- Полина Ильинична, расскажите о Вашем предприятии.
- ЗАО 'РАСТЕХ' было создано по инициативе администрации Президента Российской Федерации в 1997 году. Необходимость создания подобной компании диктовалась двумя условиями: перспективой захвата воздушного пространства России западными компаниями и необходимостью поддержки российских оборонных предприятий.
На тот момент у нас не было организации, способной выйти, образно говоря, в чистое поле и построить аэропорт 'под ключ'. На российском рынке таких компаний тогда не было, да и сегодня нет. Большинство компаний берется за более узкую задачу - строительства или оснащения. А ино-странные компании с радостью бы отхватили этот стратегически важный для потенциала страны инфраструктурный кусок.
- А что требуется от компании, которая собирается построить аэропорт?
- Обычно компания объединяется по технологическому признаку. Либо строительная, либо аппаратная. Здесь нам удалось совместить строительное и аппаратное крыло. В эту команду вошло 21 предприятие. Включая, в том числе, и финансовые структуры.
- Чем вы занимались до того, как пришли в Иваново?
- Сразу после создания мы начали активно работать с Правительством Москвы по направлению модернизации транспортной системы вообще и по отдельным направлениям, связанным с внедрением новых технологий, в частности. Один из наиболее успешных проектов - система управления транспортом Москвы.
Начиная с 2000 года в Москве стала проводиться активная политика, связанная с осуществлением полетов над городом и с возможностью их контроля. Были взяты самые передовые технологии, в частности автоматизированное зависимое наблюдение (АЗН) - технология, которая обеспечивает безопасность полетов на малых высотах. С 2001 года мы активно показывали свои возможности на МАКС-2001, 2003, 2005, 2007.
Идей было несколько. Главная из них - Москва не должна быть хуже других мировых столиц. Населению нужно предоставить услуги авиаперевозок. А с другой
стороны, обеспечить безопасность авиационных работ в Москве.
В итоге все усилия по разным направлениям вылились в задачу, которую поставил Мэр Москвы, - нужно восстановить региональные перевозки с системой управления из Москвы. При этом требовалось помочь и регионам. Не все из них в состоянии поднять такие большие инфраструктурные задачи. С участием Москвы уже несколько лет эта ситуация развивается. Были приняты первые решения о том, что будет несколько пилотных проектов. Одним из них стал аэропорт 'Иваново-Южный'.
- С чем пришлось столкнуться в ходе реконструкции?
- Ситуация получилась наихудшей с точки зрения моделирования ситуации. Аэропорт не работал 12 лет. Практически разграблен. Инженерные сети сгнили.
Просто кусок земли, подвергавшийся рейдерским захватам. За два года мы осуществили не реконструкцию, как предполагалось вначале, а фактически новое строительство. Такого опыта в России пока нет.
В итоге получилось, что ЗАО 'РАСТЕХ', как управляющая компания проекта сумела осуществить весь цикл работ: от обоснования участия Москвы в подобном проекте - экономического расчета всех моделей, оценки рисков и так далее - до, по сути дела, самой реализации проекта. Поскольку 'РАСТЕХ', как мы уже говорили, изначально владел и аппаратными и строительными звеньями и имел на руках готовую технологию управления.
- Обошлись только своими силами?
- Предприятия все базовые. Все российские. Реально на первом уровне интеграции у нас было 21 предприятие, а для более крупных и серьезных проектов под эти механизмы привлекается до 150 российских предприятий. Это не те предприятия, которые имеют срок жизни год, два и три. Наши занимаются профильными вопросами в течение десятилетий и являются базой российской промышленности. Такой серьезный проект для Москвы, которая до этого такими
инфраструктурными проектами не занималась, да и для самой компании стал испытанием способностей, умения и принципов, которые были заложены более 10 лет тому назад. Оказалось, что те мысли и та стратегия - она - правильная, соответствует заданным мировым стандартам и является актуальной сегодня для российского рынка.
Имея такую мощную интегральную структуру, можно держать весь производственный цикл под единым управлением, под единым началом. Все компании взаимодействуют друг с другом адекватно имеющемуся опыту по тому или иному направлению, и существует ответственность за готовый продукт в целом. Это и дало возможность за два года открыть аэропорт. Будучи открытым всего несколько дней, он уже востребован - уже просят и стоянок и дозаправок, и пассажиры хотят летать.