиков наиболее оптимально. Даже в отдаленной перспективе другие авиационные комплексы более эффективно выполнять такую задачу не смогут.

- Какие отзывы о Су-25СМ получены от летчиков?
     - Они довольны машиной, высказали ряд пожеланий, которые мы постараемся выполнить в кратчайшие сроки. Реализуем сделанные разработки, которые не успели сделать на машине до начала боевых действий. Выбранный путь модернизации при совмещении с ремонтом на АРЗ Минобороны №121 полностью оправдал себя. ВВС получили самолет, способный решать больше задач, чем решал Су-25, и со значительно большей эффективностью и более широкой номенклатурой боеприпасов.
     Инженерно-технический состав отмечает снижение на 25-30 процентов трудозатрат по обслуживанию нового штурмовика в сравнении с базовой моделью. Встроенная система контроля бортового оборудования позволяет значительно снизить трудозатраты при подготовке самолета к повторному вылету. В авиационных частях, где один борттехник не от хорошей жизни, закреплен за тремя машинами - это весьма существенно.
     Летчики подтвердили возросшую точность применения средств поражения. Они заявили, что теперь могут бить белку в глаз. Точность навигации и боевого применения неуправляемого авиационного вооружения возросла в полтора раза, а в бомбардировочном применении достигла уровня точности управляемых АСП. Стало возможным бомбометание с различных видов маневра, а при навигационном бомбометании с высоты 5.000 метров максимальное отклонение боеприпаса 25 метров.
     Отдельным пунктом положительно оценивается возможность смены темпа стрельбы пушки. Летный состав заявляет, что благодаря этому увеличилась эффективность применения пушечного вооружения. При штурмовке колонны грузинских войск летчик мог 'проутюжить' ее с темпом стрельбы 375 выстрелов в минуту, расходуя на машину врага один - два снаряда. Их вполне достаточно для поражения автомобильной и легкобронированной техники, а обладая определенными навыками, можно вывести из строя танк, поразив моторный отсек.
     Особую радость у летного состава вызвала цифровая карта местности, выводимая на многофункциональный цветной индикатор, и обозначаемый на ней маршрут полета. Она значительно упростила ведение визуальной ориентировки и возвращение на аэродром базирования при возвращении с боевого задания. После выполнения атаки цели на старой модели летчику надо уточнить свое местоположение для выполнения маневра отхода. Конечно же, на это уходит всего несколько секунд, но именно они порой становятся роковыми, когда по вам работает мощная система ПВО противника.
     Все это достигнуто благодаря выбранной при создании Су-25СМ концепции 'просто - точно - эффективно - недорого'. Боевые возможности самолета расширены за счет использования прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ 'Барс'. В его состав входят системы обработки и отображения информации, спутниковой и ближней навигации, станция радиотехнической разведки, самолетный ответчик, автоматический радиокомпас, цифро-аналоговая система управлением оружием и другое оборудование.
     В проведенной операции погиб командир звена майор Владимир Едаменко, потеряно три машины, и все же 'Грачи' продемонстрировали высокую живучесть. Ранее некоторые специалисты заявляли, что штурмовики могут эффективно работать только при слабой ПВО. Сегодня на таких утверждениях поставлен крест. Из боевых вылетов после поражения ракетами комплексов ПВО на аэродром базирования вернулось три Су-25СМ, они будут отремонтированы. Характер полученных повреждений указывает на применение ракет с радиолокационной головкой самонаведения или радиокомандной системой наведения.

- Вы делаете ставку на модернизацию имеющихся штурмовиков, а дальнейшее развитие у 'Грача' будет?
     Безусловно, модернизация Су-25 в вариант Су-25СМ расширит возможности штурмовой авиации. Сто раз был прав генерал-полковник Александр Зелин, когда, еще будучи заместителем главкома ВВС по авиации, сказал: 'Мне нужен полк таких самолетов в течение двух лет'. В 2006 году мы передали первые четыре машины в Буденновск. Создали учебный класс, обучали летный состав на тренажерах, стажировали в липецком ЦБП и ПЛС и, как видим, успели подготовить летчиков. Без преувеличения - своим решением нынешний главком ВВС спас многим летчикам жизнь. Мы понесли бы большие потери, если бы пришлось выполнять боевые вылеты только на обычных Су-25.
     Командование и летчики-инструктора в Буденновске заявляют, что им нужна 'спарка' - учебно-боевой вариант Су-25СМ. Без него невозможно в полной мере обучать летный состав. Авиационные законы и опыт требуют обязательной проверки летчика в полете. Тренажер здесь не поможет. К тому же у командиров появится уверенность в уровне подготовки подчиненных, а это тоже немаловажно. Положительное решение по этому вопросу принято. Главком ВВС генерал-полковник А. Зелин подписал необходимые документы.
     Говоря о перспективах развития штурмовика, необходимо вспомнить историю ближайших десятилетий. В конце прошлого века ударной силой авиации ВВС были Су-7, Су-17, Су-24, МиГ-23, МиГ-27, и завершал этот ряд 'гадкий утенок' Су-25. Удаление его аэродрома базирования от поля боя - 150 км, глубина расположения целей от передовой около 50 км. Война в Афганистане вывела штурмовик на первое место, он обрел имя, хорошо знакомое не только в нашей армии, - 'Грач'.
     Сегодня Су-25 остался единственным самолетом, способным работать на поле боя и в оперативной глубине боевых порядков противника. Су-24 с имеющимся комплексом вооружения способен нанести точный и мощный удар по заранее назначенной цели, но заниматься ее поиском на поле боя для его экипажа весьма сложная, а в большинстве случаев невыполнимая задача.
     За годы экономического кризиса Российская армия претерпела значительные изменения. Главной задачей до недавнего времени считалось сокращение количественного состава военнослужащих. В настоящее время на первый план выходит требование по оптимизации частей, соединений, объединений и оснащение их наиболее эффективным оружием для современных боевых действий.
     Грузинская армия показала маневренную войну. Танки, РСЗО и другая техника не находились долго на одном месте, а постоянно меняли свои позиции. На поле боя требуется самолет, имеющий возможность поражать подвижные цели. НПК 'Штурмовики Сухого' создало такой штурмовик, значительно превзошедший своих предшественников.
     Поясню мысль, оперируя образами. Су-25 конструировался в 1970-е годы, но это уровень начальных классов, Су-25СМ - старшие классы. Пришло время поступать в институт - Су-25Т, выпускным курсом в нем станет Су-25ТМ. Мы готовы, летчики строевых полков нас поддерживают, а решение вопросов финансирования, уточнения организационно-штатной структуры ВВС в компетенции государства и Генштаба России.

- Как вы оцениваете перспективы создания легкого штурмовика Як-130?
     - Учебно-тренировочный Як-130 создан, оптимален для обучения и начальной подготовки курсантов. Если говорить про его боевой вариант, то необходимо определиться, какие задачи он будет выполнять и против кого.
     Современные бандформирования имеют на вооружении зенитные установки и ПЗРК. Конструкцию авиакомплекса для повышения боевой живучести придется усиливать, устанавливать бронирование, размещать системы активной и пассивной защиты от средств ПВО. Затем военные захотят расширить номенклатуру вооружения, а это установка дополнительных комплексов и систем, обеспечивающих применение средств поражения.
     Как видите, Як-130, будет повторять весь путь, пройденный нами в середине прошлого века, и первым его барьером станет необходимость увеличения взлетного веса. В свое время мы начинали с веса 8.000 кг, а теперь, установив все системы, пришли к весу пустого самолета 9.500 кг. Перспектив конкурентоспособности Як-130 на поле боя даже с Су-25СМ на обозримое будущее не видно. Если кому-то нравятся шапкозакидательные проекты и вложение в них государственных денег, то он всегда найдет, как обосновать самые несуразные действия. Война все расставит по местам, она ошибок не прощает.

- Владимир Петрович, расскажите о возможностях Су-25Т на сегодняшний день.
     - Главное принципиальное преимущество этого самолета-штурмовика - поражение движущихся наземных и надводных целей. Такую возможность дает оптико-электронная прицельная станция (ОЭПС) 'Шквал' разработки Красногорского оптико-механического завода. ОЭПС за счет 23-кратного (!) увеличения по телевизионному каналу обеспечивает раннее обнаружение и распознавание танка на дальности 8-10 км. Входящие в ее состав подсистемы обеспечивают автоматическое сопровождение и выдачу команд целеуказания системам управляемого оружия. Комплекс, работая совместно с автоматизированной системой управления, существенно упрощает действия летчика и обеспечивает автоматический выход в район цели.
     Размещение дополнительного оборудования потребовало внесение изменений в конструкцию фюзеляжа: усилена центральная секция, увеличен гаргрот, изменена носовая часть. Созданная модификация Су-25Т при внешней схожести с Су-25 по исполнению новый самолет и его путем переоборудования старой машины не сделать.
     Номенклатура вооружения дополнена возможностью применения управляемых ракет класса 'воздух - воздух' типа Р-73, 'воздух - земля' Х-25ЛД/МЛ, Х-29Л/Т, противорадиолокационных ракет Х-58 и корректируемых авиабомб - КАБ-500Кр.
     Штурмовик способен поражать цель с высоты 5.000-6.000 метров, не входя в зону поражения ПЗРК. Вероятность поражения комплексом 'Оса' снижается до минимума, а штурмовик поражает цель противотанковой управляемой ракетой 'Вихрь' с вероятностью 0,9. Су-25Т ПТУР с лазерным наведением буквально сносит башню танка, которая улетает в сторону на 25 метров. 'Вихрь' разработки Тульского КБ Приборостроения прожигает броню толщиной один метр.
     Имея по 16 управляемых ракет, звено самолетов-штурмовиков гарантированно поразит 48 единиц бронетехники. Более мобильного и эффективного противотанкового средства в условиях современной маневренной войны не найти. Любая колонна противника, прорвавшего фронт нашей обороны, таким авиаударом будет остановлена, а при более массированном применении Су-25Т уничтожена.
     Парадоксальная ситуация: создано уникальное оружие, но работники некоторых администратративно-руководящих структур словно зомбированны западной пропагандой и не хотят верить в успех отечественных конструкторов. НПК 'Штурмовики Сухого' не занимается голословием и фантазерством, созданная машина прошла ГСИ, все заявленные нами цифры подтверждены еще 15 лет назад.
     В 1999 году при проведении контртеррористической операции в Чечне Су-25Т наносили точечные удары. С высокой эффективностью применялись как управляемые ракеты, так и КАБ. Тогда телезрители видели кадры боевого применения образцов высокоточного оружия, сделанные именно с этих машин. Дешифровка полученных результатов и видеозаписей позволяла зафиксировать точность попадания УР с лазерным наведением - 0,5 метра, корректируемых авиабомб с телевизионным наведением - 1 метр.
     Сегодня уже как ругательство звучит упоминание, что наша разработка с используемым вооружением не имеет мировых аналогов. Авиационный комплекс действительно уникален, но не производится. ОАО 'Улан-Удэнский авиационный завод' подготовлено к серийному выпуску Су-25Т, а четыре таких самолета находятся в Липецке, еще на две машины в Ахтубинске.
     Звено штурмовиков в Липецке стоит без дела уже десятилетие, а с ближайшего аэродрома СКВО им до цели в районе Поти 20 минут. Им не составило бы особого труда управляемыми ракетами Х-25МЛ с боевой частью в 90 кг разнести в щепки все грузинские катера. Неужели такие машины не нужны ВВС и авиации ВМФ России?
     Следующий шаг в развитии штурмовика - Су-25ТМ. Он по вооружению имеет характеристики Су-34 и при этом сохранил все преимущества 'Грача'. За его основу взят Су-25УБ, но он может обнаружить и классифицировать малоразмерную, подвижную цель и уничтожить ее авиабомбой на минимальной дальности 1 км.
     Су-25ТМ оснащен усовершенствованной ОЭПС 'Шквал-М'. Режим автоматического полета позволяет каждому штурмовику из группы самолетов выйти к цели с разных направлений и скоординированно выполнить ее атаку.
     В комплекс бортового радиоэлектронного оборудования включена БРЛС, работающая в трехсантиметровом диапазоне. Она позволяет обнаруживать около 10 воздушных целей на дальности более 50 км и по нескольким из них обеспечивает одновременное применение управляемых ракет класса 'воздух - воздух'.
     Су-25ТМ обеспечивает выполнение боевых заданий днем и ночью без целеуказания с земли. На его базе мы предложили военным с учетом их пожеланий проработать вариант Су-25СМ2. Идет выработка тактико-технического задания.

В заключение остается сказать, что при личном общении специалисты 'оборонки' называют две опасности, угрожаемые Российской армии после проведенной операции на Северном Кавказе. Первая - эйфория от победы и непринятие необходимых мер по дальнейшему повышению боеспособности войск. Вторая - аврал непродуманных действий по перевооружению.
     Наверняка большинство наших читателей запомнили видеокадры панического метания в поисках укрытия М. Саакашвили, увидевшего в небе пару российских самолетов-штурмовиков. Новоявленного фюрера, отдавшего приказ, обрекший на гибель жителей Южной Осетии и российских миротворцев, так и не смогла успокоить личная охрана, даже усаживая в бронированный автомобиль. Лучшей рекламы для Су-25 и придумать невозможно.
     Останется 'Грач' и другие боевые комплексы эффективным оружием возмездия для любого агрессора - покажет время и результаты каждодневной работы всех, кто связан с обороноспособностью страны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer