Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Мирослав Гермашевский:
В космосе не может быть государственных границ


27 июня 2008 года Валерий Мастеров, Время Новостей


30 лет назад, 27 июня 1978 года, начался совместный полет в космос советского и польского космонавтов Петра Климука и Мирослава Гермашевского на космическом корабле 'Союз-30'. В течение семи дней космонавты работали на борту орбитальной станции 'Салют-6' вместе с членами основного экипажа Владимиром Коваленком и Александром Иванченковым. Это был один из полетов серии по программе космических исследований стран -- членов Совета экономической взаимопомощи 'Интеркосмос'. По-разному сложились судьбы его участников, но космическое братство осталось для них нерушимо. Об этом 'Времени новостей' рассказывает участник первого набора программы 'Интеркосмос' Герой Советского Союза, польский летчик-космонавт, 66-летний генерал Мирослав Гермашевский.

Мирослав Гермашевский
Участник первого набора программы 'Интеркосмос' Герой Советского Союза, польский летчик-космонавт, генерал.

-- В честь юбилея вашего полета состоится конференция пользователей Интернета с интернациональным экипажем Международной космической станции. Право первого голоса предоставлено вам. Что вы скажете своим коллегам?

-- Лукавить не буду. Скажу, что очень им завидую и жалею, что не с ними. Знаю, насколько сложнее за эти годы стала подготовка к полету и космическая техника. Но я обязательно поздравлю своих коллег с тем, что они успешно продолжают дело, начатое Юрой Гагариным.

-- Земные заботы не оторвали вас от космической привязанности?

-- Да что вы! Конечно, нет. Я никогда не отдалялся от простых людей, много ездил по стране, знал их невзгоды, как мог помогал. Все это обернулось доверием избирателей, которых я до недавнего времени представлял в сеймике центрального округа Мазовше, вроде как депутат законодательного собрания одной из областей России.

Но космос -- это на всю жизнь. Уже сотни космонавтов побывали в космосе, а каждый полет отзывается в моем сердце. Несколько дней назад я побывал в очередной раз в Звездном городке. И представляете, я всех помню и меня все помнят. Присел на скамейку, и тут же -- братцы мои! -- инструктор Виктор Суворов. Зашел в медчасть, где не раз крутили меня на качелях, а врач мне тут же: 'Ну что, по новой?' Конечно, пришло уже новое поколение космонавтов -- ведь они пацанами были, когда мы летали. Но вот что интересно: разницы в возрасте мы совершенно не чувствуем.

-- Вы участвуете в работе Международной ассоциации участников космических полетов. В чем смысл ее деятельности?

-- Это особый разговор. Слетавшие в космос земляне решили создать свою организацию. Много сил к этому приложили Алексей Елисеев, Алексей Леонов, Олег Макаров, Виктор Савиных и другие. Первый раз мы собрались под Парижем в 1985 году и с тех пор ежегодно проводим конгрессы по очереди в тех странах, представители которых побывали в космосе. Мы объясняем общественности цель и смысл выхода человека в космос, рассказываем об актуальных достижениях космического пространства, обсуждаем научные проблемы. На каждом из конгрессов всегда бывает специальный гость. Например, во Франции им был Жак-Ив Кусто, в Москве мы общались с академиком Борисом Раушенбахом, а когда своих собратьев по космосу принимал я, то повез их к Станиславу Лему.

-- А где пройдет конгресс в этом году?

-- В американском Сиэтле в сентябре. Но связующим звеном для всех нас является первый космонавт планеты Земля. Когда мы готовили обращение космонавтов и астронавтов в связи с юбилеем полета Юрия Гагарина, мы поняли, что космос помогает нам лучше понимать друг друга и наши земные проблемы. Мы так и написали: 'В космосе, в котором нет и не может быть государственных границ, мы научились прекрасно сотрудничать, преодолевая наши предрассудки и разногласия'. Мы, летавшие в космос, дружим, можно сказать, домами. На все встречи собираемся с женами. Это началось с приглашения короля Саудовской Аравии, традиция сохранилась. На таких конгрессах делаешь неожиданные открытия -- помню, как мы поехали в Улан-Удэ, и меня поразила интерпретация Шопена на концерте местных артистов. А доклад бурятского ученого о космическом зондировании земли потряс профессионализмом и глубиной знаний.

-- Вы рассказываете о 'космической семье', но, наверное, у вас есть и более родственные связи?

-- Если вы имеете в виду Петра Климука, то он для меня как родной брат. Знаем все друг о друге, чем занимаются дети, что вытворяют внучки. Он мне звонит на днях: 'Когда приедешь?' Я ему в ответ: 'Я же только что был. Теперь жду тебя, из Москвы до Варшавы расстояние такое же, как из Варшавы до Москвы'. Дружба у нас еще с подготовительного периода. Когда он первый раз приехал в Польшу, я узнал, что в боях на нашей земле погиб его отец, а где похоронен, неизвестно. Нашли могилу отца Петра в Радоме, вместе туда поехали, помянули.

-- Польский бизнесмен Лешек Чарнецкий хотел разделить с вами космическую славу, но космическим туристом сейчас стать непросто. Как вы относитесь к таким путешествиям?

-- Опыт пребывания на орбите бесценен, а впечатления ни с чем не сравнимы. Цена в 20 млн долл. за билет в космос для меня астрономическая. Но у кого они есть, почему не слетать? К тому же это лишь укрепляет имидж бизнесмена: имеет большие деньги, смел, идет на продуманный риск. У человека в генах заложены преодоление препятствий и способность мечтать. А полет в космос, пусть и в качестве туриста, -- это реализация мечты и проверка самого себя.

-- Вас не тяготили отношения с властью, которая, по мнению ваших недоброжелателей, использовала вас в качестве 'невольника пропаганды успехов'?

-- Я подобные уколы переношу стоически. Есть ли такая страна, будь то Россия, Франция или США, которая не гордится своими космонавтами? А потом, я как раз шел наперекор власти. После космического полета мне запретили летать. Но, возглавив авиационное училище, я стукнул кулаком по столу: как же так, я, летчик, учу летать, а сам не сажусь за штурвал? И я стал летать с новичками, инструкторами, а потом и на боевых самолетах -- Ф-16, Ф-18 и 'Миражах', которые раньше учился сбивать. Я до сих пор не могу без неба. Правда, теперь летаю редко, на легких самолетах и планерах.

Мне всегда было мало 'космического багажа', поэтому я окончил еще Военную академию Генерального штаба имени К.Е. Ворошилова в Москве. На одной пропаганде до заместителя командующего ВВС и ПВО страны не дойдешь. 5 октября 2005 года за штурвалом истребителя МиГ-29 я попрощался со службой в воздухе. Но на всех моих 'звездных братьях', которым я передаю сердечный привет из Польши, лежит не только ответственность покорителей космоса, но и почетное звание летчика-космонавта, которое надо отстаивать всю оставшуюся жизнь. Поэтому когда снимали для телевидения фильм обо мне, я предложил назвать его 'Тяжесть невесомости'.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgByTxK
По ссылке http://courier.youdo.com/gifts-delivery/crr/dostavka-podarkov-kurerom-po-sankt-peterburgu/, подробное описание тут.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/container/40f/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer