Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Носов:
Кант говорит по-русски


4 июня 2008 года Виталий Денисов, Красная звезда


Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР) были созданы в августе 2001 года в соответствии с решением президентов государств - участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В их состав вошли части и подразделения Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. КСБР состоят из 10 батальонов и авиационной российской военной базы, расположенной в городе Кант (Киргизия), - всего около 4.000 человек. О сегодняшнем дне Канта рассказывает командир российской авиационной базы полковник Владимир Носов.

Владимир Носов
Родился 17 декабря 1963 года в г. Грозный. Окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. С июля 2006 года - командир российской авиабазы Кант. Летчик-снайпер.

- Владимир Николаевич, что представляет собой авиабаза в Канте и какие задачи она выполняет?
     
- Решение о введении в состав КСБР авиабазы Кант было принято на сессии Совета коллективной безопасности в апреле 2003 года. Соглашение о ее статусе и условиях пребывания в Киргизии было подписано в сентябре в Москве министрами обороны двух стран по поручению глав государств, и уже в октябре 2003 г. состоялось ее официальное открытие.
     
Авиабаза Кант в Киргизии напрямую подчиняется 5-й армии ВВС и ПВО Приволжско-Уральского военного округа. В оперативном подчинении в случае возникновения каких-либо конфликтных или нестандартных ситуаций и в плане антитеррористической деятельности база входит в состав Коллективных сил быстрого развертывания по плану Организации Договора о коллективной безопасности. То есть, помимо выполнения задач в интересах Российской Федерации, мы представляем собой военный авиационный компонент ОДКБ.
     
Справка
'Российская авиационная база Кант имеет для России важное стратегическое значение, и работы по ее укреплению будут продолжены. Нужно как следует закрепиться - стратегически это очень важное место, важно наличие здесь Российской армии. Такое понимание и содействие есть и у киргизских коллег'. Министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков.

     
На базе служат и работают около 500 человек, включая гражданских специалистов. Из этого числа около 100 - военнослужащие по призыву, которыми укомплектованы рота охраны, аэродромно-техническая рота, аэродромный взвод, узел связи и радиотехнического обеспечения, радиолокационная группа.
     
В Канте дислоцировано несколько самолетов Су-25 и Су-27, 4 учебно-тренировочных самолета Л-39 и два вертолета Ми-8МТ. В скором времени ожидаем поступление транспортного самолета Ан-26, который пока выполняет задачи в интересах 5-й армии ВВС и ПВО. Тут, правда, необходимо оговориться.
 
Находящиеся ныне на авиабазе Л-39, переданные нам в свое время киргизской стороной, требуют капитально-восстановительного ремонта. В связи с этим инженерно-технический состав прошел соответствующую переподготовку для эксплуатации чешских машин. Принято также решение о том, что в ближайшее время база пополнится четырьмя учебно-боевыми машинами из Краснодарского авиационного училища. Вот тогда мы сможем приступить к активной подготовке летчиков из числа молодежи.
     
Если говорить в целом, то российская авиационная база Кант как компонент Коллективных сил быстрого реагирования выполняет задачи по обеспечению безопасности территории и воздушного пространства государств - участников ОДКБ, в том числе и Киргизской Республики.
     
- В свое время много говорилось о том, что штатная численность базы будет увеличена...
     
- Действительно, решения на этот счет приняты, однако сразу было заявлено, что без создания необходимой социальной инфраструктуры активные шаги по наращиванию численности военнослужащих авиабазы Кант предприниматься не будут.
     
Некоторое увеличение численности личного состава произошло за счет введения должностей для гражданского персонала. Причем комплектовались новые должности в основном за счет членов семей военнослужащих, проходящих службу на базе.
     
Мы планируем сначала создать нормальные условия для жизни и работы военнослужащих, то есть построить жилье, оборудовать рабочие места, обеспечить другие бытовые удобства, а уж потом принимать пополнение.

 
Уже построена котельная, которая обеспечивает горячей водой и отоплением российский военный городок, но вполне способна обеспечить и киргизский. При самом непосредственном участии шефов из Екатеринбурга сдан в эксплуатацию новейший спортзал, который оснастили инвентарем, тренажерами и всем необходимым для полноценных занятий спортом наши друзья - шефские организации Москвы и Санкт-Петербурга. Завершены также работы по строительству водозабора и водовода, что особенно важно, учитывая местные климатические условия. Не так давно были завершены строительные и отделочные работы в казарме, рассчитанной на 100 человек.      Новоселье в ней мы планируем отпраздновать в начале июня. Наконец, в городке появилась современная общеобразовательная средняя школа, в которой сегодня учатся почти 150 детей.
 
Но и сделать предстоит еще немало: достраивается жилой дом на 75 квартир, в цокольном этаже которого разместится гостиница. Заложены еще две пятиэтажки на 125 квартир. В перспективе также строительство детского сада. Все это позволит со временем всем военнослужащим авиабазы проживать на территории собственно нашего городка. Пока же порядка 80 семей вынуждены пользоваться гостеприимством местного населения.
     
- Владимир Николаевич, чем служба в России отличается от службы за ее пределами и как налаживается сотрудничество между военнослужащими двух стран, а также местным населением?
     
- Боевая подготовка нашей базы, несмотря на то, что мы расположены за пределами родной страны, основана на правах и требованиях, принятых на территории России. Мы руководствуемся теми же документами, теми же нормативными актами. При этом хотелось бы отметить, что у нас никогда не возникало проблем или сложностей в отношении с киргизскими коллегами. Более того, на министерство обороны Киргизии возложено обеспечение противовоздушной обороны нашей базы. Тесно взаимодействуют поисково-спасательные службы. Так что взаимодействие у нас полное и беспроблемное.
     
Достаточно хорошие взаимоотношения складываются между нашими военнослужащими и местным населением. Это прямое следствие налаженной воспитательной работы, проводимой среди персонала базы. Кроме того, сам Кант, Бишкек и Чуйская область традиционно были русскоязычными и многонациональными территориями.
 
Справка
Кант - по-киргизски 'сахар'. Этот город в Чуйской долине в 20 км от Бишкека был основан в 1932 году вокруг построенного первого в республике сахарного завода. В настоящее время численность населения Канта достигает 27 тыс. человек.
     
В декабре 1941-го здесь была построена первая взлетно-посадочная полоса для переведенной сюда из Сталинграда (а в Сталинград - из Одессы) авиационной школы. За годы войны здесь стали на крыло 1.507 летчиков, которые воевали на всех фронтах. 8 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. В конце Великой Отечественной школу преобразовали в авиаучилище, которое с 1956 года готовило летные кадры для государств Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки (всего более 50 стран). Нынешний президент Египта Мухаммед Хосни Мубарак, покойный глава Сирии Хафез Асад, а также три летчика-космонавта из Монголии и Индии (Дилбах Синг стал маршалом авиации своей страны) - самые известные выпускники этого секретного в свое время вуза ВВС СССР. Курсанты осваивали здесь первые реактивные самолеты. О тех временах напоминает устремленный в небо истребитель МиГ-15, установленный на постаменте в центре военного городка.
     
Что же касается военного сотрудничества между нашими и киргизскими военнослужащими, а также военнослужащими из других государств ОДКБ, то оно идет по нарастающей в соответствии с планами командования. Мы уже принимали участие в нескольких военных учениях под общим названием 'Рубеж' совместно с другими подразделениями КСБР ЦАР и зарекомендовали себя достойно. Отличились летчики авиабазы Кант и в ходе двустороннего антитеррористического учения 'Юг-2006'.
     
Кроме того, в соответствии с двусторонними договоренностями на базе может осуществляться подготовка летчиков для Военно-воздушных сил Киргизии. Предполагается, что теоретическую подготовку киргизские летчики и курсанты будут проходить в военных вузах России и других стран ОДКБ. Мы же будем их учить практическим навыкам полетов. Точные сроки начала подготовки киргизских летчиков назвать не могу: все будет зависеть от решения военного руководства двух стран.
     
Если же говорить в целом, то руководство Киргизии с большим пониманием относится к решению возложенных на авиационную базу задач. Не раз нашими гостями были президент Курманбек Бакиев, министр обороны, другие представители различных ветвей власти страны. Они делали и делают все возможное для решения проблем, связанных с пребыванием российских военнослужащих на киргизской земле.
     
- А как база обеспечивается авиатопливом, другими материальными ресурсами?
     
- Все необходимое доставляется эшелонами из России. При этом особо подчеркну: киргизская сторона четко выполняет все закрепленные двусторонними соглашениями договоренности - грузы не облагаются никакими налогами. Более того, все коммунально-бытовые расходы, затраты на обеспечение связью целиком лежат на местных властях. Лишь однажды минувшей зимой мы по просьбе руководства города Кант запустили свою котельную для обогрева не только собственных военного и жилых городков, но и в близлежащих районов. Причиной тому были лютые для Киргизии морозы, вследствие чего вышли из строя местные линии тепло- и водоснабжения.
     
- Молодежь, прибывающая на базу, не разочарована тем, куда попала?
     
- Да нет. У нас на базе более трети офицеров - из тех, кого принято называть молодыми. За два последних года к нам были направлены около 50 выпускников военных вузов. Пока никто из них особо на жизнь и службу не сетует. Подавляющее большинство хотят служить и добросовестно выполняют служебные обязанности. Ожидаем, что и в этом году наши ряды пополнят примерно 20 лейтенантов.
     
Да и чего им разочаровываться? Средний налет в прошлом году составил 60 и более часов у каждого летчика базы. Далеко не во всех российских авиагарнизонах могут похвалиться такими показателями. Люди заняты делом, а это, по-моему, главное.
     
- Недавно на территории базы появился еще один памятник...
     
- Это предмет нашей особой гордости! А ведь еще совсем недавно неподалеку от КПП все могли наблюдать едва ли не полностью разрушенный мемориал воинам, погибшим в боях за Родину. Инициатором его восстановления выступил отдел воспитательной работы. Идею активно поддержали военнослужащие, гражданский персонал.
 
Справка
Летом 2005 года обрел силу Федеральный закон 'О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики'. Этот документ был принят Государственной Думой РФ 8 июля и одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г. Российско-киргизское соглашение о создании базы было подписано 22 сентября 2003 г. во время визита в Москву тогдашнего президента Киргизии Аскара Акаева. Сама база была открыта главами двух государств в октябре 2003 г.
     
Автором памятника в свое время стал Валерий Тихонович Остапов. Волею судьбы и сейчас на его плечи легла большая часть работы по реконструкции композиции. Сам ветеран по этому поводу даже шутил: 'Первый памятник строил, будучи старшим прапорщиком Советской Армии, а возрождаю гражданским служащим армии Российской'.
     
Накануне Дня Победы состоялось торжественное открытие возрожденного монумента, вокруг которого заранее были высажены деревья и цветы. Спустя 16 лет восстановилась прерванная было связь времен. А это значит, что история великих дел и свершений, история авиабазы продолжается...
 
- Хотелось бы все же услышать и о проблемах...
     
- Скрывать не буду, они есть. К примеру, пока так и нет определенности по зачету выслуги лет нашим военнослужащим. Решение о льготном исчислении выслуги лет принято, но разъяснений по поводу применения этой нормы нет. Считаю, вряд ли можно считать достаточной и 50-процентную надбавку к окладам по званию и воинской должности. С учетом того, что все остальные положенные выплаты производятся без полуторного коэффициента, реальные дополнительные выплаты составляют в среднем 3,5-4,5 тысячи рублей. С учетом того, что службу мы все же несем за границами Отечества, это не так уж и много...
     
Далее - аэродромная зона. Едва ли не самый больной вопрос. Да, аэродром способен принимать все типы самолетов фронтовой авиации и достаточен для приема и развертывания здесь при необходимости ударного авиакрыла. Но нужно еще немало сделать в плане автоматизированных средств охраны и т.д.
     
Остальное больше касается проблем социально-бытового характера. 80-90 семей военнослужащих летного и инженерно-технического персонала, а также несколько десятков неженатых офицеров и прапорщиков живут за пределами базы. Проблема будет снята после окончания намеченного жилищного строительства, но пока этот фактор влияет на многие аспекты жизнедеятельности, в том числе и на уровень боеготовности.
     
Что еще? Крайне необходим учебный корпус. Пока приходится заниматься то в клубе, то в столовой. Или взять тот же клуб. Здание отремонтировано, а вот клубной техники, необходимого оборудования пока нет. Очень надеемся в этом смысле на помощь шефов - москвичей, питерцев. Возможно, какие-то решения будут приняты по итогам дней Свердловской области в Киргизии, намеченных со 2 по 5 июня.
     
- Вы так часто вспоминаете о шефской помощи, что другие могут позавидовать...
     
- Нам действительно очень повезло с шефами. Приведу пример. В конце марта у нас в гостях побывали заместитель начальника Управления стран СНГ и Балтии Департамента внешнеэкономических связей Москвы Валерий Сапожников и заместитель префекта Юго-Восточного района столицы Владимир Тимошенко.
 
Приехали, понятно, не с пустыми руками, особо подчеркнув, в соответствии с Соглашением между правительством Москвы и командованием авиабазы, действие которого, кстати, продлено до 2010 года, что одна из главных задач шефской помощи - создание достойных условий для жизни и службы всего личного состава Канта. И наши московские друзья действительно много делают. Доброй традицией, к примеру, стала организация отдыха наших детей, поощрение лучших военнослужащих.
     
Действенна помощь и шефов из Санкт-Петербурга. Благодаря инициативе губернатора Валентины Матвиенко и Законодательного собрания города 30 ребятишек побывали в период новогодних праздников в городе на Неве. Там они не только получили подарки на елках, но и побывали в Эрмитаже, Русском музее, различных театрах, совершили экскурсию в Красное Село и даже посетили аквапарк!
     
Одним словом, шефы делают для нас очень много. Со своей стороны мы стараемся делать все возможное, чтобы достойно представлять флаг России за ее пределами.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBwAhk
Юду: http://perevozki.youdo.com/country/geo/noginsk/, варианты по ссылке.
Тут http://courier.youdo.com/food-delivery/hotdogi/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer