Корр.: - Как Вам такая инициатива? И на сколько, по Вашему мнению, она будет эффективна? Удастся ли снизить цены на топливо, как Вы считаете?
Островский: - Ну, инициатив я вижу три. Позвольте остановиться подробнее на каждой. По поводу мониторинга остатков: Я не думаю, что это дело Росавиации. Это дело каждого аэропорта. И аэропорты за этим, естественно, следят всегда, потому, что любому аэропорту нельзя останавливаться. Но остатки на 20 суток неадекватно велики. В первую очередь это замораживание средств, а во вторую - нехватка емкостей. Я думаю, нормальными остатками сегодня в портах являются запасы, примерно, на 5-7 суток, иногда на 10. В зависимости от объема емкостного парка. По поводу увеличения производства керосина, то, тут же возникает вопрос: куда девать лишний? Сегодня дефицита нет. Производится столько - сколько потребляется. И сегодня цены высокие отнюдь не потому, что керосина не хватает, а потому что рынок монополизирован.
Корр.: - А вот эти топливо -заправочные комплексы, действительно, накручивают еще немного цены на авиакеросин?
Островский: - Ну, я этот момент оставил на сладкое. Я все-таки закончу по поводу объемов производства. Если объем производства будет увеличен до уровня выше объемов потребления, то, что произойдет мы знаем: нефтяники будут либо сливаться в дизель, либо увозить это все на экспорт, в качестве сырья для производства на Западе западных стандартов керосина. Теперь по поводу топливо-заправочных комплексов. Инициатива, на мой взгляд, блестящая. Очень здравая. И это первый шаг к тому, чтобы появилось подобие рыночных отношений на этом поле. Потому что мы имеем старую запущенную болезнь в отрасли - монополизм топливо-заправочного комплекса в аэропорте, когда владелец инфраструктуры узурпировал право торговли. И это, примерно, в 90 % аэропортов страны. Только 10 % портов предоставляют карточки хранения другим торговцам и взимают плату за свою услугу. Должен сказать, что модель, при которой топливо-заправочный комплекс, который является естественным монополистом, продает свою услугу - она принята во всем мире. И торгуют топливом ТЗК в аэропортах только в России и в Африке. Больше нигде этого нет. И если Росавиация примет, подобную инициативу и законодательно оформит , я считаю, что это очень большой шаг вперед.
Корр.: - Но я предвижу протесты со стороны топливо-заправочных комплексов, которым совершенно не хочется расставаться с торговлей керосином.
Островский: - Да, если вдуматься, то, на самом деле, никто ж не возражает, чтоб они получали за хранение столько же, сколько сейчас они получают от перепродажи. Речь не об этом. Если они будут продавать услугу, тут же появляется конкурентная среда, и на ТЗК, в том числе тут же появляется рыночное давление, которое быстро отрегулирует цены.
Корр.: - Благодарим Вас за Ваш комментарий. Генеральный директор Группы компаний 'Топливное Обеспечение Аэропортов' Евгений Островский был с нами в прямом эфире радио 'СИТИ ФМ'.