- Товарищ командующий, на прошедшей недавно в объединении воздушно-огневой конференции вы сказали, что боевая подготовка войск КСпН станет еще более интенсивной. Так, однако, говорят все и всегда.
- Согласен. Поэтому вместо общих фраз в подтверждение сказанного приведу лишь один характерный пример из последних. В конце марта на полигоне Ладога мы провели совместное летно-тактическое учение, в котором приняли участие силы четырех истребительных авиационных полков, которыми командуют полковники Валерий Кныш, Константин Шатайло, Лев Спевак и Олег Лашкевич. В ходе этого учения пилоты на самолетах МиГ-31, Су-27 и МиГ-29 в течение нескольких суток, причем как днем, так и ночью, поражали управляемыми ракетами воздушные, надводные и наземные цели. При этом 46 летчиков выполняли подобные стрельбы впервые. Результат - в ходе этого интенсивного учения мы за относительно небольшой промежуток времени подготовили к несению боевого дежурства и боевому применению значительное количество летчиков, штурманов и офицеров боевого управления.
Скажу еще и о том, что в этом году мы значительно увеличили количество совместных учений армейской авиации с частями и подразделениями Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Ну и конечно же готовимся к ряду тактических учений с боевой стрельбой, которые как всегда проведем летом и осенью на полигоне Ашулук. Главным же мероприятием боевой подготовки как противовоздушной, так и ударной составляющей войск КСпН будет проводимое там же, на Ашулуке, двустороннее тактическое учение, во время которого частям 16-й воздушной армии будут противостоять части 32-го корпуса ПВО.
Чтобы создать во время этого мероприятия максимально приближенную к боевой обстановку, заставим группировку ПВО работать в сложнейшей помеховой обстановке, сопоставимой с той, которая существовала во время считающейся классикой подавления системы ПВО операции 'Буря в пустыне', проведенной в 1991 году союзниками по НАТО против Ирака. Для этого привлечем постановщик помех самолет Ан-12 и вертолеты радиоэлектронной борьбы Ми-8СМТ.
Управление всеми средствами поражения, как и во время отражения реального налета противника, будет осуществляться только в автоматизированном режиме, ну а работа радиотехнической составляющей будет сопровождаться выдвижением на угрожаемое направление маневренных радиолокационных взводов. По каналам специальной связи вся информация о противнике будет стекаться на КП радиотехнического полка и передаваться на КП корпуса. Откуда командир корпуса будет в автоматизированном режиме управлять стрельбой всех имеющихся в его распоряжении средств поражения.
Особо отмечу, что впервые в подобных маневрах примут участие боевые расчеты подмосковного зенитного ракетного полка, несущие опытное боевое дежурство на новой зенитной ракетной системе
С-400. Для чего передислоцируем железнодорожным транспортом на полигон этот новый зенитный ракетный комплекс.
Ну а после того, как отыграем это учение, и авиация, и зенитные ракетные войска выполнят традиционные учебно-боевые стрельбы по воздушным мишеням.
- А что первым приходит на ум, если говорить о проблемах боевой подготовки?
- Проведение боевых стрельб, моделирующих реальное боевое применение истребительной авиации, катастрофически затрудняют ограниченные возможности мишенной обстановки. Можно ли подготовить летчика-истребителя, лишив или почти лишив его практики стрельб по маневрирующим целям, думаю, понятно и неспециалисту. Однако именно маневрирующих мишеней нам уже который год не хватает. Таких, например, как небольшой радиоуправляемый, способный по команде с земли менять траекторию движения самолет Ла-17.
Чтобы хоть как-то выйти из положения, используем для отработки стрельбы по 'маневрирующим целям' представляющие собой небольшие ракеты мишени 'Стриж' и 'Бекас'. Однако, из-за того что эти ракеты могут находиться в зоне поражения очень короткий промежуток времени, нам приходится не истребитель наводить на цель, как это будет в реальной боевой обстановке, а цель наводить на идущий заданным курсом истребитель. Проще говоря, мишень запускается только тогда, когда самолет уже лег на боевой курс, летчик приготовился к атаке и ждет, когда в его секторе видимости в заданное время появится цель. Ну, разве это боевая работа? Впрочем, даже и таких мишеней все время почему-то не хватает. Дефицитом стали даже парашютные мишени типа ПМ-6. Поэтому для организации воздушных стрельб авиации не только мы, но и другие объединения ВВС и ПВО нередко используют... спускающиеся на небольших парашютиках осветительные бомбы. Можно ли, стреляя по подобным мишеням, подготовить наших летчиков к воздушным боям, думаю, опять же понятно и обывателю.
Чтобы хоть как-то решить проблему, главнокомандующим Военно-воздушными силами генерал-полковником Александром Зелиным принято решение использовать в качестве управляемых мишеней ракеты ЗРК С-300, у которых заканчиваются установленные сроки эксплуатации. Однако для их доработки под мишени для истребительной авиации тоже потребуется некоторое финансирование. Очень надеемся, что Главное управление боевой подготовки поможет нам решить эту проблему в кратчайшие сроки.
Другой проблемный вопрос - недостаток учебных авиационных боеприпасов. Пока он не решен, и штурмовикам, и бомберам, подыгрывая мотострелкам и десантниками на их тактических батальонных и полковых учениях, приходится лишь имитировать боевое применение, а результат оценивать фотоконтролем.
- Чтобы поддерживать боеготовность при постоянной нехватке топлива, во многих авиачастях пилоты делятся на основной боевой расчет и нелетающих летчиков. Правильно ли поддерживать летные навыки одних пилотов за счет их утраты другими?
- А вот эта проблема в прошлом! Усилиями министра обороны Анатолия Эдуардовича Сердюкова лимиты выделяемого на боевую подготовку ВВС топлива в этом году по отношению к предыдущему году увеличены более чем в полтора раза. Поэтому и авиационного топлива, и других горюче-смазочных материалов теперь хватает! И такое, действительно многие годы убивавшее сам дух авиации, явление, как деление летчиков полка на 'основной боевой расчет' и временно не летающих летчиков, к счастью, кануло в Лету. Летают сегодня все. Причем подготовке молодых пилотов решением министра обороны и главкома ВВС сегодня в отличие от прошлых лет уделяется, напротив, даже повышенное внимание. Так, например, если средний планируемый в текущем учебном году налет летчика наших ВВС желательно довести до 55 часов, то налет молодого пилота по указанию главкома должен достичь и вовсе фантастического по меркам прошлых лет показателя в 60 часов!
Более того, благодаря принятому министром обороны решению по увеличению лимитов топлива впервые за долгие годы мы можем уделить должное внимание групповой подготовке летного состава для выполнения ими задач в составе пары, звена, эскадрильи и даже полка. В настоящее время как раз проводятся соответствующие сборы с пилотами истребительной авиации на самолетах МиГ-31, Су-27 и МиГ-29, бомбардировочной, разведывательной - на Су-24М и Су-24МР и армейской авиации на всех типах вертолетов.
Все молодые летчики - выпускники 2006-2007 г., проходящие службу в авиационных частях объединения, в этом году самостоятельно поднялись в воздух. И даже уже осваивают боевое слаживание. Отмечу, что еще два года назад о подобных темпах летной подготовки можно было только мечтать.
Продолжая тему налета, не могу не отметить, что на первый план теперь вышла другая проблема - недостаточное финансирование восстановления авиационной техники. Именно по этой причине значительное количество самолетов каждого полка мы не можем поднять в воздух и задействовать в боевой подготовке.
- На какую же новую и модернизированную технику может рассчитывать объединение в рамках Государственной программы перевооружения
2007-2015 гг.?
- До 2010 года мы планируем получить новые фронтовые бомбардировщики Су-34. Существенно повысят боевой потенциал войск КСпН и ожидаемые глубоко модернизированные истребители Су-27СМ и фронтовые истребители МиГ-29. Летом прошлого года на исследовательское боевое дежурство заступили первый дивизион и командный пункт, оснащенные новой зенитной ракетной системой С-400 'Триумф'. Возможности полка по поражению воздушных объектов противника сразу возросли в два раза. И, как неоднократно говорил главком ВВС, в этом году мы ожидаем и второй дивизион 'Триумфа'. До 2015 года мы еще несколько подразделений вооружим новой системой.
Скажу больше - войска противовоздушной обороны обретают поистине вторую жизнь. Мы поняли это, когда Анатолий Эдуардович Сердюков в конце ноября прошлого года посетил командный пункт войск Командования специального назначения. Кстати, последним министром обороны, спускавшимся до этого в наш бункер, тем самым показывая нашу значимость, был Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов. И было это аж в 1988 году.
Во время посещения командного пункта министром обороны я доложил Анатолию Эдуардовичу положение дел в объединении и представил разработанную нами Программу развития войск КСпН. Ее суть в том, чтобы поднять эффективность противовоздушной обороны Москвы и Центрального промышленного района, увеличить потенциал армейской, штурмовой и бомбардировочной авиации. И, конечно, решить социальные вопросы военнослужащих и проблему военных городков объединения - строительство нового жилья, капитальный и текущий ремонт служебного фонда.
Министр программу одобрил, а затем ее поддержал и Президент России. Владимир Путин приказал нашу программу включить в план развития Вооруженных Сил. В итоге средства для развития наших войск определены. Сейчас программа проходит утверждение в правительстве.
Признаюсь честно, очень хочется не только сохранить боевой состав объединения, но и увеличить число полков постоянной готовности. Если все получится так, как мы задумали, это будет настоящий прорыв, которого мы ждали почти двадцать лет.
- Эта программа коснется только вооружения или социальный аспект в ней будет также учтен?
- Программа предусматривает параллельное финансирование и того и другого. Четыре года назад мы приняли решение, которое поддержали и главком ВВС, и министр обороны - из 36 построенных еще пленными немцами и буквально разваливающихся от старости городков сделать 15 базовыми, оснастив их соответствующей современным требованиям жилищной и прочей инфраструктурой.
Однако из-за проблем с финансированием в настоящий момент функционирует лишь два таких городка - в Клину и подмосковных Часцах. Применительно к первому оборудованы боевые позиции, построены казармы, личный состав размещенных там зенитных ракетных полков полностью обеспечен жильем. В Часцах пока проживают только военнослужащие. В этом году планируем построить два жилых дома. Тогда и переселим семьи, которые пока проживают на прежних местах дислокации. При этом обустройство этих городков происходило только за счет собственных средств КСпН, отсюда и крайне ограниченные возможности. Теперь же, когда решение наших проблем попало под личный контроль министра, будем строить гораздо быстрее.
- Сейчас в этом действительно можно не сомневаться. Спасибо за интервью и позвольте поздравить с праздником.
- Я тоже, пользуясь случаем, хочу поздравить с праздником всех военнослужащих и ветеранов Командования специального назначения. В 1997 году Войска ПВО страны влились в новый единый вид Вооруженных Сил, считаю, что и праздники у нас теперь общие.
Счастья вам, дорогие друзья, здоровья и терпения. Уверен, в скором времени все станет на свои места!