Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Олег Смирнов:
Олег Смирнов: Цены на авиатопливо растут из-за монополизма


9 июня 2008 года Анастасия Мотовилова, Накануне.RU


Минувшая неделя стала "черной" для российской авиации. Сначала профсоюз летного состава России заявил о готовности объявить забастовку в связи с повышением цен на авиатопливо, апогеем стала задержка нескольких рейсов компании "Атлант-Союз" из-за: отсутствия топлива в аэропорту "Внуково"! Ну и в довершение картины в выходные снова поднялись цены на авиатопливо - в этот раз на 13%. И это не предел, полагают эксперты. О том, что будет с Россией, если цены на керосин продолжат расти, а летчики объявят забастовку, о монополии нефтяных компаний и отсутствии контроля за гражданской авиацией в интервью Накануне.RU рассказал президент фонда "партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Олег Смирнов
Президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР.

Минувшая неделя стала "черной" для российской авиации. Сначала профсоюз летного состава России заявил о готовности объявить забастовку в связи с повышением цен на авиатопливо, апогеем стала задержка нескольких рейсов компании "Атлант-Союз" из-за: отсутствия топлива в аэропорту "Внуково"! Ну и в довершение картины в выходные снова поднялись цены на авиатопливо - в этот раз на 13%. И это не предел, полагают эксперты. О том, что будет с Россией, если цены на керосин продолжат расти, а летчики объявят забастовку, о монополии нефтяных компаний и отсутствии контроля за гражданской авиацией в интервью Накануне.RU рассказал президент фонда "партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Вопрос: Олег Михайлович, с авиатопливом в Росси сложилась очень серьезная ситуация. Яркий пример - события в аэропорту "Внуково" на прошлой неделе, когда произошла многочасовая задержка самолетов из-за отсутствия топлива. Как Вы оцениваете положение?

Олег Смирнов: Будем говорить прямо, ситуация нерадостная. За последние полгода произошло как минимум два крупных скачка цен на топливо: в ноябре прошлого года и в мае нынешнего. В ноябре, если использовать медицинские термины, произошел криз цен на авиатопливо - рост на 30%, а в мае было объявлено повышение еще на 12%.

На макроуровне самые тяжелые последствия таких процессов лягут на плечи населения - пассажиров. Сейчас для жителей Дальнего Востока и Сибири воздушный транспорт настолько недоступен, настолько дороги авиабилеты по отношению к заработной плате, что уже выросло целое поколение людей, которые ни разу в своей жизни не были в столице своей Родины. Купить билеты для всей семьи и полететь в Москву для них нереально. И таких людей большинство - 95%. А это уже вопрос национальной безопасности, потому что воздушный транспорт обеспечивает связь нашей страны, ее крепость и единство. И эта изоляция собственных граждан в своих регионах ни к чему хорошему не приведет. Низкая доступность воздушного транспорта для населения (кстати, самая низкая доступность в мире!) играет на руку "обезлюживанию", вымиранию сибирского и дальневосточного пространства России. Там и так уже, как говорят моряки, ситуация ниже ватерлинии. Пространство продолжает "обезлюживаться", а ведь все основные стратегические запасы сырья находятся именно в Сибири и на Дальнем Востоке. Прибавьте к этому сокращение 1000 аэропортов.

Конечно, авиакомпании неизбежно будут вынуждены повысить цены на авиабилеты. Перевозчикам нужно покупать новые самолеты, запчасти и т.д. Авиационный бизнес вообще малоприбыльный по сравнению с другими, а при нынешнем положении доля расходов на топливо в бюджете авиакомпаний достигает 50%. У авиакомпаний, которые эксплуатируют отечественную технику, эта доля доходит до 70%.

Повышение расходов на керосин для авиакомпании, которая эксплуатирует западную технику - более экономичную, это будет означать просто повышение цен на билеты. А вот для авиакомпаний с отечественным парком самолетов - это беда. Все они потенциальные банкроты. Получается так: с одной стороны, государство декларирует поддержку отечественного авиастроения, а с другой стороны, это же отечественное авиастроение уничтожает.

Вопрос: А в чем, на Ваш взгляд, основная причина происходящего? Почему растут цены?

Олег Смирнов: Вся беда в том, что авиакомпании окружают монополисты. Аэропорт, устанавливающий ставки и сборы, монополист. За использование воздушного пространства тоже нужно платить монополистам. Заводы по ремонту авиационной техники - монополисты. Если вчера отремонтировать одну деталь стоило, к примеру, тысячу рублей, то сегодня цена может повыситься до пяти тысяч. И перевозчик нигде это не обжалует, у него нет выхода, он заплатит деньги. И, наконец, авиатопливо. С марта прошлого года по апрель этого цена топлива выросла на 70%!

Увеличивается цена на авиакеросин совершенно не по рыночным условиям. Например, в мае, когда авиакомпании уже сверстали летнее расписание и заключили с турфирмами договоры на чартеры. И вдруг все их расчеты рушатся! В рыночной экономике так не работают. Нефтяники должны понимать, что любая экономика имеет инерцию, и повышение цен в этом случае - удар ниже пояса. Монополия на авиатопливном рынке - главная причина всех бед. Рыночной среды здесь не создано. А ведь создание рыночной среды в той или иной отрасли экономики - это прерогатива государства.

Посмотрите, что произошло во "Внуково": задержали рейсы из-за отсутствия керосина в стране, где керосина, как говорится, хоть залейся! Оскорбили больше тысячи людей, поставили их в ужасное положение. Куда смотри наша антимонопольная служба? В США за подобные вещи назначают такие штрафы, что компании просто разоряются. На Западе вообще нарушение антимонопольных законов - одно из самых серьезных преступлений.

Чтобы отказаться от монополии, нужно сделать нашу систему рыночной. Тогда как сейчас ее можно называть только базарной. Подешевле купил, подороже продал, маржу положил себе в карман - вот и вся наша система топливообеспечения. А ведь у компаний не остается средств для инноваций, для новых приобретений, например, топливно-заправочных комплексов! Сегодня у нас 70% оборудования ТЗК выработало свой ресурс или подходит к этому. А ведь от этого зависит безопасность полетов - топливо не должно течь по ржавым трубам, оно должно быть чистым, как слеза. А тем временем во всем мире ТЗК предоставляют свои емкости поставщикам, причем чем больше поставщиков, тем лучше.
У нас якобы нашли выход из положения - нефтяные компании начали скупать ТЗК, тем самым монополизм только усиливается. Нефтяные компании преследуют одну цель - извлечение прибыли, и им, по большому счету, безразличны те вопросы, которые мы с вами обсуждаем. И это действительно не их вопрос, это вопрос для государства. Именно оно должно регулировать этот рынок. Кто-то возразит: государство не должно лезть в рыночные отношения. Но посмотрите на США, самую рыночную страну мира: там точно такие же проблемы с отдаленными штатами, например, с Аляской. Но государство датирует полеты из этого штата, датирует авиакомпании, которые туда летают, для них отменяют ряд налогов. Вот это регулирование в рыночных условиях.

Поэтому любому обсуждению проблемы без участия нефтяников - грош цена. Проблему нужно решать комплексно. Нужно рушить монополизм во всех сферах, а там, где без него не обойтись, нужно государственное регулирование.

А ситуацией с прекрасным московским аэропортом "Внуково" мы просто насмешили весь мир - в стране огромное количество нефти, а самолет не может вылететь из-за отсутствия нефтепродуктов. Мне стыдно за эту ситуацию!

Вопрос: Ну, а ваш фонд, например, предпринимает какие-то шаги?

Олег Смирнов: Мы держим руку на пульсе, отслеживаем все сферы гражданской авиации, но, должен отметить, проблемой топлива в последнее время приходится заниматься больше всего. В последнее время мы предприняли несколько практичных, и, на мой взгляд, необходимых шагов. Во-первых, по нашей инициативе прошло два заседания транспортного комитета Госдумы, на которых были выработаны очень дельные рекомендации, направленные затем в Правительство. Во-вторых, мы приняли активное участие в ряде конференций и совещаний. В них принимали участие также и представители государственных органов. Например, недавно прошла специализированная конференция "Нефть и авиация", где мы поставили вопросы и, главное, предложили решение. Наконец, 14 мая я по просьбе всех авиакомпаний обратился к председателю Правительства России Владимиру Путину с описанием проблемы и предложениями по ее решению. Посмотрим, как теперь все будет решаться. Ситуация требует срочного вмешательства государства.

Вопрос: Профсоюз летного состава России готов в связи с увеличением цен на топливо пойти на крайнюю меру - объявить забастовку. Как Вы считаете, возможен ли такой вариант?

Олег Смирнов: Вполне возможен, я допускаю такую возможность. Я прекрасно понимаю профсоюз. Больнее всего подорожание авиакеросина бьет по компаниям с отечественной авиатехникой. А ее, кстати говоря, пока эксплуатирует большинство компаний. Перевозчики не смогут делать "заначки", придется покупать топливо только на текущий момент. А раз потребность в топливе уменьшается, то и выпускать его будут меньше. Пострадают, в конечном счете, и нефтяники. Ну а авиакомпании вообще могут обанкротиться. Тогда летчики, инженеры, техники - все останутся безработными. Поэтому, конечно, они в отчаянии и готовы пойти на крайние меры.

Это очень серьезный сигнал, на который стоит обратить пристальное внимание. Ведь эту забастовку поддержат и пассажиры, и даже автомобилисты, а это уже половина населения страны, это очень серьезно.

Вопрос: В сентябре Россия должна перейти на новый, европейский стандарт реактивного топлива. Этот факт может усугубить ситуацию?

Олег Смирнов: Вышел такой документ, который действительно обязывает с сентября перейти на топливо Jet А-1 (сейчас в России используется топливо ТS-1 - прим. Накануне.RU). Эти временные рамки нас немного смущают, потому что для того, чтобы перейти на выпуск нового топлива с сентября необходимо решить массу технических вопросов, требующих немало капитальных вложений. Оборудование нужно покупать за границей, а один комплект такого оборудования стоит около $800-900 тыс. Поскольку осталось только три месяцев, у нас, так же как и у нефтяников, возникают большие сомнения. Но в переносе срока ничего страшного нет, думаю, в последний момент Правительство так и сделает.

Но раз подписан такой документ, и эксперты пришли к мнению, что это необходимо, думаю, это правильный шаг. Конечно, все это похоже на то, что мы пляшем под дудку западных стандартов. Некоторые специалисты говорят о том, что топливо TS-1 лучше, чем Jet A-1. Тем не менее, если мы будем приводить свое топливо в соответствие с мировыми стандартами, то положительный эффект наверняка будет. Вопрос только в сроках.

Самое главное - нельзя этого делать "по-партизански". Если есть постановление - в сентябре заправляться только топливом Jet A-1, то ни один ТЗК не возьмет на селбя ответственность и не станет заправлять другим топливом. Иначе прокуратура тут же наденет наручники на руководство этого предприятия. Тут и может возникнуть сумбур. А сентябрь - это, как вызнаете, пиковый период, когда в аэропортах могут застрять тысячи пассажиров. Государство не должно допускать этого.

Вопрос: Олег Михайлович, Вы высказывали мнение о том, что все беды российской гражданской авиации, в том числе и авиакатастрофы, происходят из-за отсутствия единого структурированного органа, который бы осуществлял контроль за всеми сферами отрасли. С другой стороны, те же перевозчики часто жалуются на забюрократизированность авиационных ведомств. Получается, у семи нянек дитя без глазу?

Олег Смирнов: Вы абсолютно правильно заметили: у семи нянек дитя без глазу! В авиации, как и в любой другой отрасли, есть основные моменты, без которых не обойтись: во-первых, безопасность полетов; во-вторых, организация летной работы: обучение летчиков, тренировки, проверки; в-третьих, обеспечение летной годности воздушных судов; в-четвертых, управление воздушным движением. И у нас нет сейчас единого органа, который бы объединял все эти фундаментальные понятия отрасли. Более того, вопросами организации летной работы, поддержанием летной годности самолетов вообще никто не занимается! Такого и нарочно не придумаешь. А самое страшное, что от этой структуры, которая сейчас существует, веет опасностью. Вот что страшно. Эту мысль разделяют все: от рядового командира корабля до руководителей авиационных структур.

Нас всех удивляет такое положение дел. Ведь есть очень сложные вопросы. Например, восстановление авиастроения. Его 20 лет разрушали, и теперь столько же придется восстанавливать. Все это требует огромных капиталовложений, строительства и т.д. Но решение структурного вопроса ничего такого не требует. Для этого достаточно одного листа бумаги, на котором будет написан приказ о создании единого правомочного органа регулирования гражданской авиации. И удивительно, что этот шаг, не требующий никаких затрат, до сих пор не сделан.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer