Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Евгений Горбунов:
Летный эксперимент - критерий качества


21 апреля 2008 года Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М.М.Громова был создан в 1941 г. на базе ряда научно-исследовательских и испытательных подразделений ЦАГИ. История института - неотъемлемая часть истории отечественной авиационной промышленности. Сегодня институт имеет статус Государственного научного центра РФ. Об основных научно-технических направлениях деятельности института в эксклюзивном интервью журналу 'АвиаСоюз' рассказал начальник ЛИИ Евгений Горбунов.

Евгений Горбунов
Начальник Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М.Громова

'АС': Евгений Алексеевич, какова роль летных исследований и испытаний в создании авиационной техники?
Е.Г.: Летные испытания и исследования авиационной техники всегда были и остаются существенной частью цикла создания самолетов, вертолетов и авиационных комплексов вооружения. По мере роста сложности создаваемых образцов авиационной техники (АТ) увеличиваются и требования к их летным испытаниям, опережающим исследованиям и отработке в полете проблем аэродинамики, прочности, силовых установок, комплексов бортового оборудования.
Особое значение испытаний в полете новых ЛА заключается в том, что они являются заключительным комплексным этапом создания АТ, на котором выявляются ошибки, недостатки и неточности, заложенные в испытываемый объект на всех предшествующих этапах (концепция, компоновка, проектирование, производство). Испытания носят на первых этапах доводочный характер, на заключительных являются окончательным критерием качества создаваемой авиационной техники.
Исключительно большая роль летных испытаний и исследований подтверждается тем, что на них и связанных с ними доводочных операциях затрачивается в ряде случаев до 50% трудовых и материальных ресурсов, расходуемых на разработку ЛА, а их продолжительность достигает 40-  50% от всей длительности цикла создания летательных аппаратов. Это объясняется их сложностью, в ряде случаев недостаточной степенью опережающей отработки составных частей ЛА: двигателя, авионики, вооружения, а также проблемами комплексной отработки ЛА.
Летные испытания и исследования ЛА различного назначения проводятся практически на протяжении всего его жизненного цикла, включая опережающие исследования на летающих лабораториях и летающих моделях, летно-конструкторские (заводские), государственные или сертификационные испытания опытных образцов ЛА, при серийном производстве, контрольно-серийные и специальные испытания при эксплуатации вооружения и военной техники (ВиВТ).
Несмотря на отличия в характеристиках и применении различных типов ЛА, их летные испытания и исследования имеют много общего. Достаточно близки цели, задачи, методология, организация, материально-техническая база, все то, что называется технологией летных испытаний, хотя специфические отличия присущи каждому типу ЛА. Это позволяет рассматривать испытания всех ЛА с единых методологических позиций с учетом их конкретных особенностей.
 
'АС': В чем заключается специфика работы института и его научной школы?
Е.Г.: Специфика работ ЛИИ определяется, прежде всего, методологическим фактором. Методы летных исследований и испытаний лежат в основе научно-исследовательской деятельности института и базируются на теории и практике летного эксперимента как научно-экспериментальном методе получения знаний о характеристиках летательного аппарата и его составных частях в натурных условиях. Это позволяет создать наиболее достоверную доказательную базу о соответствии реальных характеристик ЛА или его составных частей заданным, в отличие от результатов, получаемых на этапах математического моделирования, исследований и испытаний на наземных стендах, полунатурного моделирования.
Во-вторых, важнейшим фактором работы института является его комплексность (системность) и широкопрофильная специализация как по назначению АТ (военная, гражданская, аэрокосмическая техника), так и по различным проблемам авиационной науки и техники, отдельным составным частям АТ.
Кроме того, институт является неотъемлемым технологическим звеном на всех этапах жизненного цикла АТ, включая предпроектные НИР, проектирование, летные испытания или сертификацию опытных образцов АТ и их составных частей, эксплуатацию авиоционной теники. ЛИИ - не только генератор методологии испытания, но и проводник этих методов и технических решений в практику испытаний опытных образцов.
Эти факторы определяют и специфику сложившейся научной школы института, его опыта, научно-технического задела и связей с ОКБ отрасли.
Основатели научной школы ЛИИ - это прежде всего ученые высшей квалификации и известные деятели авиационной науки и техники, стоявшие у истоков создания института, доктора технических наук: В.С.Ведров, И.В.Остославский, Н.С.Строев, М.А.Тайц, В.В.Уткин, А.Д.Миронов, В.В.Косточкин, А.И.Акимов, Г.С.Калачев, Л.М.Берестов, М.Л.Галлай, А.М.Знаменская, Г.Б.Гершенович, И.М.Пашковский, В.Н.Матвеев и др. Их научные работы стали настольными книгами не только в ЛИИ, но и в ОКБ отрасли, организациях Минобороны.
В ЛИИ с 1946 г. действует диссертационный совет, в котором проходит защита соискателей кандидатских и докторских степеней по двум специальностям: 'Контроль и испытания летательных аппаратов и их систем' и 'Динамика, баллистика, дистанционное управление движением летательных аппаратов'. На Совете ЛИИ с момента его создания было аттестовано более 500 кандидатов и 47 докторов технических наук.
С 1947 г. в институте действует аспирантура, 230 из 530 выпускников которой защитили кандидатские диссертации, а 37 - впоследствии  докторские.
В настоящее время в институте работают около 140 докторов и кандидатов технических наук, чей труд направлен не только на обеспечение основной научно-исследовательской деятельности института, но и на сохранение его научной школы.
В 1947 г. в институте была также создана Школа летчиков-испытателей, подготовившая в целом более 800 выпускников для авиационной промышленности, в том числе для ЛИИ.
Деятельность ученых, летчиков-испытателей и других специалистов ЛИИ, непосредственно связанная с работой авиационной промышленности в целом, неоднократно отмечалась правительственными наградами, премиями и почетными званиями. Более 45 ученых и специалистов ЛИИ стали лауреатами Ленинской и Государственной премий, 10 человек удостоены почетного звания 'Заслуженный деятель науки и техники РСФСР', 8 специалистов - лауреаты премии им. Н.Е.Жуковского. несколько человек получили премию Совета Министров СССР и Правительства РФ. 35 летчиков-испытателей ЛИИ были удостоены званий Героя Советского Союза и Героя России.
 
'АС': Каково место института в авиационной промышленности?
Е.Г.: В течение всей своей истории ЛИИ активно взаимодействовал со всеми самолето-, вертолето-, двигателестроительными, а также ракетно-космическими ОКБ, институтами, предприятиями, создающими бортовые пилотажно-навигационные комплексы, системы управления, радиооборудование. Неразрывно связан институт и с организациями Минобороны России, испытательными базами и полигонами.
Основными направлениями научно-технической деятельности ЛИИ, как головного института отрасли по летным исследованиям и испытаниям, являются:
- создание научно обоснованных методов и технологий летных испытаний опытной авиационной техники, двигателей, бортового оборудования на всех этапах испытаний, включая заводские (ЛКИ), государственные или сертификационные испытания, участие в их проведении;
- проведение наиболее сложных видов летных испытаний (большие углы атаки, сваливание, штопор, летно-прочностные);
- создание летающих лабораторий, крупномасштабных беспилотных летающих моделей и проведение на них опережающих исследований актуальных проблем полета на дозвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях полета в широком диапазоне чисел Маха и высоты полета;
- опережающая отработка и испытания на летающих лабораториях (до установки на опытные самолеты) двигателей и бортового оборудования, средств жизнеобеспечения и аварийного покидания для быстрейшей их доводки и сертификации с целью сокращения сроков летных испытаний опытных образцов АТ;
- изучение вопросов сходимости результатов летных исследований с итогами исследований, полученных в аэродинамических трубах и на наземных стендах, а также проверка в условиях полета результатов теоретических работ по всем разделам авиационной науки и техники;
- исследования в области надежности, эксплуатационной технологичности, безопасности полета, изучение влияния человеческого фактора на безопасность полета, разработка методов и средств, повышающих  уровень полетов, оценка эксплуатационно-технических характеристик ЛА;
- разработка информационно-измерительных и управляющих комплексов для летных испытаний, в т.ч. проектов полигонных испытательных комплексов для натурных испытаний  авиационного вооружения, включая создание самолетных командно-измерительных пунктов для испытаний АТ на необорудованных полигонах и трассах в любых географических районах страны;
- создание бортовых измерительных систем и измерительных датчиков для летных испытаний;
- разработка программно-математического обеспечения, средств обработки результатов летных испытаний, пунктов управления летным экспериментом (ПУЛЭ);
 - экспертиза конструкции опытных и модифицированных ЛА и подготовка комплексных заключений на первый вылет ЛА на Методическом совете отрасли, организация работ Методсовета отрасли по первому вылету;
- экспертиза качества ЛА в целом и отдельных его частей на всех этапах создания опытных образцов АТ с выдачей заключения по оценке соответствия разрабатываемых образцов требованиям надежности и безопасности полетов, устойчивости и управляемости, системам управления, силовой установке, пилотажно-навигационному оборудованию, средствам жизнеобеспечения и аварийного покидания, противообледенительной системе, электромагнитной совместимости и безопасности, молниезащите, радиосвязи, электроснабжению, контролепригодности, противопожарной защите, топливной системе, защите двигателя от посторонних предметов и другим.
Этот далеко не полный перечень задач, решаемых институтом, лишь подтверждает тот факт, что ЛИИ по своим функциям, экспериментальной базе является узловым звеном в технологии создания отечественной авиационной техники.
На аэродроме ЛИИ получили право на первый вылет и прошли испытания все основные образцы военной и гражданской авиатехники, в т.ч. уникальный воздушно-космический самолет 'Буран'. И в каждый из них вложен творческий труд научных работников, летчиков-испытателей, инженеров и техников института.
 На самых ранних этапах развития институт принимал активное участие в создании и развитии системы сертификации гражданских воздушных судов (ВС), в т.ч. в разработке отечественных норм летной годности и Авиационных правил, проведении испытаний первых сертифицированных самолетов Як-42, Ил-86 и всех последующих гражданских воздушных судов: Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-96Т, Ан-140, Бе-200, Ан-74, Ту-334,
Ан-148.
Велик вклад института в проведении летно-конструкторских и государственных испытаний образцов военной АТ, включая все ударные авиационные комплексы и комплексы перехвата ОКБ Туполева, Сухого, Микояна, Яковлева, в развитии технологии летных испытаний этих комплексов, в т.ч. полигонных испытаний образцов беспилотной авиационной техники корпорации ТРВ, МКБ 'Радуга', 'Вымпел', 'Новатор'. ЛИИ принимает активное участие в разработке полигонов, методов и средств полигонных испытаний, создании и применении самолетных командно-измерительных пунктов, бортовых средств измерений, регистрации, обработки результатов летных испытаний и управления летным экспериментом.
Значимость и эффективность работ института на летающих лабораториях, являющихся основной летно-экспериментальной базой для опережающих исследований и отработки составных частей ЛА, подтверждается тем фактом, что за годы деятельности ЛИИ было создано более 450 летающих лабораторий и летающих моделей. Благодаря их использованию были получены уникальные результаты по проблемам аэродинамики, динамики, устойчивости и управляемости, в т.ч. на больших углах атаки, при сваливании, в штопоре; нагружении конструкции и вибрации; гиперзвукового полета, включая аэротермодинамику, динамику полета, теплозащиту, системы управления; оценки характеристик и доводки двигателей и силовых установок; совершенствовании пилотажно-навигационного, радиолокационного оборудования, систем аварийного покидания, топливных, противопожарных систем, противообледенительных систем, проблем обеспечения безопасности полета.
 
'АС': Расскажите, пожалуйста, о приоритетных работах, выполняемых ЛИИ в настоящее время.
Е.Г.: В институте проводится комплекс научно-исследовательских и экспериментальных работ в интересах создания, летных испытаний и сертификации новой и модернизируемой авиационной техники гражданского и военного назначения по договорам и контрактам с Роспромом, предприятиями авиационной промышленности, Минобороны и инозаказчиками.
Реализуются контракты с Роспромом по созданию научно-технического задела, включая научно-методические и летно-экспериментальные работы в области технологий летных испытаний.
Большой объем работ выполнен институтом для подготовки и проведения летных испытаний нового регионального самолета SSJ-100 в рамках договоров с ЗАО 'Гражданские самолеты Сухого'.
Разработаны методики проведения наземных и летных сертификационных испытаний по оценке взлетно-посадочных характеристик, особенностей самолета на больших углах атаки и при сваливании, в условиях обледенения, по оценке параметров систем электроснабжения, светотехнического оборудования, защищенности самолета от воздействия молнии и статического электричества и мощных электромагнитных полей, оценки пилотажно-навигационного оборудования и др.  Все эти методики учитывают требования  сертификации по отечественным и зарубежным нормам.  На их основе разработаны предложения в программы испытаний, а также мероприятия по подготовке технических средств обеспечения специальных видов испытаний. В частности, созданы аппаратно-программные средства для обеспечения флаттерных испытаний и для оценки пилотажно-навигационного оборудования,  измерительный комплекс для испытаний системы электроснабжения, доработан наземный узел связи для отработки радиосвязного оборудования и т.д.
Для обеспечения первого вылета самолета SSJ-100 специалистами института проведен анализ достаточности выполненных мероприятий по обеспечению безопасности и подготовлены соответствующие заключения. В соответствии с Положением о Методсовете отрасли по первому вылету, институт выдает заключения  по силовой установке SSJ-100 и ее системам, по средствам объективного контроля, по пилотажно-навигационному комплексу, по кабине, авиационной эргономике, системам индикации и сигнализации, по противообледенительной системе, по средствам радиосвязи, по средствам жизнеобеспечения, по аварийному покиданию, по электромагнитной совместимости и стойкости к воздействию внешних электромагнитных полей, по молние- и электростатической защите, по надежности и отказобезопасности.
В интересах отработки и испытаний двигателя SaM146 (разработки 'Снекма'-'Сатурн') для самолета SSJ-100 в институте создана летающая лаборатория Ил-76ЛЛ. По состоянию на 25.03.2008 г. проведено 28 полетов на ЛЛ в рамках I этапа летных испытаний на базе ЛИИ с наработкой двигателя SaM-146 ~ 55 часов. Испытания проводятся успешно, практически без замечаний.
Выполняется комплекс работ по подготовке и методическому обеспечению летных исследований нового турбовинтовентиляторного  двигателя НК-93 (разработки СНТК им. Н.Д.Кузнецова) на созданной в ЛИИ еще одной летающей лаборатории - Ил-76ЛЛ. Она обеспечит отработку и получение всех характеристик двигателя без проведения испытаний полноразмерных двигателей на высотных стендах, что существенно сократит стоимость и продолжительность испытаний. Двигатель установлен на ЛЛ, его летные испытания в объеме 25 полетов будут проведены до конца 2008 г.
Проводится работа по контракту между ЛИИ и Газотурбинным институтом Индии по созданию летающей лаборатории также на базе самолета Ил-76 и проведению на ней летных испытаний двигателя Kavery для индийского легкого тактического истребителя (при посредничестве ФГУП 'Рособоронэкспорт'). Испытания двигателя начнутся в второй половине 2008 г.
 
'АС': Евгений Алексеевич, как известно, Указом Президента РФ от 20.02.2008 г. 'О национальном центре авиастроения' предусматривается акционирование института и его включение в ОАО 'Объединенная авиастроительная корпорация'. Каким Вы видите место ЛИИ в ОАК?
Е.Г.: Акционирование института произойдет не ранее 2009 г. В настоящее время осуществляются необходимые для этого подготовительные мероприятия. Институт сохраняет статус Государственного научного центра РФ и Федерального государственного унитарного предприятия. Работает по своим планам в соответствии с заключенными контрактами и договорами. Разрабатывается проект стратегии развития ОАО 'ЛИИ им.М.М.Громова' в составе ОАК. Он будет согласован с Корпорацией  и определит функциональный и структурный статус института в ней.
Наша позиция заключается в том, что все основные научно-технические функции ЛИИ, востребованные в настоящее время предприятиями авиационной промышленности, Минобороны, другими ведомствами и организациями в части летных исследований и испытаний, должны за институтом сохраниться, как и его брэнд 'ЛИИ им.М.М.Громова'.
Вместе с тем методологический научно-технический потенциал института, его комплексный системный характер, многопрофильная специализация и высокая квалификация специалистов ЛИИ могут быть эффективно использованы для расширения функций института в рамках центра корпоративной науки ОАК.
Одной из важнейших функцией корпоративного сектора науки вообще и научного центра ЛИИ в рамках ОАК, помимо уже перечисленных мною традиционных функций, считаю научно-методическое и практическое обеспечение эффективного трансфера инноваций в создаваемый конечный продукт Корпорации с целью повышения его конкурентоспособности за счет увеличения прежде всего фактора наукоемкости.
Современный инновационный контур чрезвычайно сложен и охватывает большое число предприятий и функций науки, разработок, производства, сбыта, с прямыми и обратными связями, с функциями генерации идей, исследований, создания экспериментальных и опытных образцов, наземных и летных исследований и испытаний, опытного и серийного производства, маркетинга, проблемами отбора и финансирования инновационного процесса.
В связи с этим представляется целесообразным развитие функций разработки методологических подходов к формированию комплексной системы управления эффективностью инновационной деятельности и методов системного анализа технико-экономических показателей реализации инновационных проектов. Следует также, на мой взгляд, сформировать критерии оценки эффективности инновационного процесса, оптимального портфеля инвестиционных проектов  и экономического результата их реализации.
Все это должно рассматриваться в том числе с позиций расширения и развития методологической базы и учета опыта ЛИИ из области летного эксперимента (летных исследований и испытаний) на область инновационного контура в целом с целью повышения эффективности реализации научно-технических новшеств, основным критерием качества которых был и остается летный эксперимент.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBwA21
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/food-delivery/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer