- Олег Михайлович, от встречи к встрече с Вами мы поднимаем, как мне кажется, одни и те же актуальные вопросы, но каких-либо видимых предпосылок к их разрешению, пожалуй мало.
- Фонд действует всего 2 года. Это сравнительно небольшой срок, тем не менее нам удалось проделать значительный объем работ. Однако, удовлетворения результатами нет, поскольку государством предприняты далеко не все необходимые системные меры, которые Фонд от имени авиапредприятий отрасли предлагает. Почему я сразу начинаю говорить о государстве? Потому что перед лицом мировой авиационной общественности, к примеру, за безопасность полетов отвечает именно государство — член IСАО. Как правило, на ассамблеях этой авторитетной Международной организации от России присутствует высокий чиновник, зачастую сам Министр Транспорта, он голосует за предложенные рекомендации но, дальнейших адекватных реальных шагов со стороны государства почему-то нет, или они происходят с большим опозданием.
А ведь наша Гражданская авиация интегрирована в мировую транспортную систему, мы летаем в 120 стран мира и обязаны работать по мировым правилам. Это очень серьезный системный недостаток — работа с международными структурами. Есть такая организация ЕКГА, полномочный орган гражданской авиации Объединенной Европы, в нее входят 27 стран. У России представителя в ЕКГА до сих нор нет, также как нет и ежедневных рабочих контактов. А ведь у нас львиная доля перевозок в города Европы. Мы порой просто не осведомлены о нормах и правилах европейских перевозчиков — в результате наши авиакомпании попадают в «черные списки», и руководителям Росавиации и Ространснадзора приходится с трудом урегулировать проблемы.
- Редакции известно, что недавно, в сентябре Вы лично обратились к Председателю Правительства РФ. О чем шла речь в этом письме?
- В обращении к Владимиру Путину были озвучены три системные проблемы. Первая — авиастроение, а конкретней неспособность российского авиапрома в настоящее время обеспечить возрастающие потребности авиакомпаний конкурентоспособными воздушными судами. Наши перевозчики попали в безысходное положение. Авиапром 15 лет разрушался, и хотя государством наконец-то принимаются серьезные меры по его возрождению, к сожалению, и завтра, и послезавтра российские авиастроители не смогут обеспечить самолетами растущий объем авиаперевозок.
- Какой же выход предлагает Фонд?
- Раз уж попали в беду и разваленный до основания авиапром возрождается медленно, дайте возможность перевозчикам временно покупать иномарки без поборов. Выход, к сожалению, только один, вариантов нет.
На период становления «на крыло» отечественного авиастроения просто необходимы нулевые ввозные таможенные ставки и пошлины на воздушные суда иностранного производства всех типов, а также запчастей и комплектующих к ним. Это регуляторная рыночная мера. По мере же налаживания серийного производства отечественных воздушных судов можно будет легко вернуться к заградительным пошлинам.
Фонд неоднократно ставил вопрос об этом в Совете Федерации, в Госдуме, обращался к новому председателю правительства, участвует во всех конференциях, взаимодействует непосредственно с авиастроителями, с ОАК, с заводами. Правительством РФ уже принято решение об обнулении пошлин по некоторым типам воздушных судов и эту работу необходимо довести до конца.
- По итогам 2007 года 30% наших пассажиров были перевезено воздушными судами западного производства, за десять месяцев этого года их объем вырос уже до 50%. Это неприятный показатель для Российского Авиапрома.
- Да – это факт, который требует от соответствующих государственных органов озаботиться необходимыми мерами по массовому и главное качественному переучиванию экипажей на воздушные суда западного производства. Ибо как показывает практика, спонтанное введение этого серьезного дела в отсутствии государственного регулирования, приводит к тяжелым летным происшествиям.
Мало того, есть и еще один тревожный момент. Не раз приходилось слышать из уст высоких чиновников - зачем нам нужно все это запущенное хозяйство, давайте пустим западные авиакомпании на российский рынок, и все вопросы будут сняты. Это, кажущееся простейшим, решение колоссальной проблемы очень опасно. Вообще, прежде чем говорить, госчиновникам неплохо бы просчитать последствия. Нельзя даже в шутку оглашать такие мысли, потому что это конец целой отрасли. Если позволить — десятки западных авиакомпаний тут же станут в затылок друг другу. Ведь наша страна — единственная в мире с 10 ю часовыми поясами, это огромный рынок для любой авиакомпании, просто предмет вожделения. Так можно отдать небо, потом землю, наконец, потерять Россию... Я даже не допускаю эту мысль.
- Расскажите, пожалуйста, о второй системной проблеме, затронутой в письме к Владимиру Путину.
- Решение любого системного вопроса начинается с государственной организации, несущей персональную ответственность. Фонд два года бьется за создание единого полномочного органа госрегулирования гражданской авиацией. Необходимость такого Органа для всех авиаторов также очевидна, как и то, что солнце завтра взойдет на Востоке. Обращались в Совет Федерации, Госдуму, с открытым письмом к Президенту РФ, к Председателю Правительства. Явных противников и оппонентов я пока не встречал, в высоких инстанциях в принципе все согласны. Но дальше полумер, с моей точки зрения, дело так и не идет. Недавно Председатель Правительства принял решение о передаче ряда функций Ространснадзора в Росавиацию, но это мало что решает. Главное, что Росавиация не уведена от статуса Агентства, где ее важнейшая функция — оказание услуг, без надлежащей ответственности, без полномочий, без возможностей законотворчества. Ей необходимо придать статус госоргана, уполномоченного решать весь спектр авиационных вопросов: безопасность полетов, организация летной работы, поддержание летной годности воздушных судов, авиационная безопасность, подготовка кадров и т.д. И, конечно же, подчинить этот орган непосредственно Правительству Российской Федерации. Переход от «семи нянек, у которых дитя без глазу» к единому «родителю» в корне изменит государственный регулирующий климат в гражданской авиации и автоматически поставит многие вопросы на свои места.
- И как же восприняты Ваши предложения?
Письмо получено и… переслано на рассмотрение в Минтранс. Театр абсурда! В обращении подняты три вопроса: самолетостроение, регуляция цен на авиатопливо, создание единого органа госрегулирования — и ни один из них не находится в компетенции Минтранса. Топливо — в одном ведомстве, самолетостроение — абсолютно в другом, создание управленческой структуры — вообще в компетенции государства.
- То есть контора пишет, а Васька слушает, да ест?
- Я бы так не сказал. Ни одно из 20-ти профессиональных предложений, выдвинутых Фондом за два года работы, не получило отказа в высших органах власти, у тех, кто принимает решения.
По поводу предложений Фонда о создании рыночной среды на всех этапах нефтедобычи, производства и обеспечения авиационным топливом Президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение Правительству «принять самые решительные меры антимонопольного регулирования». Глава государства назвал ситуацию с авиатопливом в стране «безобразной» и заявил, что к нарушителям закона могут быть применены штрафы и другие меры, вплоть до возбуждения уголовных дел.
А в Минтрансе состоялось совещание, участники которого согласились с предложением министерства о целесообразности заключения долгосрочных прямых контрактов между авиакомпаниями и поставщиками топлива, а также разработки порядка допуска нефтяных компаний и авиаперевозчиков к инфраструктуре ТЗК в аэропортах.
- Значит, положительные сдвиги все-таки есть?
- Как видите, в чем-то есть. Мы, в частности, удовлетворены фактом, что впервые в постсоветской России в Госдуме появился Комитет по транспорту. И хотя авиационных специалистов там нет, надо отдать должное председателю Комитета Сергею Шишкареву и его заместителю Сергею Гаврилову, которые предпринимают правильные шаги. К работе привлечены профессионалы, оживился экспертный совет, членом которого я тоже являюсь. Транспортный Комитет стартовал на мой взгляд, продуктивно. Главное - не повторять ошибок прошлой Госдумы, которая попросту сдала гражданскую авиацию. Идеальный вариант — если бы в состав Комитета вошел бы пилот гражданской авиации. А пока, как нам кажется, Транспортному Комитету надо активнее брать в свои руки законотворчество: дело в том, что 40% правового поля гражданской авиации на сегодняшний день — вакуум, что совершенно недопустимо. Мы пользуемся законами несуществующего государства — СССР. В результате имеем некое упрощенчество, каждый принимает решение на уровне своего интеллекта, а он у всех руководителей разный...
Фонд постоянно держит связь с авиакомпаниями, аэропортами, другими структурами гражданской авиации. И все профессионалы обращаются к нам с одним вопросом - доколе? Доколе будет твориться структурный государственный абсурд в гражданской авиации?
Мы теряем время и это очень опасно. Мы с вами разговариваем, а в этот момент сотни самолетов с пассажирами на борту находятся в воздухе. А ведь они не должны быть заложниками системы.