Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Добровольский:
Плов космический из судака


17 апреля 2008 года Ирина Мак, Известия.Ру


Вопрос, что едят космонавты, занимавший нас в детстве, актуален до сих пор. Только еда изменилась. Какова она теперь на вкус, - о том обозревателю "Недели" рассказал директор ГНУ НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии РАСХН, главный конструктор космического питания Виктор Добровольский.

Виктор Добровольский
Директор ГНУ НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии РАСХН, главный конструктор космического питания.

вопрос: Меня всегда интересовало: когда Гагарин летал, он - ел?
ответ: Ему давали гомогенизированные продукты в тубах - в шлеме было отверстие для тубы. У Гагарина было всего девять продуктов.
 
в: Но теперь продукты отправляют в космос уже не в тубах?
о: Тубы и банки есть, но в основном все сублимируется. Сублимация - это обезвоживание продукта сначала путем заморозки до минус 50 градусов, затем, в условиях вакуума, высушивания: в течение 32 часов он нагревается до плюс 50-70 градусов. Важно, что при сублимации лед не превращается в воду, а сразу испаряется, ценные вещества, обычно выходящие с влагой, остаются на месте, а влажность всего 5%.
 
в: Есть продукты, которые сублимировать нельзя?
о: Вода. Кстати, на космических кораблях осуществляется полная регенерация воды, и даже отходы жизнедеятельности очищаются и снова превращаются в водичку.
 
в: Чем суше еда, тем она легче?
о: Конечно. Поднять в космос 1 кг веса стоит от 5 до 10 тысяч долларов. А человеку в сутки требуется 1,5-1,7 кг еды. Потому сублимируются и супы, и творог, и чай. Если творог упаковывать в баночку, как мясо, он будет невкусным, а сублимированный творог - с клюквой, с орехами - на вкус как свежий. Вообще, космические продукты - самые безопасные, самые натуральные, самые вкусные.
 
в: Сколько стоит еда космонавта?
о: До 10 000 рублей в день.
 
в: А биоактивные добавки в ней есть?
о: Только натурального происхождения - ни химических, ни синтетических нет. Неизвестно, как они себя поведут в космосе. Там же не только невесомость - там солнечная радиация, магнитные волны... При воздействии всей этой массы отрицательных факторов человек должен получать максимум полезных веществ из еды. Космонавты, кстати, признаются, что у них самые приятные минуты - когда они едят за столом и смотрят в иллюминатор.
 
в: Правда, что американские астронавты предпочитают российскую еду своей?
о: Да, тут во время телеконференции один астронавт сказал: "Мне вообще российская кухня, в том числе и космическая, нравится больше американской". Наша - разнообразнее. У нас и борщ, и щи - из свежей капусты и квашеной, рассольник, солянки, харчо... Все, чем богата русская кухня.
 
в: Скорее, кухня народов СССР.
о: И вообще, американцы пошли по нашему пути. Это сейчас они стали делать супы, а раньше первых блюд у них не было. В России 80% питания для космонавтов мы разрабатываем сами, по спецтехнологиям, за которые, собственно, и получили госпремию. А у США питание для астронавтов раньше на 70% состояло из готовых продуктов и только 30% блюд делалось специально. Но сейчас у них это соотношение 50:50. Понимаете, в космосе обычные продукты не пойдут.
 
в: Почему?
о: Микробиологические и токсикологические требования в условиях космоса намного выше: даже условно непатогенные микроорганизмы, в земных условиях вреда человеку не приносящие, в невесомости могут быть опасны. Поэтому жестче режимы стерилизации. При долгой стерилизации разрушаются витамины, а мы нагреваем продукты до 120-140 градусов, но нагрев этот почти импульсный.
 
в: Я слышала, что в космосе у человека меняются вкусовые ощущения.
о: Не у всех. Некоторым соленое в космосе кажется кислым, сладкое - пресным, у других - все как было. Вообще, набор еды комплектуется с учетом индивидуальных запросов космонавта. На Земле мы проводим дегустации, они оценивают блюда по девятибалльной шкале, выбирают то, что нравится. Конечно, мы им не все даем, что они выбрали, - чтобы не нарушать формулу соотношения белков, жиров, углеводов, макро - и микроэлементов, витаминов, но основные пожелания учитываем.
 
в: В каком виде космонавты едят хлеб?
о: Мы делаем такие упаковки, которых хватает на один укус. Чтобы крошек не было: летающие крошки могут попасть в дыхательные пути. Хлеб поставляет институт хлебопекарной промышленности, в вакуумной упаковке. Космонавты его подогревают.
 
в: В чем?
о: У них есть специальное приспособление для этого на рабочем столе. И в нем же подогревают консервные банки - в закрытом виде. А в сублимированную еду просто наливают горячей воды. В суп - с температурой до 70 градусов, во второе - до 65. И они принимают нормальный вид.
 
в: Есть ли новинки в космическом меню?
о: Конечно: если раньше разрабатывали рацион на сутки, потом на несколько суток, то теперь - на 10 и 16 дней, в течение которых основные продукты не повторяются. И недавно мы внедрили каши - сублимированные каши фирмы "Быстров". Это уже мы переняли у американцев. Вообще сейчас у нас есть 300 готовых продуктов. Из них 100 основных, формирующих основной рацион, плюс дополнительный, составленный с учетом пожеланий космонавтов.
 
в: Как питаются иностранцы?
о: Так же, как наши, плюс из их стран нам привозят продукты, к которым они привыкли, и мы их проверяем на безопасность. Когда летал француз, один сыр мы не допустили - микробиологическая обсемененность была повышена.
 
в: Вот я у вас вижу "Плов из судака". Небанальное блюдо. Кто придумывает эту еду?
о: Наш институт, вместе со специалистами Бирюлевского завода - нашей экспериментальной базой и Институтом медико-биологических проблем. На заводе есть спеццех, который, собственно, и занимается изготовлением питания для космонавтов.
 
в: Если это так вкусно - почему бы такие продукты не продавать? Или не подавать их в каком-то специальном ресторане?
о: Пока был жив наш космонавт номер два, Герман Степанович Титов, было такое кафе в Парке культуры им. Горького: помните, там стоял "Буран", и в "Буране" было это кафе Я в нем сам был. Мы для этого кафе вырабатывали продукты. И водочку затаривали в пакеты. А что касается продажи: Видите ли, Бирюлевский завод основан в начале 1970-х и ни разу не реконструировался. Сейчас требуются огромные деньги на реконструкцию - 180-250 миллионов рублей. И только после реконструкции можно будет внедрить новые технологии, разрабатывать новые продукты и поставить наконец производство на поток. Вот тот подарочный набор, который вы держите в руках, стоит 10 000 рублей. А тогда себестоимость станет ниже, и такие продукты смогут позволить себе все



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrAzS
Тут http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, лучшие цены по ссылке.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/city/materials/lumber/, выбирай!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer