Корр.: Поступило печальное сообщение: цены на авиационное топливо вновь совершили рывок и впервые за всю историю нашей страны значительно превзошли мировые. Скажите, не сложилось у Вас впечатления, что процесс повышения цен на авиакеросин стремится к бесконечности?
Смирнов: Фонд постоянно держит руку на пульсе топливообеспечения и ценообразования авиакеросина, так как это является фундаментальной составляющей четкой работы воздушного транспорта и уровня доступности к нему населения России. Фонд от имени авиакомпаний направил тревожные сообщения и профессиональные предложения в связи с перманентным повышением цен на авиатопливо во все компетентные государственные инстанции. Последнее обращение к Председателю Правительства РФ имело робкое продолжение. Вице - премьер Сергей Иванов на состоявшемся совещании предложил организовать биржевые торги авиакеросином полагая, что биржевая торговля пошатнет позиции монополистов-поставщиков авиатоплива и цены стабилизируются. Ведь только за год стоимость авиатоплива удвоилась.
Россия упорно продолжает курс на мировое лидерство в ценах на авиатопливо. Сегодня мы можем поздравить (вопрос - кого ?) с установлением своеобразного мирового рекорда. В аэропортах России цены впервые перехлестнули уровень цен на авиатоливо за границей . Судите сами, по данным ТФС и ЦРТ:
руб. за тонну
33 869 Хитроу
34 470 Франкфурт
36 076 Мадрид
32 131 Москва до 06 июня
36 143 Москва с 06 июня
41 595 Южно-Сахалинск
Корр.: Могу предположить, что руководители нефтекомпаний ожидают увеличения прибыли , а потенциальные авиапассажиры, особенно с Дальнего Востока 'закапывают' последние надежды слетать в Москву, Санкт- Петербург, в центральную часть России.
Смирнов: Само собой разумеется, что вместе с ростом цен на авиатопливо в очередной раз пойдут вверх цены на авиабилеты. Доступность воздушного транспорта для населения России , особенно в отдаленных районах, станет еще меньше. Напомню, что коэффициент доступности воздушного транспорта для населения России и без того сегодня самый низкий в мире. Для нашей громадной страны это уже вопрос национальной безопасности.
Корр.: А как это отразится на авиакомпаниях?
Смирнов: Тяжелые последствия ожидают в первую очередь авиакомпании, эксплуатирующие отечественные самолеты. У наших воздушных судов низкая топливная эффективность. Такие компании ожидает банкротство, которое будет иметь самые серьезные социальные последствия для работников гражданской авиации и нашего самолетостроения.
Корр.: Вы упомянули предложение вице - премьера России Сергея Иванова ввести биржевое распределение авиакеросина. На сколько это решит проблему роста цен?
Смирнов: Биржа это хороший рыночный механизм, но не панацея и создание ее без использования других рыночных механизмов эффекта иметь не будет. В случае открытия торгов будет выставлена на них лишь незначительная часть топлива.
В настоящее время деятельность ТЗК, принадлежащих нефтяным компаниям и ценообразование на рынке авиатоплива никак не регулируются государством. Федеральная антимонопольная служба РФ по своему статусу имеет возможность занять более принципиальную и жесткую позицию. На это мы надеемся. К примеру - зеленая улица данная нефтяным компаниям в приобретении ТЗК аэропортов - дорога в монопольный тупик. Вот бы где ФАСу развернуться, показать, наконец, свой статус и предназначение.
Изменить ситуацию в системе поставок и определения цен на топливо для российских авиакомпаний можно, лишь развивая рынок этих услуг, увеличивая количество игроков и создавая конкурентные условия.
Сейчас мы видим махровый монополизм в этом секторе. Государству необходимо определиться - где монопольный сектор, а где рынок. Пока стоим в раскоряку. В монопольном секторе государству необходимо определить жесткие рамочные механизмы и измеряемые критерии, закрепленные в законодательном порядке по каждой монополии, чтобы ценообразование не происходило по капризу монополиста.
В немонопольном секторе роль государства сводится к созданию в нем классической рыночной среды.
Сегодня на рынке авиатоплива нет ни того, ни другого.
Корр.: Чего ждем ?
Смирнов: К сожалению, ответа на этот вопрос у меня нет. Ответить на него должно Правительство РФ.
Корр.: Спасибо за интервью.