Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Свистков:
Эксклюзивная служба


16 апреля 2008 года Артем Троицкий, Военно-промышленный курьер


Недавно Службе военных сообщений (ВОСО) Министерства обороны Российской Федерации исполнилось 90 лет. Для гражданского человека вряд ли о чем говорит это название. Но люди военные знают: без ее непосредственного участия в Вооруженных Силах не осуществляется ни одна сколько-нибудь значимая перевозка военных грузов, личного состава. Будь то по железной дороге, воздушным, речным или морским транспортом. За прошедшее со дня ее образования время многое изменилось в военном ведомстве. Иных служб, управлений и даже родов войск уж нет, а ВОСО была, есть и остается одной из самых востребованных, уникальных служб. И в то же время одной из самых немногочисленных. О том, какие задачи она решает сегодня, рассказывает начальник Центрального управления военных сообщений генерал-майор Борис Свистков.

Борис Свистков
Свистков Борис Львович

Родился 1 января 1954 года в г. Выборге Ленинградской области. Окончил Ленинградское высшее командное училище Железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В. Фрунзе (1975 г.), Военную академию тыла и транспорта (1988 г.). Проходил службу на должностях помощника и старшего помощника военного коменданта ж.д. участка и станции Красноводск, Ташкент, офицера службы ВОСО округа (ТуркВО), начальника службы ВОСО объединения (БВО), заместителя начальника службы ВОСО округа (ЗакВО), начальника службы ВОСО ГРВЗ. С 1994 г. - в Центральном аппарате - заместитель, а с января 1995 г. - начальник 1-го управления ЦУП ВОСО МО РФ. 30 июня 2006 г. указом президента РФ назначен начальником Центрального управления военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации - начальником военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации. Награжден орденом "За военные заслуги". Женат, имеет двух сыновей.

- Борис Львович, вначале, если можно, несколько слов о вашей службе. Что она собой сегодня представляет, каковы ее структура, задачи?

- Служба военных сообщений организует перевозки в интересах Министерства обороны транспортом общего пользования: железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным. Она берет свое начало еще с петровских времен. 5 марта 1918 года было принято решение о переходе Службы военных сообщений из Ставки в Высший военный совет республики. Эту дату мы и считаем днем ее образования.

Особое значение служба получила, когда были созданы первые российские железные дороги, возникла необходимость массовой переброски войск по путям сообщения. Собственно говоря, она и создана именно под те задачи, которые всегда стояли перед Вооруженными Силами, соответствовали транспортным возможностям государства.

На Центральное управление военных сообщений МО РФ, численность которого около 80 человек, возложена задача транспортного обеспечения ВС. На сегодняшний день оно отвечает тем требованиям, которые возлагаются на органы центрального управления. В видах Вооруженных Сил, родах войск, главных и центральных управлениях также имеются свои небольшие подразделения службы разной численности (от 3 до 10 человек), которые выполняют задачи транспортного обеспечения войск (сил). В военных округах, флотах, армиях (до корпусов включительно) есть должностные лица, которые отвечают за планирование воинских перевозок и содержание технических средств.

Есть наши представительства и при транспортных организациях со своими линейными подразделениями. А именно: управление военных сообщений на видах транспорта, при территориальных управлениях, а также управления военных комендантов на путях сообщения. На железнодорожных участках, станциях, в аэропортах, морских портах - военные коменданты. Через них служба осуществляет свои представительские функции, реализует планы и задачи по выполнению воинских перевозок.

Всего в службе около 2500 человек, которые занимаются непосредственной производственной деятельностью. И еще около 800 человек - в военно-транспортных учебных заведениях, на кафедрах, где готовим свои кадры.

Если говорить о крупных задачах, то основной объем перевозок выполняется железнодорожным транспортом. А это порядка 200 тыс. вагонов ежегодно. Плюс 230 тыс. тонн грузов - морским и внутренним водным транспортом, около 3,5 тыс. тонн - воздушным. Что это за перевозки? Они связаны прежде всего с выполнением задач оперативной и боевой подготовки войск (сил) в лагерях, учебных центрах, на полигонах. А это примерно 900 эшелонов в год.

На втором месте - так называемые снабженческие перевозки по материально-техническому обеспечению войск (сил). Сюда входят перевозки между базами и складами МО РФ, материалов ремфонда и от поставщиков в интересах МО РФ, а также большой объем перевозок материальных средств в районы Крайнего Севера. Так называемый "Северный завоз" - порядка 250 тыс. тонн ежегодно: техника, продовольствие, вооружение:

Важнейшая задача - организация и обеспечение перевозок, связанных с призывом в Вооруженные Силы. Мы призываем за сезон, напомню, порядка 130 тыс. призывников. В год - порядка 260 тыс. призывников для ВС и других силовых структур, где предусмотрена военная служба.

- В былые времена случались жалобы на стесненность в вагонах при доставке призывников, отсутствие необходимых санитарных и бытовых условий, соответствующего порядка. А сейчас?

- Действительно, было так, когда мы возили призывников в общих вагонах, размещая по 77 человек в каждом. А ведь время в пути - от 3 суток до 8 - с учетом поездки на Дальний Восток. Но эти нормы достались нам от старых времен. Примерно два года назад мы переработали эти нормы. Теперь в вагоне должны находиться 54 призывника, каждый имеет право на свое отдельное спальное лежачее место. То есть подняли тут уровень до общих социально обоснованных норм.

Вообще призыв - один из самых напряженных периодов в нашей работе. Это и подготовка вагонов, и обеспечение призывников горячей пищей, водой, топливом, постельными принадлежностями, многим другим. И хотя порою дефицит подвижного состава существует, мы стараемся не допускать его. Предвидели соответствующие проблемы в этом отношении и с состоявшимся переходом на один год службы. Число призывников увеличивается, что, естественно, добавляет работы. Поэтому подготовились к этому заранее вместе с РЖД.

Что касается обеспечения всем необходимым в пути следования, то оно сегодня соответствует нормам для нахождения как в постоянных пунктах дислокации, так и в пути. Они одинаковы и ничем не отличаются. Как вы знаете, паек улучшился для военнослужащих, соответственно, улучшается он и для призывников.

Обычно в таком составе 15 пассажирских вагонов, два из них - продсклад и кухня. В этих составах обязательно назначается начальник поезда, каждый вагон сопровождается проводниками, которые следят за порядком в вагоне и его техническим состоянием, соблюдением санитарных норм. Кроме того, для сопровождения эшелонов выделяются специальные команды в соответствии с требованиями Службы войск. Сейчас призывники отправляются уже переодетыми в военную форму. И, скажу вам, с ними стало гораздо легче работать в пути следования. Да и сами они чувствуют себя уже военными людьми. К тому же призывной контингент теперь более однороден, уравновешен по сравнению с прежними временами. Помню, мы только из Средней Азии тогда призывали до полумиллиона человек за один призыв:

- А что касается чисто пассажирских перевозок? Какие категории людей в погонах имеют на это право? Занимаетесь ли вы ремонтом путей и составов?

- Что касается пассажирских перевозок, то мы организовываем перевозки военнослужащих, членов их семей в тех случаях, когда законодательством, в частности законом "О статусе военнослужащих" (ст. 20), предусмотрены льготы по проезду в установленных случаях. В отпуска, на лечение, по перемещению, по увольнению и т.д. В этом случае осуществляется перевозка за счет средств МО РФ. Так вот, объемы этих перевозок составляют порядка 3,2 млн. человек железнодорожным транспортом в год; 0,5 млн. человек - воздушным. И в меньшей степени - морским, речным, автомобильным. Все это, повторю, организовывается Службой военных сообщений и оплачивается нами за счет бюджетных средств. Что составило около 21 млрд. рублей в 2007 году. И около 23 млрд. рублей - наш бюджет 2008 года.

Кроме этого, на нас возложены задачи по ремонту подвижных путей, которые находятся в ведении Министерства обороны или которыми мы пользуемся при выполнении наших задач. Всего нами активно используется в интересах МО РФ около 900 подъездных путей.

Непосредственно подъездные пути ремонтируются Железнодорожными войсками. Занимаемся и ремонтом подвижного состава, который находится в оперативном управлении МО РФ. Таких вагонов и локомотивов у нас около 4,5 тыс. единиц. Ежегодно капитально ремонтируем порядка 200 вагонов. В том числе в рамках нашего общего контракта с Акционерным обществом "Российские железные дороги". На конкурсной основе осуществляем при необходимости и выбор наших перевозчиков, оказание различных услуг, в том числе ремонтных.

Все, что находится в Министерстве обороны, - федеральная собственность. Поэтому эти подъездные пути находятся в оперативном управлении МО РФ, а их эксплуатация осуществляется на договорной основе.

- Как при довольно небольшой численности ваших специалистов удается справляться с довольно масштабными задачами? И где вы готовите свои кадры?

- Вы правы, наша служба является эксклюзивной в Министерстве обороны. Мы ни с кем не дублируем свои функции. В частности, по оказанию транспортных услуг в МО РФ, обеспечению транспортной продукцией, ремонту подвижного состава... Роль Службы ВОСО была высока на всех этапах развития ВС РФ. Она не раз проверялась, что называется, на прочность. Это было во время Великой Отечественной, афганских событий, массового вывода частей из групп войск и ближнего зарубежья: Полную дееспособность мы показали и в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, обеспечили перевозку моста из сборных конструкций в Ливан и его быстрое возведение.

Все это подтверждает возможности службы в обеспечении наших войск за границей, в частности 201-й дивизии в Таджикистане, миротворцев в Абхазии, Приднестровье, Северной Осетии: И хотя это связано с проблемами по пересечению границ, мы нашли пути и способы выполнения задач. Сегодня нами заключены межгосударственные соглашения практически со всеми странами СНГ по обеспечению транзитных перевозок через их территорию. Мы решили вопросы по упрощенному таможенному досмотру на границах, многие другие, связанные со спецификой службы наших войск за пределами России.

Что касается кадров, то первичное наше звено (помощников военных комендантов железнодорожных участков и станций) готовим в Военно-транспортном университете, который находится в составе Железнодорожных войск. Там есть соответствующий факультет, где обучаются около 500 курсантов. Ежегодный выпуск - около 100 человек. Доподготовку осуществляем на центральных офицерских курсах Железнодорожных войск в Петродворце. А высшее военное образование наши офицеры получают в Военной академии тыла и транспорта.

- Сейчас наступает пора летних отпусков. Есть ли проблемы у военнослужащих и членов их семей, скажем, из отдаленных гарнизонов с отправкой в отпуск? Например, с того же Дальнего Востока выбраться, видимо, очень непросто?

- Мы делаем все возможное, чтобы жалоб было как можно меньше. Для этого подписали примерно с 25 авиакомпаниями соответствующие договоры о порядке взаимодействия и порядке перевозок воинских пассажиров. В них оговорена норма мест, которая выделяется нам на каждом борту (рейсе). Как правило, это от 4 до 10 мест в зависимости от типа самолета, загруженности. Авиакомпании идут нам навстречу и, как корпоративному клиенту, предоставляют скидки на билеты. За счет этого экономим значительные бюджетные средства.

Конечно, осуществляем постоянный мониторинг расходования этих средств. Каждый военнослужащий, приобретая билет, проходит предварительную проверку у военного коменданта аэропорта (вокзала) и получает соответствующий талон, который свидетельствует: воинское требование подлинное, выдано в соответствующей воинской частью. Так стараемся пресекать всякого рода махинации с воинскими перевозочными документами (ВПД).

Вообще этому вопросу сейчас уделяется особое внимание. Еще с 2006 года поставили жесткий барьер различным злоупотреблениям с ВПД на железнодорожном транспорте, а с этого - и на воздушном. В том числе и по грузовым перевозкам. И теперь имеем базу данных по всем приобретенным по ВПД билетам. В ней указывается, когда человек проехал, каким транспортом, в какой день, его фамилия, имя, отчество и т.д. Нередко наши офицеры непосредственно в частях проверяют порядок использования ВПД. Нарушителей привлекаем к ответственности.

Раньше перевозили пассажиров из отдаленных регионов военно-транспортной авиацией. Использовались самолеты Ил-62, Ту-154, Ил-76. Но в Ил-76, как знаете, нет никаких удобств, что очень неудобно для пассажиров, особенно с маленькими детьми. Поэтому в прошлом году заказали всего четыре рейса в ВВС, которыми вывезли военнослужащих из Байконура. А вот с Дальнего Востока нам ни одной заявки на перевозку пассажиров военной авиацией не поступило. Это говорит о том, что скопления пассажиров там не было.

- Одно время военнослужащим не выписывали ВПД для поездок в отпуск в страны СНГ, где у многих после распада СССР остались родственные связи, а то и корни:

- Это делалось незаконно. Это был, так скажем, перегиб на местах. Мы в ЦУП ВОСО таких решений не принимали. И хорошо, что все это уже кануло в Лету.

Хотя, все мы помним, был и такой период, когда военнослужащие либо денежное довольствие получали, либо деньги на проезд. И тогда, кстати, ВПД нас всех в значительной степени выручили. Когда в воинской кассе денег не было, на наши ВПД всегда можно было получить билет.

Сейчас, повторю, никаких ограничений по перевозкам военнослужащих в страны СНГ нет. По этому вопросу состоялась даже коллегия Министерства обороны РФ, на которой была высказана рекомендация в целях экономии осуществлять перевозки на железнодорожном транспорте на расстояние до 3000 км. А свыше - воздушным транспортом. Но, повторю, это носит рекомендательный характер и решение по тому или иному военнослужащему должно приниматься в каждом конкретном случае отдельно. Более того, ни территориально, ни административно никак не ограничена выдача ВПД. Так что при поездках в страны СНГ однозначно положено выдавать воинские перевозочные документы.

- Как обеспечивается безопасность опасных грузов? Они все перемещаются литерными поездами?

- Что касается литерных поездов, то это больше относится к специальным перевозкам. А это не только ядерные боеприпасы и тепловыделяющие элементы, но и ценности в особо крупных размерах и т.д. Чисто военные перевозки - это перевозки ракет, ядерных боеголовок, космических аппаратов, что напрямую относится к нашей службе. Выполняют их РЖД, но вся организация по их осуществлению лежит на плечах Службы военных сообщений.

Для перевозки других опасных грузов также есть соответствующие нормативные документы. Например, "Правила перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте". Все наши ракеты, боеприпасы относятся к этой категории и перевозятся, конечно, под охраной караулов. Их назначение - в компетенции отправителей и получателей и возложено на штабы военных округов, флотов. Мы обеспечиваем контроль за этими военнослужащими в пути следования, следим за их всесторонним материально-техническим обеспечением.

- Рыночные экономические отношение как-то отражаются на характере Службы ВОСО? Хватает ли вам выделяемых средств?

- Многие наши отношения строятся на договорной основе. Даже с РЖД мы имеем госконтракт, в рамках которого выполняются перевозки МО РФ. Что касается других перевозчиков (автомобильный, морской транспорт), то их отбор осуществляется на конкурсной основе. В том числе тех организаций, которые оказывают нам услуги по ремонту подвижного состава с учетом максимальной экономии бюджетных средств, выделенных на эти цели.

Безусловно, рыночные условия предъявляют особые требования к работе. Приходится разрабатывать конкурсную документацию, определять начальную цену контракта, тщательно выбирать наиболее эффективного партнера. Что касается денежных средств, то, наверное, их всегда не хватает. Дефицит нашего бюджета (по транспортным расходам) в 2007 году составил около 800 млн. рублей. Решением министра обороны были выделены дополнительные средства. Это позволило обеспечить безусловное выполнение задач по перевозке войск (сил), грузов. А также по реализации прав военнослужащих на проезд.

Но в этом году можем столкнуться с такими же проблемами, связанными с нехваткой средств. В том числе потому, что индекс-дефлятор, который применяется при расчете бюджета для Минобороны, значительно ниже реального роста тарифов на перевозки, работы и услуги на железнодорожном транспорте - в два-три раза. И мы всегда оказываемся как бы в некотором дефиците. Приходится принимать дополнительные меры по экономии бюджетных средств. Например, отработали оптимальные варианты доставки грузов в Армению, где расположена наша военная база. Организована перевозка наших военнослужащих туда и обратно, причем с помощью гражданских авиаперевозчиков.

Что касается перспектив, то налаживается межведомственная унифицированная система тылового обеспечения. В рамках ее мы осуществляем перевозки и в интересах других силовых ведомств. Это опять же призыв, "Северный завоз", другие. Но в том объеме, какого требует обстановка. Тем же "Северным завозом" занимались как округа, так и флот. Сейчас организация завоза возложена только на флот и осуществляется Службой военных сообщений Северного и Тихоокеанского флотов. Отдельные перевозки планирует и выполняет также Сибирский военный округ. К 15 октября мы, как правило, их заканчиваем.

- В заключение вопрос о ветеранах. Приходится ли вам сейчас работать с этой категорией военнослужащих, находящихся в запасе и отставке?

- Недавно вышло новое постановление правительства о том, что теперь проезд военнослужащих-пенсионеров в установленных случаях выполняется не за счет средств на транспортные расходы, а за счет средств, выделенных на пенсионное обеспечение. Поэтому сейчас запасники получают либо аванс в военкомате, либо с ними рассчитываются там же по факту перевозки, то есть по предъявлении авиа-, железнодорожного билетов и путевок. Так что они теперь, как говорится, не в нашем ведении. Хотя, что касается ВОСО, мы были бы готовы работать с ними по-прежнему, лишь бы на это выделялись соответствующие средства.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAC9U
Тут http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/chastnie/, ссылка на описание.
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer