Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виталий Волович:
Теперь могу раскрыть секретный код Гагарина


11 апреля 2008 года Ирина Власова, GZT.ru


12 апреля 1961 года подполковник медицинской службы Виталий Волович провел первый послеполетный медосмотр Юрия Гагарина. С момента зарождения космонавтики он занимался проблемами жизнеобеспечения летчиков. Основываясь на собственном арктическом опыте, в 1960 году организовал группу врачей-парашютистов, которая затем встречала на Земле космонавтов Гагарина, Титова, Николаева, Быковского. В канун Дня космонавтики Виталий Волович дал интервью обозревателю "Газеты" Ирине Власовой.

Виталий Волович
Виталий Волович родился в 1923 году. Выпускник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в Ленинграде. Участник Великой Отечественной войны. Доктор медицинских наук, академик Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, член Российского географического общества, почетный полярник, член Клуба исследователей (США), член Союза журналистов РФ. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За победу над фашистской Германией", За оборону Ленинграда", пятью медалями Федерации космонавтики России за обеспечение подготовки космонавтов и др. Автор 15 монографий, 250 научных работ, учебников и пособий, использующихся, в частности, для ГО и ЧС.

 Виталий Георгиевич, что вас привело к работе с космонавтами?
- Арктика. Если бы не было в моей жизни Арктики, не было бы и космоса. Я закончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде, на комиссии по распределению попросил направить меня в десантные войска: романтика покорила. Так я попал в маленький городок Ефремов, в десантный полк. Многие события моей дальнейшей жизни определила встреча с врачом Павлом Бурениным, прыгнувшим с парашютом на остров Бунге для оказания медпомощи зимовщику. В марте 1949 года я был направлен в распоряжение 'Главсевморпути' врачом-парашютистом для участия в высокоширотной воздушной экспедиции 'Север-4' на случай аварии экспедиционного самолета. Все обошлось без летных происшествий. А 9 мая 1949 года мы с начальником парашютно-десантной службы Андреем Медведевым получили задание прыгать на Северный полюс. Никто и никогда не выполнял таких прыжков. Мы не знали, как там выбирать площадку, что там видно, а чего нет, можно ли прыгать в тяжелом полярном снаряжении, как поведет себя парашют. Это был мой 75-й прыжок.
 
- И что вас больше всего поразило?
- Больше всего впечатлил сам прыжок. Ведь это был первый такой. Вы думаете, Гагарин в первом полете в космос что-то соображал? Это же был первый опыт. После посадки Гагарина вертолетом доставили в город Энгельс, и вскоре на борту самолета Ил-14 по пути в Куйбышев я провел его первый послеполетный медосмотр. Результаты были настолько поразительны, что я даже пошутил: 'А может быть, ты и не летал в космос?' Он усмехнулся: 'Может, и на самом деле не летал'. Все развеселились. Никакого ощущения совершенного им великого подвига сначала не было ни у кого, в том числе и у него самого. Это потом уже все осознали, что произошло.
До его полета в космос некоторые ученые даже предполагали, что он может сойти с ума, и сомневались, сможет ли он в случае отказа автоматики взять на себя ручное управление. Для проверки этого в систему встроили код, который можно было набрать только по команде с Земли. Код хотели скрыть от Гагарина. Однако сразу три руководителя полета, в том числе и Королев, потихоньку этот код Гагарину все-таки сообщили. Могу и вам теперь сообщить: 125. К счастью, воспользоваться им Гагарину не пришлось. Опасения оказались излишними. Юрий после полета был совершенно нормален, и никаких признаков психического и других расстройств у него не было. Для меня же он был просто Юра Гагарин, которого мы тренировали в бассейне, рассказывали ему, как надо выживать, если он в тайгу попадет или приводнится.
 
- Как он себя чувствовал после полета?
- Чувствовал себя он неплохо, был вполне здоров. Рассказывал нам про свои ощущения, что видел, как происходит разделение дня и ночи, как капли у него перед лицом летали, полон идей был, шутил, веселился, но чувствовалось в нем и колоссальное психическое напряжение.
 
- А каким было здоровье у других космонавтов первого состава?
- По состоянию здоровья космонавты первого отряда были достаточно ровными. Шел отбор по всей стране, сначала отобрали 2 тысячи человек, потом из них 220. Тогда сами врачи не очень-то знали, что надо оценивать. Долгое время наш НИИ авиационной медицины развивал только авиационную тему. В конце 1940-х годов быстро развилось ракетостроение. И тогда же всего четыре специалиста в обстановке страшной секретности начали готовить к запуску в космос сначала мелких животных, потом собак. Потом стали работать с будущими космонавтами.
 
- Не разошлась ли впоследствии теория с практикой?
- Космическая медицина вышла из авиационной. Многие параметры были такими же: перегрузки, кислородная недостаточность, кратковременная невесомость, ограничение подвижности и различные другие опасности. Эти параметры будущих полетов были врачам известны, но многого ученые и врачи еще не знали, ряд опасностей смоделировать на земле было невозможно. Конечно, мы помещали будущих космонавтов в барокамеры, в термокамеры, в полную темноту и беззвучие, но это была только часть испытаний.
 
- Кто из них переносил эксперименты лучше, кто хуже?
- По прошествии стольких лет трудно говорить о том, что один лучше прыгал, а этот лучше бегал.
Выбор космонавтов был практически из равных, просто кому-то судьба благоволила больше. С кем-то я чаще встречался, конкретно моя лаборатория обучала их выживанию в случае нештатного приземления. Но до приземления Леонова и Беляева к вопросу этому относились с прохладцей, понимали, что все может случиться, но вероятность нештатной ситуации оценивалась как невысокая. Позже к этому стали относиться серьезнее.
 
- С чем были связаны неприятности Леонова и Беляева? С их здоровьем?
- Нет. Неприятности их были связаны с тем, что происходили отказы в системах ориентирования корабля. И при полете Титова, и при полете Гагарина тоже были технические нештатные ситуации, они были связаны с замедленным отделением приборного отсека, и шансы за и против были у этих космонавтов практически 50 на 50.
 
- Писали, что Герман Титов плохо перенес полет, что кровь хлестала отовсюду.
- Это пишет тот, кто ничего в этом не понимает. Человек совершил 14 витков в невесомости. Двое суток летал. Это были последствия длительного пребывания в невесомости, к которым тогда еще не умели готовить космонавта. Перегрузки мы и на земле могли создать, а невесомость - только на десятки секунд. Когда полетели во второй раз Николаев и Севастьянов, их после приземления выносили на руках, они не могли даже подняться сами. Человеческий организм не был готов к многодневной невесомости. Благодаря работе специалистов такая система подготовки была разработана. Сейчас космонавты летают чуть ли не по году - и ничего, просто потребовались специальные тренировки органов и физиологических систем организма. Врачи-ученые Яздовский, Газенко, Генин и другие разработали их.
 
- Как полеты отразились на последующем здоровье космонавтов?
- Оказалось, что человеческий организм достаточно хорошо приспосабливается к самым различным условиям. У него колоссальные возможности адаптации. В обыденной жизни мы затрачиваем небольшой процент энергозапасов, который позволяет нам существовать, всего 5--7%. В экстремальных условиях известны случаи, когда летчик рвал парашютную лямку, которую в принципе нельзя порвать. Человек убегал от белого медведя в Арктике, на 20 м вверх по гладкому стволу дерева от волка забирался.
 
- Приходилось ли лечить космонавтов в полете? Болел кто-то?
- Кроме врачей, которые готовили космонавтов, еще были врачи, которые их вели. У некоторых были трудности с прохождением невесомости. Но за всю историю только однажды полет был прерван из-за болезни космонавта. Я не хотел бы называть его фамилию: человек живет и работает. Тем более что достоверно о причинах прерывания полета тогда не сообщали. Была ли болезнь связана с воздействием полета, никто не может точно сказать. Точно так же до сих пор неизвестно, есть ли какая-то прямая взаимосвязь между смертью космонавта и его предыдущим полетом.
 
- Как вы относитесь к туристическим полетам?
- Отношусь благожелательно, если это событие не выдается за подвиг, хотя понятно, что для участника это большое личное событие. Я противник экскурсий на Северный полюс с футболом и пьянками. Потом участники этих северных походов всем рассказывают про "голубые торосы". Должны быть позиции, которые не терпят фальши. Вот на Эверест они не полезут же. Так что пускай летают, если хотят, все равно это лучше, чем платить миллионы певичке, которая будет их развлекать на даче.
 
- Что такое школа выживания? Так ведь называется одна из ваших книг?
- Школа выживания - это решение проблем сохранения жизни, здоровья и работоспособности человека, оказавшегося в результате стихийного бедствия, аварии самолета, гибели судна или по другим каким-то причинам в экстремальных условиях автономного существования. Мне пришлось изучать эти вопросы в различных точках земного шара: в Арктике и пустыне, в тайге и джунглях, в горах и океане. Главное было найти методы защиты организма от всевозможных неблагоприятных воздействий, приемы оказания медицинской помощи. Это весьма полезно не только для космонавтов, но и для путешественников, летчиков, моряков. Школа выживания применима к поведению человека в любых экстремальных условиях: во время пожара, наводнения, землетрясения. К примеру, от лавы, текущей из кратера, не убежать, но надо знать, в какую сторону бежать, чтобы спастись, как загородку построить во время пожара. Везде надо уметь выживать, и в каждой ситуации есть своя методика активного спасения. Нужно занять позицию активного выживания, позицию сохранения и защиты здоровья. Для этого существует сотня вариантов. Наша лаборатория вела специальную программу по ТВ для подростков, и я знал, что эти навыки обязательно им пригодятся. Но сейчас эти знания почему-то стали не нужны. У нас главенствует идея "со мной такого быть не может". Это самоуверенность. Человеческий организм может привыкнуть к голоданию, к недостатку воды, к высоким или низким температурам, к одиночеству - ко всему. Системы организма так запланированы природой, что они могут приспособиться, но не бесконечно, перехода границы быть не может. Задача тех, кто готовит космонавта и его снаряжение, - знать, как долго он может сохранить свое здоровье при имеющихся средствах. И что он должен делать. Когда я написал книгу "Техника выживания", в школах авиационного выживания в 1984 году книга мигом разлетелась. Потом псевдовыживатели стали списывать с нее, ну бог с ними. Сейчас преподают эту науку в Звездном городке, но про мою книгу не упоминают.
 
- А что это была за история с Гагариным и фальшивым зайцем при выживании в лесу?
- До сих пор ходит такая байка. Космонавтов Бориса Волынова и Виталия Жолобова тренировали на выживаемость в лесу, причем зимой. Через несколько дней начальник Центра подготовки космонавтов Николай Кузнецов и его заместитель Юрий Гагарин решили посмотреть, как они там выживают. А они уже хвою жевали: аварийные запасы истощились. Гагарину стало жалко ребят, и он предложил подпустить им зайца, чтобы они его подстрелили и съели. Так и сделали: принесли в лес живого кролика, а тот не бежит. Наконец, космонавты кролика увидали, из пистолетов стали стрелять - и все мимо. Так и упрыгал кролик. Гагарин сильно досадовал, что не смог ребят накормить.
 
- Приходилось тяжести голода-холода самому испытывать на себе?
- Конечно, этим лаборатория и занималась.
 
- Что для вас было тяжелее всего? Холод? Жара? Голод?
- Это вопрос из серии "кто лучше - папа или мама?".
 
- А "на краю" были?
- Я был руководителем, организовывал всю систему выживания, отрабатывал виды пайков. Смотрел, как работают 12 человек вместе со мной. Проверял параметры крови, мочи, потери жидкости. В других экспериментах проверяли воздействие на организм тепловых нагрузок и смотрели, чтобы влияние это было минимальным. Но никогда нагрузки до границы не доводились, всегда была планка, через которую нельзя было переступить. К примеру, при теплонагреве происходит потеря воды в организме. Потеря веса человека не должна быть более 8--10%. Когда человек подходил к потере веса на 8,5%, этого для эксперимента было достаточно.
 
- Как вы относитесь к идее проекта "Марс-500"?
- Я не люблю заглядывать так далеко. От идеи попахивает авантюризмом, по принципу "кто вперед". При этом потребуются колоссальные затраты. Принцип "кто вперед" не должен главенствовать в науке, особенно если технологии не готовы. Эта неготовность технологий убила Комарова, убила тройку космонавтов Добровольского, Волкова, Пацаева. Не должны применяться в космосе такие технологии. Во всяком соревновании должен быть смысл. У нас есть достижения, которые необходимо поддерживать. Мне лично непонятно, почему закрыли Северный морской путь как ненужный. А ведь это самый короткий путь для военных кораблей, ракет, самолетов, подводных лодок. Хотелось бы сохранить то, что имеем. Вот мы всюду кричим, что мы первые, а в Книге рекордов Гиннесса написано, что американцы, которые прыгали на Северный полюс в 1983 году (через 30 лет после нашего прыжка), первыми прыгнули на Северный полюс. И мы это проглотили, даже не оспорили. Так теперь во всех книгах и пишут, что американцы прыгнули на Северный полюс первыми. Потом еще два подмосковных парашютиста в 2003 году прыгнули на Северный полюс и тоже почему-то кричали: "Мы первые!"
 
- Что вы можете сказать про современные исследования в вашей сфере?
- Сейчас очень мало таких исследований. Эксперименты на выживание - дорогое удовольствие. Нас в свое время на целых пять месяцев забрасывали в океан, а теперь говорят, что, дескать, можно все проверить на модели. Нет, воздействие в камере и в природе отличается, потому что не знаешь, что тебя ожидает. Ведь от поломки мотора самолета кто испугается первым? Не простой пассажир, а пассажир- летчик, который неполадку слышит. Сегодня мне такие серьезные исследования не известны, только одиночные эксперименты. Это ведь дорого. Нам тогда помогало командование ВВС, обкомы партии в республиках. Когда нужно было попасть в пустыню или в Индийский, Атлантический или Тихий океан, много помогал легендарный полярник Иван Дмитриевич Папанин.
 
- У вас есть своя версия гибели Юрия Гагарина?
- У меня есть четкое мнение: Гагарин и Серегин были нормальными летчиками на нормальном самолете, попавшем в непредвиденную ситуацию. На гибели Юрия Гагарина кто-то сейчас делает себе рекламу. Зачем эту трагедию пережевывать?
 
- Хотите ли вы написать еще какую-нибудь книгу?
- Я все собираюсь написать книгу про свою жизнь, да, похоже, уже не успею. Хотелось бы завершить работу по истории дрейфующей станции СП-2 и высокоширотных экспедиций 'Север-4' и 'Север-5'. Еще хотелось бы написать некое "путешествие по своим комнатам", про каждый уникальный предмет: у меня десятки африканских масок, с каждой связана история. Вот фото с Северного полюса. История космических полетов. Это мир, в котором я жил, побывал в разных странах, их больше 30, только в Индии был раз пять.
 
- Помните первое впечатление?
- Первый раз я попал за рубеж в Бразилию, в Рио-де-Жанейро. И просто обалдел от всего. Обалдел от многоцветья и, наверное, от сознания того, какие мы нищие. У меня ведь тогда не было даже ни одного гражданского костюма. Была форма, были ордена, которые сейчас обесценились.
 
- Вы встречаетесь с космонавтами, которые участвовали в ваших экспериментах?
- Чаще всего я встречаюсь с Павлом Поповичем, с Алексеем Леоновым. Иногда с Севастьяновым - мы оба Виталии и оба родом из Сочи. Но, знаете, почему-то люди, которые бывали вместе в трудных ситуациях, в трудных экспедициях, потом практически не встречаются. Только экспедиция "Северный полюс - 2" в 1950 году стала исключением, не знаю почему.

Памятники первым на орбите

11 и 12 апреля в честь Всемирного дня авиации и космонавтики будут открыты сразу два памятника - один в России, другой в Шотландии. В пятницу в Москве в районе стадиона "Динамо" установят бронзовый памятник собаке Лайке, запущенной 3 ноября 1957 года в космос на искусственном спутнике Земли и погибшей во время полета.

Памятник будет расположен на Петровско-Разумовской аллее рядом с Институтом военной медицины, в котором готовился космический эксперимент с участием Лайки. Двухметровый монумент представляет собой ступень космической ракеты, переходящую в человеческую ладонь, на которой находится бронзовая собака. Лайка стала первым живым существом, запущенным в космос. Она погибла во время полета через несколько часов после старта от перегрева космического спутника и стресса.

На следующий день, 12 апреля, на Оркнейских островах в Великобритании состоится открытие памятного камня, посвященного первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Монумент будет установлен в музее эпохи неолита в шотландском местечке Скара-Брэй, где размещены памятные знаки в честь знаменательных событий истории человечества.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrQza
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/, смотреть тут.
Вывоз старой мебели - смотрите на этом http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/furniture/.
Ремонт авто: https://youdo.com/auto/maintenance/collapseofconvergence/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer