- Мы совсем недавно с вами уже встречались. Поводом для очередной встречи послужило событие, которое хотя и перестало упоминаться в первых строчках информационных сообщений, тем не менее оно чрезвычайно важно для современного экономического развития страны. Речь идет о XII Петербургском международном экономическом форуме, участником которого вы были.
Россия и Запад: обмен технологиями, намерение России уйти от сырьевой экономики к экономике высоких технологий. Можем ли мы стать партнерами ушедшего вперед Запада, или же есть смысл закрываться друг от друга, опасаясь промышленного шпионажа, держать интеллектуальные границы на замке?
- Вы подняли очень интересный вопрос. Информация о форуме, как вы правильно отметили, уже исчезла с первых полос печатных изданий. А потому настало время спокойно поговорить об его итогах, в том числе о том, что происходило на более глубоком уровне дискуссий, в частности о развитии инновационного направления в российской экономике. Я участвовал в работе одного из круглых столов, который был посвящен вопросу о взаимоотношениях России и Запада, о возможностях обмена технологиями, о той позиции, которую должно занимать наше научное инженерное сообщество относительно зарубежных сообществ.
Сегодняшний мир глобален, и в силу его глобальности создать обособленный остров уже невозможно. Особенно это касается технологических возможностей. Есть прекрасный пример, два варианта развития, две модели: Северная Корея и Южная Корея. Северная Корея - это идеи чучхе. Это 'остров'. Южная Корея - это идея интеграции в мировое сообщество. И, наверное, любой человек, оценивая состояние двух частей одного народа, людей с одними качествами, может сделать вполне однозначный вывод. Так что же нам ближе: идеи чучхе или интеграция в мировое сообщество?
На сегодняшний день ни один интеллектуально емкий продукт не создается в одиночку. Очень важно понять это. Сегодня нет ни одной страны в мире, которая может полностью закрыть все проблемы, скажем, в гражданском авиастроении - в отрасли, где мы присутствуем. Мы видим, как развитые страны оставляют за собой функцию интегратора.
- А функцию поставщиков:
- А функции поставщиков берут на себя другие страны. Впрочем, это еще более сложный процесс: одни и те же государства берут на себя как функцию интегратора,
так и - по другим направлениям - функции поставщика.
- Владимир Антонович, а теперь мне хотелось бы затронуть вопрос о национальном самосознании. Все-таки у русского человека, гражданина России чувство национальной гордости за достижения своей страны, в том числе и за небольшой успех нашей команды на футбольном европейском чемпионате, велико. Почему же мы только поставщики? Разве это не ущемляет нашу национальную гордость?
- Нет, не ущемляет. Функция поставщика совсем не то качество, которое может ущемить гордость великороссов. Национальная гордость заключается не в том, чтобы говорить 'я - самый-самый', а в том, чтобы им быть. А чтобы быть им, надо впитать в себя все лучшее, что уже создано и активно используется в мире. Когда-то великие художники брали себе учеников и давали им работу подмастерья: что-то подрисовать, что-то подправить: Затем из них вырастали большие мастера. Позже они поступали аналогичным образом, и процесс повторялся. Есть отрасли, где Россия уже сегодня может быть интегратором, а есть отрасли, где мы должны ходить в учениках с надеждой впоследствии стать лидером...
Я всегда вспоминаю Петра I: большего модернизатора российской экономики трудно себе представить. Для того чтобы победить шведов, вначале он в Голландии научился строить корабли, а уже потом, используя приобретенный опыт, перевооружил флот. Поэтому, как мне кажется, учиться никогда не поздно, а тем более не унизительно. Сегодня есть нам у кого и чему поучиться.. Главное, а я в этом уверен, никогда не наступит такого момента, когда этот процесс прекратиться.
Отрасль, которой мы занимаемся, называется инженерные сервисы. Мы выполняем инженерные расчеты для разных компаний. Будь то Боинг, будь то Сухой.
Наши инженеры там учатся, становятся хорошими специалистами, а затем переходят в российскую авиационную корпорацию на ведущие позиции. Такой опыт будет востребован страной и в будущем. Поэтому получение допуска к работе на рынке высоких западных технологий то ли в качестве поставщика, то ли для оказания инженерно-сервисной услуги - крайне важная и необходимая составляющая для успеха страны в целом.
- На Петербургском международном экономическом форуме не появилось ли у вас такого ощущения, что западные партнеры искренне заинтересованы рынком высоких технологий в России, или же они смотрят на нас как на всемирный трубопровод:
- Парадокс состоит в том, что мы сами больше смотрим на себя как на всемирный трубопровод. Проблема именно в этом. Теперь несколько слов о западных партнерах. Жесткая конкуренция заставляет их искать возможности размещения инженерного труда за пределами своей страны, в офшоре. И Россия для них не исключение. У нас достаточно квалифицированных специалистов, которые могут выполнять - в том числе и для западных компаний - работы на высоком уровне. Важно еще и то, что в процессе они получают еще и доступ, например, к новым технологиям проектирования и их осваивают.
А теперь я хочу вернуться к вопросу о том, унизительно или неунизительно это для России? В Индии, например, при заключении офсетных соглашений для любого контракта в области высоких технологий предусматривается обязательное размещение на их территории до 30 процентов от всех видов работ. И Запад вынужден идти на это. Вынужден сопровождать продажу своей техники в этой стране с одновременным размещением там заказов. У индусов очень мощное лобби, их активно поддерживает государство. Однако я хорошо помню такие случаи, когда нашим инженерам приходилось переделывать их работу, выполненную для западных партнеров.
Если наше правительство сможет договориться с Западом по аналогичному вопросу, то такая поддержка для инженерных сервисов лишней не будет. Вот, например, купили мы корейский танкер, а почему бы в ходе его постройки нашим инженерам не заняться расчетами прочности? А почему бы нам не потренироваться в прочностных расчетах тех кораблей и судов, которые будут поставлять нам другие иностранные партнеры? Или возьмем автомобильную промышленность. И что же? В России сегодня функционирует несколько заводов, на которых по отверточной технологии собираются автомобили. И только. А почему бы нашим инженерам не произвести какие-нибудь расчеты, скажем, для Тойоты? Надо перед западными партнерами ставить обязательное условие: хотите прийти на российский рынок, то, пожалуйста, разместите у нас часть инженерных работ.
- Предоставьте нам возможность что-нибудь рассчитать:
- Верно. Тогда мы в эту отрасль западными партнерами будем не только интегрированы, но и одновременно станем наращивать свою компетенцию.
- Пока этого нет в России?
- Пока этого нет, но я думаю, что такое понимание уже созрело. Недавний форум показал, как серьезно к инновациям относятся и в минэкономразвития, и в правительстве в целом, и в администрации Президента России. Уверен, что понимание необходимости такого вектора развития промышленности уже наметилось. Надеюсь, что это здорово нам поможет.
- Владимир Антонович, неожиданно появился еще и такой аспект проблемы: о чем мы говорили с вами до начала эфира. Меня, честно говоря, удивило то, что вы мне рассказали. Оказывается, в головах некоторых чиновников рождаются, извините, совершенно бредовые соображения относительно того, что привлечение из-за рубежа интеллектуального труда связано с негативными последствиями для нашей жизни. Мол, мигранты с собой несут в нашу страну преступность, болезни: Не ерунда ли это?
- Когда я слушал по радио интервью одного высокопоставленного чиновника, был просто удивлен его соображениями. В ходе его он утверждал, что привлечение инженерных ресурсов из стран бывшего Советского Союза негативно сказывается на нашей экономике. И даже такую фразу бросил: 'Они, мол, получают в России по 10 тысяч рублей, и только один Бог знает, что они там проектируют. Знали бы американцы, кто им Боинги проектирует, то перестали бы на них летать'. Меня просто это потрясло. О каком патриотизме может идти речь? О чем тут говорить?
- Кстати, вы уже говорили о национальной гордости:
- Я считаю, что вопрос миграции из ближнего зарубежья в нашу страну очень важен для ее дальнейшего развития. Есть же у американцев разные программы по грин-картам - 'Национальное достояние', 'Социальная безопасность', 'Выдающийся человек': С их помощью они привлекают в свою страну необходимые кадры. И нам нужно проводить именно такую же линию. Нужно привлекать на наш рынок труда высококвалифицированную рабочую силу, которая еще, к счастью, имеется в странах бывшего Советского Союза.
- Нам могут возразить, а зачем она нужна России. Неужто у нас собственных специалистов не хватает? И зачем их тогда привлекать из Украины, Молдовы, Таджикистана..?
- Дефицит инженеров в России пока еще очень высокий. Поэтому, если у нас есть реальная возможность привлечь специалистов из вне, если у нас уровень жизни выше, чем в СНГ, то этим надо воспользоваться в полной мере. Миграцию нужно целенаправленно направлять в русло приглашения таких высококвалифицированных специалистов, которые нам крайне необходимы. А кто нам нужен сегодня? Нужны инженеры всех направлений, всех мастей. Это и инженеры-строители, и инженеры по проектированию объектов инфраструктуры, и специалисты в аэрокосмической отрасли... Причем, последние в Украине имеются в достаточном количестве.
- Но там они оказались не востребованными?
- Там они не находят себе применения в полном объеме. Надо пользоваться этим. Меня удивляет, когда российские чиновники ставят инженеров на один уровень с дворниками из Средней Азии. Я не хочу ничего плохого о них сказать: они работают хорошо. А представьте себе, что их не станет. Что в таком случае будет твориться в наших дворах? Мне очень не хочется увидеть такую картину. Для меня любая ксенофобия, мягко говоря, выходит за рамки понимания. Я считаю, что человек труда, тем более интеллектуального, характеризуется иными параметрами.
- Владимир Антонович, а что может привлечь западного партнера на российский рынок высоких технологий?
- Вы знаете, мне трудно сейчас говорить о том, какие конкретно наработки есть у нас в области высоких технологий. По-видимому, в нашей стране все же имеются какие-то подвижки в области инноваций или нанотехнологий. Могу только подчеркнуть, что эти вопросы сегодня находятся в центре внимания руководства нашей страны. Президент России Дмитрий Медведев на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге к так называемой концепции четырех 'i' - институты, инфраструктура, инвестиции и инновации - добавил и пятый элемент - интеллект.
А что такое интеллектуальная услуга? Это когда вы продаете не инновацию, а интеллект. При этом вы присутствуете при рождении еще и новой инновации. Участвуя в данном процессе, вы одновременно осваиваете современные технологии. Причем, вы еще и создаете людей, способных участвовать в инновационном процессе.
- Сегодня можно слышать о том, что наше образование 'самое - самое' и отток мозгов за пределы России еще не иссяк, что параллельно с этим идет констатация факта снижения уровня подготовки выпускников, что 'корочки' ряда вузов никаким требованиям не отвечают:
- Сейчас уже всерьез заговорили о необходимости более вдумчивого отношения к понятию высшего образования в стране, что очень важно. Однако девальвация его уровня уже налицо. Но я смею утверждать, что мы еще не прошли 'точку возврата'. Сегодня правильными административными и экономическими мерами этот негативный процесс можно остановить и вернуть в благоприятное русло. Нужно действовать. Ведь есть же у нас элитные учебные заведения, которые готовят специалистов экстра-класса.
- Однако не всем нужны такие специалисты:
- Да их не так уж и много надо. Стране нужен массовый инженер. И он не должен быть элитным. Он должен уметь квалифицированно выполнять определенного рода нормальную инженерную работу. Труд такого специалиста по массовости стоит существенно выше, чем труд избранных. Поэтому крайне необходимо озаботиться серьезной подготовкой простых инженеров, повышать их уровень подготовки. Для чего включить весь ресурс административных и экономических мер воздействия. Тем более что процессы подготовки выпускников вузов еще не вышли из-под контроля, их можно стабилизировать, а затем вернуть из 'точки возврата' на достойное место.
- Нельзя упускать из виду и подготовку кадров рабочих профессий, так необходимых сегодня для реализации инженерной мысли, инновационных идей. Одних мозгов мало для того, чтобы выполнить чертеж, а потом своими руками качественно все изготовить в металле:
- Вы совершенно правы. Сегодня мы видим, какими темпами технологии идут вперед, как функции оператора какого-нибудь комплекса или цифрового пяти
координатного станка приближаются к уровню инженерного труда. Таких специалистов надо готовить уже сейчас, завтра - будет поздно. Информационная революция внесла в наше производство много нового, ценного и прогрессивного. Одновременно в самые различные отрасли она дала еще и инновационные технологии. А это предопределяет очень многое.
- Когда-то считалось престижным и модным работать на станке с числовым программным управлением:
- Теперь станки с ЧПУ уже работают по особым, специальным программам. А как сегодня осуществляется цифровое проектирование? В цифре вы создаете какую-нибудь деталь, затем ее модель переносите в компьютер, подключенный к пяти координатному станку, и последний точно и последовательно выполняет весь комплекс работ по реализации задания. Сегодня и региональный самолет 'Сухой Суперджет' создавался с помощью цифровых технологий. Они отличаются от обычных тем, что не нужно совершать промежуточных действий для перевода аналога какого-нибудь узла с чертежа непосредственно в металл. Отпадает и необходимость создавать соответствующую оснастку. Цифровые технологии позволяют мне сделать все и сразу. Потому-то и рабочая специальность ныне становится иной, облик ее изменяется в сторону высококвалифицированного труда.
- С появлением компьютеров у нашего молодого поколения и мозги-то совершенно иначе устроены. Они думают совершенно по-другому. Кто-то считает, что это плохо, что компьютерное мышление интеллектуально ограничивает человека. Но ведь от этого никуда теперь не денешься?
- С внедрением в повседневную практику компьютеров, с появлением Интернета возникло и немало проблем. Бороться с ними равно, как бороться с наступлением зимы. Выйти на улицу и кричать: 'Не хочу, чтобы зима приходила'. Однако она обязательно придет. А раз так, то умный человек постарается утеплить что-то, подумает о сбережении тепла. Он понимает, что надо правильно реагировать на эти вызовы времени, в том числе и через сознание людей, которые компьютеризируются.