Минувшая неделя стала "черной" для российской авиации. Сначала профсоюз летного состава России заявил о готовности объявить забастовку в связи с повышением цен на авиатопливо, апогеем стала задержка нескольких рейсов компании "Атлант-Союз" из-за: отсутствия топлива в аэропорту "Внуково"! Ну и в довершение картины в выходные снова поднялись цены на авиатопливо - в этот раз на 13%. И это не предел, полагают эксперты. О том, что будет с Россией, если цены на керосин продолжат расти, а летчики объявят забастовку, о монополии нефтяных компаний и отсутствии контроля за гражданской авиацией в интервью Накануне.RU рассказал президент фонда "партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
Вопрос: Олег Михайлович, с авиатопливом в Росси сложилась очень серьезная ситуация. Яркий пример - события в аэропорту "Внуково" на прошлой неделе, когда произошла многочасовая задержка самолетов из-за отсутствия топлива. Как Вы оцениваете положение?
Олег Смирнов: Будем говорить прямо, ситуация нерадостная. За последние полгода произошло как минимум два крупных скачка цен на топливо: в ноябре прошлого года и в мае нынешнего. В ноябре, если использовать медицинские термины, произошел криз цен на авиатопливо - рост на 30%, а в мае было объявлено повышение еще на 12%.
На макроуровне самые тяжелые последствия таких процессов лягут на плечи населения - пассажиров. Сейчас для жителей Дальнего Востока и Сибири воздушный транспорт настолько недоступен, настолько дороги авиабилеты по отношению к заработной плате, что уже выросло целое поколение людей, которые ни разу в своей жизни не были в столице своей Родины. Купить билеты для всей семьи и полететь в Москву для них нереально. И таких людей большинство - 95%. А это уже вопрос национальной безопасности, потому что воздушный транспорт обеспечивает связь нашей страны, ее крепость и единство. И эта изоляция собственных граждан в своих регионах ни к чему хорошему не приведет. Низкая доступность воздушного транспорта для населения (кстати, самая низкая доступность в мире!) играет на руку "обезлюживанию", вымиранию сибирского и дальневосточного пространства России. Там и так уже, как говорят моряки, ситуация ниже ватерлинии. Пространство продолжает "обезлюживаться", а ведь все основные стратегические запасы сырья находятся именно в Сибири и на Дальнем Востоке. Прибавьте к этому сокращение 1000 аэропортов.
Конечно, авиакомпании неизбежно будут вынуждены повысить цены на авиабилеты. Перевозчикам нужно покупать новые самолеты, запчасти и т.д. Авиационный бизнес вообще малоприбыльный по сравнению с другими, а при нынешнем положении доля расходов на топливо в бюджете авиакомпаний достигает 50%. У авиакомпаний, которые эксплуатируют отечественную технику, эта доля доходит до 70%.
Повышение расходов на керосин для авиакомпании, которая эксплуатирует западную технику - более экономичную, это будет означать просто повышение цен на билеты. А вот для авиакомпаний с отечественным парком самолетов - это беда. Все они потенциальные банкроты. Получается так: с одной стороны, государство декларирует поддержку отечественного авиастроения, а с другой стороны, это же отечественное авиастроение уничтожает.
Вопрос: А в чем, на Ваш взгляд, основная причина происходящего? Почему растут цены?
Олег Смирнов: Вся беда в том, что авиакомпании окружают монополисты. Аэропорт, устанавливающий ставки и сборы, монополист. За использование воздушного пространства тоже нужно платить монополистам. Заводы по ремонту авиационной техники - монополисты. Если вчера отремонтировать одну деталь стоило, к примеру, тысячу рублей, то сегодня цена может повыситься до пяти тысяч. И перевозчик нигде это не обжалует, у него нет выхода, он заплатит деньги. И, наконец, авиатопливо. С марта прошлого года по апрель этого цена топлива выросла на 70%!
Увеличивается цена на авиакеросин совершенно не по рыночным условиям. Например, в мае, когда авиакомпании уже сверстали летнее расписание и заключили с турфирмами договоры на чартеры. И вдруг все их расчеты рушатся! В рыночной экономике так не работают. Нефтяники должны понимать, что любая экономика имеет инерцию, и повышение цен в этом случае - удар ниже пояса. Монополия на авиатопливном рынке - главная причина всех бед. Рыночной среды здесь не создано. А ведь создание рыночной среды в той или иной отрасли экономики - это прерогатива государства.
Посмотрите, что произошло во "Внуково": задержали рейсы из-за отсутствия керосина в стране, где керосина, как говорится, хоть залейся! Оскорбили больше тысячи людей, поставили их в ужасное положение. Куда смотри наша антимонопольная служба? В США за подобные вещи назначают такие штрафы, что компании просто разоряются. На Западе вообще нарушение антимонопольных законов - одно из самых серьезных преступлений.
Чтобы отказаться от монополии, нужно сделать нашу систему рыночной. Тогда как сейчас ее можно называть только базарной. Подешевле купил, подороже продал, маржу положил себе в карман - вот и вся наша система топливообеспечения. А ведь у компаний не остается средств для инноваций, для новых приобретений, например, топливно-заправочных комплексов! Сегодня у нас 70% оборудования ТЗК выработало свой ресурс или подходит к этому. А ведь от этого зависит безопасность полетов - топливо не должно течь по ржавым трубам, оно должно быть чистым, как слеза. А тем временем во всем мире ТЗК предоставляют свои емкости поставщикам, причем чем больше поставщиков, тем лучше.
У нас якобы нашли выход из положения - нефтяные компании начали скупать ТЗК, тем самым монополизм только усиливается. Нефтяные компании преследуют одну цель - извлечение прибыли, и им, по большому счету, безразличны те вопросы, которые мы с вами обсуждаем. И это действительно не их вопрос, это вопрос для государства. Именно оно должно регулировать этот рынок. Кто-то возразит: государство не должно лезть в рыночные отношения. Но посмотрите на США, самую рыночную страну мира: там точно такие же проблемы с отдаленными штатами, например, с Аляской. Но государство датирует полеты из этого штата, датирует авиакомпании, которые туда летают, для них отменяют ряд налогов. Вот это регулирование в рыночных условиях.
Поэтому любому обсуждению проблемы без участия нефтяников - грош цена. Проблему нужно решать комплексно. Нужно рушить монополизм во всех сферах, а там, где без него не обойтись, нужно государственное регулирование.
А ситуацией с прекрасным московским аэропортом "Внуково" мы просто насмешили весь мир - в стране огромное количество нефти, а самолет не может вылететь из-за отсутствия нефтепродуктов. Мне стыдно за эту ситуацию!
Вопрос: Ну, а ваш фонд, например, предпринимает какие-то шаги?
Олег Смирнов: Мы держим руку на пульсе, отслеживаем все сферы гражданской авиации, но, должен отметить, проблемой топлива в последнее время приходится заниматься больше всего. В последнее время мы предприняли несколько практичных, и, на мой взгляд, необходимых шагов. Во-первых, по нашей инициативе прошло два заседания транспортного комитета Госдумы, на которых были выработаны очень дельные рекомендации, направленные затем в Правительство. Во-вторых, мы приняли активное участие в ряде конференций и совещаний. В них принимали участие также и представители государственных органов. Например, недавно прошла специализированная конференция "Нефть и авиация", где мы поставили вопросы и, главное, предложили решение. Наконец, 14 мая я по просьбе всех авиакомпаний обратился к председателю Правительства России Владимиру Путину с описанием проблемы и предложениями по ее решению. Посмотрим, как теперь все будет решаться. Ситуация требует срочного вмешательства государства.
Вопрос: Профсоюз летного состава России готов в связи с увеличением цен на топливо пойти на крайнюю меру - объявить забастовку. Как Вы считаете, возможен ли такой вариант?
Олег Смирнов: Вполне возможен, я допускаю такую возможность. Я прекрасно понимаю профсоюз. Больнее всего подорожание авиакеросина бьет по компаниям с отечественной авиатехникой. А ее, кстати говоря, пока эксплуатирует большинство компаний. Перевозчики не смогут делать "заначки", придется покупать топливо только на текущий момент. А раз потребность в топливе уменьшается, то и выпускать его будут меньше. Пострадают, в конечном счете, и нефтяники. Ну а авиакомпании вообще могут обанкротиться. Тогда летчики, инженеры, техники - все останутся безработными. Поэтому, конечно, они в отчаянии и готовы пойти на крайние меры.
Это очень серьезный сигнал, на который стоит обратить пристальное внимание. Ведь эту забастовку поддержат и пассажиры, и даже автомобилисты, а это уже половина населения страны, это очень серьезно.
Вопрос: В сентябре Россия должна перейти на новый, европейский стандарт реактивного топлива. Этот факт может усугубить ситуацию?
Олег Смирнов: Вышел такой документ, который действительно обязывает с сентября перейти на топливо Jet А-1 (сейчас в России используется топливо ТS-1 - прим. Накануне.RU). Эти временные рамки нас немного смущают, потому что для того, чтобы перейти на выпуск нового топлива с сентября необходимо решить массу технических вопросов, требующих немало капитальных вложений. Оборудование нужно покупать за границей, а один комплект такого оборудования стоит около $800-900 тыс. Поскольку осталось только три месяцев, у нас, так же как и у нефтяников, возникают большие сомнения. Но в переносе срока ничего страшного нет, думаю, в последний момент Правительство так и сделает.
Но раз подписан такой документ, и эксперты пришли к мнению, что это необходимо, думаю, это правильный шаг. Конечно, все это похоже на то, что мы пляшем под дудку западных стандартов. Некоторые специалисты говорят о том, что топливо TS-1 лучше, чем Jet A-1. Тем не менее, если мы будем приводить свое топливо в соответствие с мировыми стандартами, то положительный эффект наверняка будет. Вопрос только в сроках.
Самое главное - нельзя этого делать "по-партизански". Если есть постановление - в сентябре заправляться только топливом Jet A-1, то ни один ТЗК не возьмет на селбя ответственность и не станет заправлять другим топливом. Иначе прокуратура тут же наденет наручники на руководство этого предприятия. Тут и может возникнуть сумбур. А сентябрь - это, как вызнаете, пиковый период, когда в аэропортах могут застрять тысячи пассажиров. Государство не должно допускать этого.
Вопрос: Олег Михайлович, Вы высказывали мнение о том, что все беды российской гражданской авиации, в том числе и авиакатастрофы, происходят из-за отсутствия единого структурированного органа, который бы осуществлял контроль за всеми сферами отрасли. С другой стороны, те же перевозчики часто жалуются на забюрократизированность авиационных ведомств. Получается, у семи нянек дитя без глазу?
Олег Смирнов: Вы абсолютно правильно заметили: у семи нянек дитя без глазу! В авиации, как и в любой другой отрасли, есть основные моменты, без которых не обойтись: во-первых, безопасность полетов; во-вторых, организация летной работы: обучение летчиков, тренировки, проверки; в-третьих, обеспечение летной годности воздушных судов; в-четвертых, управление воздушным движением. И у нас нет сейчас единого органа, который бы объединял все эти фундаментальные понятия отрасли. Более того, вопросами организации летной работы, поддержанием летной годности самолетов вообще никто не занимается! Такого и нарочно не придумаешь. А самое страшное, что от этой структуры, которая сейчас существует, веет опасностью. Вот что страшно. Эту мысль разделяют все: от рядового командира корабля до руководителей авиационных структур.
Нас всех удивляет такое положение дел. Ведь есть очень сложные вопросы. Например, восстановление авиастроения. Его 20 лет разрушали, и теперь столько же придется восстанавливать. Все это требует огромных капиталовложений, строительства и т.д. Но решение структурного вопроса ничего такого не требует. Для этого достаточно одного листа бумаги, на котором будет написан приказ о создании единого правомочного органа регулирования гражданской авиации. И удивительно, что этот шаг, не требующий никаких затрат, до сих пор не сделан.