Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Вагит Алекперов:
У меня прочное советское воспитание


1 сентября 2008 года Александр Тутушкин, Ведомости


Потомственный нефтяник Вагит Алекперов возглавляет созданную им компанию уже 15 лет и за это время, по его словам, не обзавелся ни яхтами, ни виллами за границей, а все свободные средства вкладывает в акции 'Лукойла'. Свободное время у него тоже уходит преимущественно на 'Лукойл'. С тех пор как подконтрольная государству 'Роснефть' поглотила активы ЮКОСа, 'Лукойл' уступил ей многолетнее первое место по добыче нефти, зато по объемам выручки по-прежнему опережает любой из российских нефтяных холдингов. О том, как 'Лукойл' будет развиваться в условиях мирового финансового кризиса и обострения международной обстановки, Алекперов рассказал в интервью 'Ведомостям'.

Вагит Алекперов
Родился в 1950 г. в Баку. С 1972 г. работал буровиком производственного объединения 'Каспморнефть'. В 1974 г. окончил Азербайджанский институт нефти и химии

--------------------------------------------------------------------------------

1974
за 5 лет прошел путь от мастера по добыче нефти до замначальника нефтепромысла в 'Каспморнефти', с 1979 г. по 1987 г. - на руководящих должностях в 'Сургутнефтегазе' и 'Башнефти'

--------------------------------------------------------------------------------

1987
гендиректор 'Когалымнефтегаза'

--------------------------------------------------------------------------------

1990
1-й замминистра нефтегазовой промышленности СССР

--------------------------------------------------------------------------------

1992
президент нефтяного концерна 'Лангепасурайкогалымнефть'

--------------------------------------------------------------------------------

1993
президент нефтяной компании 'Лукойл'

- Власти наконец-то взялись за снижение налоговой нагрузки на отрасль, но многие наблюдатели считают принятые меры недостаточными, для того чтобы обеспечить рост добычи. Ваше мнение?

- Уже приняты решения о снижении налоговой нагрузки на отрасль, которые за счет снижения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2009 г. дадут нефтяникам суммарную экономию в 136 млрд руб. Но, к сожалению, тарифы естественных монополий, как и цены в промышленности, продолжают расти. Вот совсем недавно, например, были повышены тарифы 'Транснефти'. Таким образом, получается, что часть этих дополнительных доходов у нефтяников фактически уже изъята. Поэтому мы считаем, что цену отсечения, до которой нефть не облагается НДПИ, надо поднять не до $15 за баррель, что уже сделано, а до $24. Надеюсь, рабочая группа под эгидой Минэнерго, которая продолжает изучать проблему, сделает такое предложение правительству.

- В более широком смысле - каких, по-вашему, необходимых действий вы, как представитель крупного бизнеса, ждете от властей?

- Главное - это, конечно, снижение налоговой нагрузки, с тем чтобы обеспечить рост добычи, и государство вполне способно проконтролировать использование высвобождающихся средств. Все эти годы наша компания наглядно демонстрировала, что ее главным приоритетом являются инвестиции, и наши акционеры достаточно терпеливо относятся к такой стратегии. Второе - мы считаем необходимой корректировку ряда законодательных актов. В частности, закрепить законом механизм расчета экспортных пошлин на нефтепродукты (сейчас ставка пошлины определяется постановлениями правительства. - 'Ведомости'), ввести единую ставку таможенной пошлины на все нефтепродукты, внедрить дифференцированную систему налогообложения нефти и нефтепродуктов, поставляемых на экспорт и внутренний рынок. Ряд других законодательных мер позволили бы нам сократить отвлечение оборотных средств, направить их на развитие производства. Также нуждается в реформировании земельное и водное законодательство - сегодня процедуры получения всех необходимых разрешений в этой области на 2-3 года затягивают начало разработки новых месторождений. Хотел бы отметить, что новое правительство весьма детально вникает в проблемы отрасли и с уникальной скоростью решает вопросы, которые не решались годами. Так что основания для оптимизма есть.

- Знакомы ли вы с президентом Медведевым?

- Да, знаком. Мы неоднократно встречались, когда он был первым вице-премьером. С президентом познакомимся в сентябре, когда состоится уже запланированная его встреча с членами РСПП.

- Какое у вас впечатление о нем как о человеке и президенте? Как полагаете, он будет проводить самостоятельную политику или согласовывать свои действия с Путиным?

- Медведев, безусловно, будет проводить самостоятельную политику. Что касается их совместной работы, то сегодня сложился крайне удачный тандем единомышленников - президента и председателя правительства. Владимир Владимирович может сконцентрировать все свои знания и опыт на управлении экономикой страны. И реальные плоды этого мы уже видим.

- Конфликт на Кавказе привел к ухудшению отношений России с Западом. Как это может отразиться на российском бизнесе, осуществляющем зарубежную экспансию, и на 'Лукойле' в частности?

- Пока никаких перемен не наблюдаю. Но, в принципе, все возможно. Вы ведь знаете, с какими трудностями мы и раньше сталкивались при покупке европейских активов. Если говорить о сегодняшнем дне, то нельзя исключить, например, что у нас возникнут проблемы с одобрением европейскими антимонопольными органами приобретения сицилийских НПЗ в Италии. Но пока трудно что-либо прогнозировать. Время покажет.

- Страны Кавказского региона, вероятно, особо чувствительны к сложившейся ситуации. Не ожидаете ли осложнений для проектов 'Лукойла' в Азербайджане?

- Нет, все наши проекты в этой стране во всех отношениях хорошо выстроены, ее руководство проводит взвешенную политику, так что никаких рисков я там не вижу.

- Ваше мнение о мировом финансовом кризисе? Отразился ли он на нефтяной отрасли и на 'Лукойле' в частности? Как будет развиваться ситуация?

- Сегодня очень многие банки стоят перед фактом уменьшения своей ликвидности. Крупные инвесторы, разочарованные такой ситуацией, пытаются наращивать наличность, поэтому идет частичный сброс акций, причем не только на российском, но и на международных рынках. Соответственно, котировки идут вниз, в том числе и наши. Однако, по моему мнению, в нормальное русло ситуация на финансовых рынках вернется к следующему лету.

- Но ведь российский фондовый рынок рушится не только из-за кризиса, но и из-за действий властей ('нападение' Путина на 'Мечел', события на Кавказе). Может, есть смысл крупному бизнесу - например, через РСПП - поставить этот вопрос перед руководством страны?

- Думаю, подобные вопросы будут обсуждаться на предстоящей встрече с президентом России. Бизнесу всегда нужна поддержка властей - как в стране, так и за ее пределами. Что же до 'Мечела', то я не думаю, что этот инцидент стал причиной падения российского фондового рынка. Уход инвесторов в наличность - это глобальная тенденция, которая, вполне естественно, затронула и Россию.

- Ощущаете ли вы давление со стороны государственных нефтегазовых компаний? Какие видите тенденции во взаимоотношениях с ними?

- Давления нет. Я всегда подчеркиваю, что в России нет государственных и частных компаний. Все компании национальные, и действуют они в национальных интересах. Поэтому и доступ к сырьевой базе должен быть равным для всех - через конкурсы и аукционы. Только так можно добиться максимально эффективного недропользования.

- Но сейчас уже очевидно, что новые участки на шельфе получат госкомпании, и, возможно, то же самое будет с крупными месторождениями на суше:

- Не очевидно. Шельф требует вложения огромных средств, которые в одиночку ни одна компания не поднимет. Поэтому наиболее рациональный путь освоения таких месторождений - создание консорциумов российских компаний.

- Но где гарантия, что госкомпании не предпочтут иностранных мейджоров с их передовыми технологиями?

- Технологии сейчас общедоступны. Мы пользуемся услугами тех же мировых лидеров нефтесервиса, что и крупные западные компании.

- Еще в 2007 г. вы создали российский консорциум с 'Газпром нефтью', однако до сих пор ничего не слышно о конкретных совместных проектах.

- Думаю, к концу года определимся.

- Почему вы не участвовали в недавнем конкурсе по участкам в НАО, который выиграла 'Зарубежнефть'? Ведь это ваш регион.

- Когда мы посмотрели эти месторождения, оказалось, что они геологически очень сложные и требуют больших затрат. Мы не сочли, что получим на них должную отдачу.

- Ваши амбиции в европейском down stream полностью удовлетворены приобретением сицилийских НПЗ или компания продолжит экспансию в этом регионе?

- Думаю, что после покупки этих заводов, а также турецкой автозаправочной сети Akpet мы полностью закрыли свои потребности по маркетингу нефти и нефтепродуктов в Южноевропейском регионе. Теперь на очереди приобретение перерабатывающих мощностей на Севере Европы. Где и что конкретно, пока сказать затрудняюсь.

- Долгосрочная стратегия 'Лукойла' предусматривает приобретение НПЗ в Америке. Как с этим?

- Сегодня на рынке есть предложения, мы рассматриваем их, но это уже следующий этап - после Европы.

- Много шума наделало начатое ФАС расследование по поводу подозрений в адрес пяти крупнейших нефтекомпаний в согласованном повышении цен на авиакеросин и дизтопливо. Что вы думаете об этом?

- Это самая сложная тема. Беда в том, что нет четко прописанных параметров нарушения антимонопольного законодательства. Мы считаем, что сегодня российский нефтепродуктовый рынок вполне конкурентен: нет ни одного региона, где присутствовала бы только одна компания, повсюду от пяти до 20-30 продавцов. Сейчас для обвинения в сговоре достаточно одновременного повышения цен участниками рынка. Но цены диктует конъюнктура рынка. Смотрите: сейчас мировые цены пошли вниз, и та же тенденция отмечается на российском рынке. Для обвинений в сговоре должны быть более веские аргументы.

- А что вы думаете о недавнем топливном кризисе в аэропорту 'Домодедово'?

- Там не присутствует ни одна нефтяная компания, как следствие - нет четких прогнозов, сколько топлива нужно, на какой период, как меняется потребность в зависимости от сезона. Заметьте, 'Пулково', где работаем мы с 'Газпром нефтью', почему-то не лихорадит. Поэтому считаю, что авиаперевозчики должны строить долгосрочные отношения непосредственно с производителями керосина. Тогда можно будет заранее планировать и объемы производства и поставок, и ценовые уровни. Думаю, нынешние неприятности 'Эйрюнион' проистекают именно из-за отсутствия таких связей. Но мы им помогли: на днях поставили топливо в кредит почти на 140 млн руб.

- То есть вы полагаете, что для стабилизации этого рынка с него нужно удалить торговых посредников?

- Я полагаю, что сертификат качества на топливо в аэропорту должен выдавать его производитель, а не торговый посредник. И так происходит во всем мире. Вы нигде не увидите в роли заправщика мало кому известную компанию.

- Сейчас у всех на слуху конфликт в ТНК-ВР. У 'Лукойла' тоже есть иностранный акционер, хотя и не столь крупный, как ВР, так что в этом плане компании схожи. Не возникает ли у вас трений между акционерами?

- Может быть, так и нескромно говорить, но для характеристики наших отношений с ConocoPhillips не нахожу другого слова, кроме 'идеальные'.

- Не сталкиваются ли интересы партнеров в международной экспансии 'Лукойла'?

- Наоборот, мы обдумываем совместные проекты в третьих странах.

- Одна из претензий российской части ТНК-ВР к британской состоит в том, что в компании слишком много иностранных менеджеров, которым слишком много платят. Вы тоже в свое время заявляли, что будете вести кадровый обмен с американцами. Как он построен?

- Не так, как в ТНК-ВР. Мы ежегодно направляем в США на стажировку до 20 менеджеров уровня выше среднего по специальностям, которые нас интересуют. Зарплату им платит 'Лукойл'. Примерно такое же количество сотрудников американской компании работает у нас в качестве советников - опять же по направлениям, которые, по нашему мнению, в них больше всего нуждаются. Зарплату они получают от ConocoPhillips и в оперативном руководстве 'Лукойлом' участия не принимают. В управлении нашей компанией американцы участвуют через своего представителя в совете директоров.

- Вы неоднократно заявляли, что свои свободные деньги вкладываете в акции 'Лукойла'. Как долго и до какого предела планируете делать это? Какой пакет считаете для себя комфортным? Где та грань, когда скупка акций в личных интересах начнет вредить интересам компании из-за снижения free float?

- Да, вкладываю. Потому что если руководитель компании инвестирует в сторонний бизнес, значит, он не уверен в перспективах своей компании, а это дурной знак инвесторам и акционерам. Никаких пределов себе не ставлю. Сейчас в свободном обращении находится более половины акций 'Лукойла'. Думаю, что оптимальный free float находится где-то на уровне 55-60%.

- 'Лукойл' - участник фонда поддержки олимпийцев России. Как вы считаете, эффективно ли сработал фонд при подготовке нашей команды к прошедшей Олимпиаде?

- Думаю, да. Третье командное место - достаточно хороший результат.

- Каковы взносы компании в этот фонд?

- $3 млн в год.

- Претендует ли 'Лукойл' на статус всемирного спонсора Международного олимпийского комитета, так называемого топ-партнера?

- Нет. Считаю, что у нас есть более привлекательные сферы для вложений в спорт внутри России. В частности, мы планируем расширять поддержку автомотоспорта, который напрямую корреспондируется с основной деятельностью компании.

- Намерен ли 'Лукойл' стать спонсором Игр в Сочи? Если да, то во что это обойдется компании?

- Обязательно. Но конкретные условия получения этого статуса пока не определены. Со своей стороны 'Лукойл' уже разработал программу создания сети олимпийских АЗС. Около 100 заправок международного стандарта будет расположено на федеральных трассах, ведущих в Сочи.

- Тратите ли вы серьезные средства на личное потребление - самолеты, яхты, недвижимость за рубежом?

- У меня очень маленькие потребности. Ничего этого я не имею. В этом плане у меня прочное советское воспитание.

- Вы основатель 'Лукойла' и уже достаточно долго возглавляете его. Но нет ничего вечного. Не задумывались, чем будете заниматься, когда отойдете от оперативного управления?

- Конечно, рано или поздно придется уходить на покой, передав компанию достойному преемнику. Возможно, после этого на какое-то время останусь в совете директоров. Когда конкретно это произойдет - планов нет. Пока силы есть, но человеческое здоровье - вещь труднопрогнозируемая.

- Как проводите свободное время? Есть какие-то увлечения?

- С удовольствием играю в теннис, преферанс люблю. Но свободного времени крайне мало, все съедает работа. Наверное, на нефтяном олимпе всего два таких трудоголика и осталось - я да [гендиректор 'Сургутнефтегаза' Владимир] Богданов. Никуда не денешься - школа красных директоров.

- Домочадцы чем занимаются?

- Жена полностью посвятила себя семье. В то же время участвует в попечительском совете Нефтегазовой академии им. Губкина. Старшая сестра возглавляет благотворительный фонд 'Лукойла'. Она заслуженный деятель искусств, много лет проработала в музыкальной редакции Гостелерадио. Сын окончил обычную московскую школу, поступил в Губкинскую академию на специальность 'разработка нефтегазовых месторождений'. Сейчас окончил 1-й курс, практику проходил в Когалыме. Так что у нас уже устойчивая нефтяная династия сложилась (отец Алекперова тоже был нефтяником. - 'Ведомости'). Я очень доволен, что он получает образование в России, и ставлю это в заслугу моей жене.

- То есть ваш сын может унаследовать пост главы империи 'Лукойла'?

- Я бы об этом мог только мечтать, я был бы счастлив. Однако не ставлю такую задачу ни перед ним, ни перед собой.

- А к делам в 'Лукойле' сына привлекаете?

- Нет. Пусть выучится сначала.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer