вопрос: На совещании у президента России 3 декабря в числе авиакомпаний,которым будут выделяться кредиты, названа "Трансаэро". Как компания привлекает финансовые средства?
ответ: "Трансаэро" уже получила кредит от "Газпромбанка". Сейчас ведем работу по привлечению денежных средств с ВТБ и Сбербанком. У "Трансаэро" сложились хорошие отношения сотрудничества с этими банками. В нынешних условиях мы своевременно погасили ранее взятые кредиты "Альфа-Банку" и "Газпромбанку": еще раз показали, что "Трансаэро" - ответственный клиент. Поэтому финансовые структуры нам доверяют.
в: Авиакомпания "Трансаэро" только что получила второй самолет Ту-214. Редкое событие для нашей гражданской авиации. Вы продолжите приобретать российские самолеты?
о: Еще в 2005 году "Трансаэро" подписала контракт на поставку десяти самолетов Ту-214. Это - наша ответственная позиция по отношению к отечественному авиапрому. Вместе с тем, вы правы - событие, когда российская авиакомпания приобретает российский магистральный самолет, пока еще очень редкое. Свой первый Ту-214 "Трансаэро" получила полтора года назад. Для повышения конкурентоспособности этого самолета должна улучшиться система снабжения его запчастями, а межрегламентный период его технического обслуживания должен быть не меньше, чем у "Боинга" и "Эрбаса". Это очень важно для его эффективной эксплуатации, особенно в нынешних условиях. "Трансаэро" решила начать эксплуатацию второго Ту-214, осознавая весьма серьезные размеры лизинговых платежей за него. Поэтому я надеюсь, что в самое ближайшее время будут реализованы правительственные предложения увеличить до трех четвертей размер возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства. В целом же Ту-214 - самолеты хорошие. "Трансаэро" заказала для них такой интерьер, что некоторые пассажиры не верят, что они построены в России.
в: У "Трансаэро" большинство маршрутов?- зарубежные. Есть ли планы увеличивать полеты по России?
о: Такие планы у нас, конечно, есть, и мы их реализуем. В этом году "Трансаэро" начала полеты во Владивосток и Томск. Увеличиваем частоту полетов на наших дальневосточных направлениях. В декабре взлетаем в Красноярск.
в: А что мешает компании развивать полеты по России?
о: Прежде всего цена на топливо. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга она в ряде регионов практически не снижается. Например, на Чукотке, Сахалине и Камчатке она просто неадекватная и при этом с сентября не меняется. Видимо, придется обращаться за помощью в антимонопольные органы. В отдельных аэропортах, несмотря на договоренность, достигнутую на правительственном уровне, не прекращаются попытки взвинтить цены на обслуживание авиакомпаний. Самый свежий пример - о таком намерении заявил екатеринбургский аэропорт "Кольцово". Остается и проблема "особых отношений" аэропортов с авиакомпаниями. Для?"своих" - удобное время прилета и вылета, для "чужих" - расписание, которое просто отпугивает пассажира.
в: А руководство правительства и отрасли знает об этом?
о: В том-то и дело, что наверху принимаются правильные решения по поддержке отрасли. Наша авиакомпания делает все, чтобы снизить цены на билеты для пассажиров. А некоторые хозяйствующие субъекты хотят извлечь выгоду даже из имеющихся трудностей. Нельзя допустить, чтобы чья-то корысть поставила под угрозу выполнение авиакомпаниями обязательств, взятых перед пассажирами.
в: Так, где же выход?
о: Надо выполнять все принятые на государственном уровне решения. А тех, кто этому противится, - наказывать. Надо снять все препоны и допускать всех перевозчиков на маршруты. Как опасен монополизм, мы убедились летом и осенью. Когда у компаний, занимавших доминирующее положение и не пускавших на "свои" маршруты других перевозчиков, начались проблемы, тысячи людей застряли в аэропортах. Вспомните, что творилось в Красноярске или Магадане. Поэтому нужно развивать честную и равноправную конкуренцию внутри страны. Она - гарантия и от транспортных коллапсов, и от неоправданно высоких цен на билеты.
в: Вас больше волнуют вопросы развития маршрутной сети. А как же кризис?
о: Начнем с того, что результатами работы в уходящем году я довольна. "Трансаэро" в полтора раза увеличила объем перевозок. Мы уверенно занимаем второе место в России по пассажирообороту и третье место по числу перевезенных пассажиров. Компания постоянно работает с прибылью, в том числе и в последние месяцы - в октябре и ноябре. Развиваемся сами, развиваем связи с зарубежными партнерами. Недавно подписали соглашение о коммерческом сотрудничестве - так называемый "интерлайн" - с немецкой "Люфтганзой". Сейчас хотим использовать вызванное мировым финансовым кризисом некоторое сокращение международных рейсов, чтобы реализовать свои планы в России. Я считаю, что "Трансаэро" - это остров стабильности.
в: Если у других авиакомпаний вновь возникнут сложности, "Трансаэро" будет готова помочь им перевозить пассажиров
о: По-моему, в этом году "Трансаэро" занимается этим постоянно. Когда в конце лета начались проблемы у "ЭйрЮнион, "Трансаэро" первой пришла на помощь - поделилась авиационным топливом из своих резервов, перевозила пассажиров отмененных рейсов на своих самолетах. Все делали в кредит. Оплаты по нему пока ждем. Когда на днях из Бангкока не могли вылететь россияне, взявшие билеты до Москвы на рейсы иностранных компаний, "Трансаэро" первой вызвалась перевозить их на своих рейсах. Я уже в шутку называю "Трансаэро" скорой авиационно-туристической помощью.
в: Вопрос, который постоянно задают нам читатели: насколько все-таки опасно летать на самолетах?
о: Мировую статистику не обманешь, авиация - самый безопасный вид транспорта. Главное, чтобы перевозчик работал четко и ответственно. Что касается "Трансаэро", то у нас еще и надежные самолеты. В этом году парк пополнился такими уникальными для нашей гражданской авиации самолетами нового поколения, как Боинг-777 и Боинг-747-400. У "Трансаэро" прекрасные летчики - более 75% из них являются пилотами первого класса. Они каждые полгода проходят обязательную тренажерную подготовку в лучших мировых центрах. Абсолютно соблюдаются правила переучивания летчиков с типа на тип при обязательном наличии у них необходимого уровня налета. Мы получили сертификат эксплуатационной безопасности IOSA. Это значит, что вся работа "Трансаэро" в области безопасности полностью соответствует нормам Международной ассоциации воздушного транспорта. Правление "Трансаэро" приняло специальную декларацию безопасности и качества. Сейчас уже можно и даже нужно управлять процессами обеспечения безопасности полетов. В октябре наша компания организовала конференцию, посвященную этой проблеме. В ней приняли участие представители Минтранса, научных и учебных заведений, ведущих российских авиакомпаний. Убеждена, что безопасность не может и не должна быть сферой конкурентной борьбы.
в: Недавно прошла информация о том, что нетрезвый пассажир на борту самолета вашей компании учинил дебош, грозил захватом, но был нейтрализован экипажем. Что вы думаете о решении проблемы борьбы с хулиганами на борту?
о: В том случае экипаж сработал очень четко?- хулигана привязали к креслу и по прибытии в Москву сдали в милицию. В?другой стране он был бы отдан под суд. У нас же отделался штрафом 500 рублей и был отпущен. "Трансаэро" неоднократно обращалась в государственные органы с призывом усилить ответственность за противоправные действия на воздушном транспорте, утвердить список специальных средств, которые экипажи самолетов могут применять на борту для усмирения хулиганов. Но дело практически не сдвинулось. Авиакомпания "Трансаэро" за свой счет создала собственную службу сопровождения рейсов, которая позволяет нам достаточно эффективно бороться с хулиганами.
в: В связи с событиями в Таиланде "Трансаэро" сокращала полеты в эту страну?
о: С начала беспорядков в столице Таиланда наша компания не отменила ни одного рейса. В отличие от своих зарубежных коллег, "Трансаэро" не оставила в Таиланде без перевозки ни одного своего пассажира. Мы первыми начали полеты в аэропорт "Утапао". Поскольку он был перегружен, компания сделала все, чтобы минимизировать дискомфорт для пассажиров. Был арендован отдельный ангар, в котором мы организовали полный процесс регистрации на рейсы. На помощь сотрудникам нашего таиландского представительства прибыли специалисты из Москвы. Пассажирам "Трансаэро" на время ожидания рейсов предлагались вода и питание. Им предоставлялись специальные автобусы, чтобы доставлять их прямо к трапу самолета, минуя здание аэровокзала. Поскольку в курортных районах Таиланда обстановка стабильная и спокойная, мы обеспечим надежное воздушное сообщение с этой страной. Сейчас по просьбе клиентов мы увеличиваем число рейсов на Пхукет.
в: Что можно сказать о программе новогодних полетов "Трансаэро"?
о: Понимая проблемы своих партнеров-туроператоров, "Трансаэро" не только отказалась от традиционного новогоднего повышения цен, но и снизила их на свои рейсы на Бали, Мальдивы, в Египет и Таиланд. Если вы выбрали "Трансаэро", то ваши программы новогоднего отдыха будут выполнены полностью.
в: "Трансаэро" в конце октября запустила проект первого класса "Империал". Есть ли какие-то первые итоги? Не сказались ли последствия кризиса?
о: Продукт действительно уникальный. Интеграция русских традиций роскоши и самой современной технологии. Результаты радуют. Услугами "Империала" уже воспользовались более 350 человек. Мы?провели среди них опрос - 94% пассажиров сказали, что уровень сервиса и комфорта в "Империале" значительно превзошел их ожидания. Билеты на декабрь уже заказали 800 человек. Что?касается последствий кризиса, то я знаю людей, которые именно в этих условиях предпочли наш "Империал" полетам на частных самолетах.