Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Грызлов:
Конкурировать, прежде всего, по качеству продукции


07.12.08 14:22 Журнал "Авиапанорама", №5-2008


Интервью Председателя Государственной Думы, Председателя Высшего совета партии 'Единая Россия' Бориса Вячеславовича Грызлова журналу 'Авиапанорама'.

Борис Грызлов
Председатель Государственной Думы, Председатель Высшего совета партии "Единая Россия".

В 1990-е годы российский авиапром, как и вся наша экономика, находился в тяжелейшем системном кризисе. Да и сегодня ситуация еще далека от благополучной. Какое место в государственной политике сейчас занимают вопросы развития ключевых отраслей промышленности?

Одной из базовых целей «Стратегии-2020» является построение в России инновационной экономики. Авиапром – как раз та отрасль, которая входит в число наиболее инновационных. Именно здесь находят применение многие из разрабатываемых новых технологий. Конкурентоспособность страны в целом обеспечивается прежде всего лидерством в таких отраслях.

Поэтому, в отличие от упомянутых 90-х годов, когда все было отдано на откуп рынку, сегодня государство возвращается в экономику. Это выражается и в стратегическом планировании, и во внедрении механизмов государственно-частного партнерства, и в защите национальных интересов на внешних рынках, и в увеличении объемов прямых государственных инвестиций. То есть реализуется государственная промышленная политика, о которой еще десяток лет назад и говорить-то считалось неприличным. И это уже приносит результаты, в том числе и для авиационной промышленности. Конечно, еще очень много нерешенных проблем, но есть уверенность, что отечественный авиапром будет возрождаться, и Россия восстановит позиции одного из центров мирового авиастроения. С нашими российскими расстояниями наш авиапром без работы сидеть не будет.

Какие действия предпринимает законодательная власть в лице Госдумы в сфере развития российского авиапрома?

Если говорить о Государственной Думе, то еще в четвертом созыве депутаты создали экспертный совет по вопросам авиационно-космического комплекса, который активно участвовал в подготовке практически всех принципиальных государственных решений, включая проработку стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года и концепции создания Объединенной авиастроительной корпорации. Принимались поправки к федеральному бюджету, направленные на поддержку отечественных разработок и становления лизинговых компаний, на развитие двигателестроения, на поддержку экспорта российских самолетов. Скорректированы нормы законов о военно-техническом сотрудничестве, о государственном регулировании развития авиации, о госзакупках, Воздушного кодекса. И сегодня вопросы развития авиационной промышленности, совершенствования соответствующей законодательной базы стоят в числе приоритетов депутатской работы.

Государственная Дума приняла бюджет страны на ближайшие три года. Какое место в нем отведено развитию авиапрома?

Сначала скажу, что с 2005 по 2008 год включительно объем финансирования гражданского авиастроения увеличился более чем в 4 раза, и в этом большая заслуга депутатов Государственной Думы, парламентского большинства. Мы планомерно, из года в год отстаиваем интересы отечественных авиастроителей.

В рамках бюджета следующей трехлетки также планируется существенный рост финансирования гражданского авиастроения по Федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». В 2009 году предусмотрено более 19 миллиардов рублей, в 2010 году – почти 22,5 миллиарда рублей, в 2011 году – уже свыше 32 миллиардов рублей. Ежегодно по 6 миллиардов рублей выделяется Объединенной авиастроительной корпорации на реализацию проектов строительства отечественных гражданских воздушных судов. В 2009–2011 годах на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для поддержки технического перевооружения авиастроительных предприятий пойдет более 2,7 миллиардов рублей и авиадвигателестроительных предприятий – еще около 1 миллиарда рублей.

Борис Вячеславович, Вы лично неоднократно посещали предприятия авиационно-космического комплекса. Что, по Вашему мнению, требует особого внимания в деле развития отрасли?

Депутаты нашей фракции регулярно выезжают на авиапредприятия, знакомятся с ситуацией. Для партии «Единая Россия» задачи поддержки авиапрома закреплены в решениях съездов. Мы реализуем партийный проект «Авиапром», который является ярким примером того, как наши партийные проекты становятся масштабными государственными программами.   

Из последних поездок – в конце сентября этого года я был на Иркутском авиационном заводе. Отмечу, что не только в России, но и в мире есть спрос и на оборонную, и на гражданскую продукцию из Иркутска, у завода есть заказы на перспективу до 2017 года. Там создаются новые рабочие места, реализуются социальные программы. Разворачивается производство Як-130 – учебно-боевого самолета нового поколения. Иркутский авиазавод определен головным предприятием и в проекте по созданию магистрального самолета МС-21, который обещает стать самым перспективным проектом российского авиастроения.

То есть позитивные впечатления налицо. Вместе с тем, в результате посещений не только авиастроительных предприятий, но и предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, можно отметить целый комплекс проблем. Это и вопросы ведения опытно-конструкторских работ, и необходимость технической модернизации существующих мощностей, и многие другие.

При этом очевидно, что для решения всех существующих задач нужны профессиональные кадры с высоким уровнем научной и технико-технологической культуры. Нужно понимать, что подготовка высококлассного специалиста – это достаточно длительный процесс. Он требует значительных средств, современного оборудования, привлечения соответствующих преподавателей.

Поэтому сейчас в рамках курса на инновационную экономику основной упор предлагается сделать именно на формирование кадровой политики государства. Необходимо создать условия для подготовки перспективных специалистов новой формации, способных работать в современной информационно-технологической среде, восприимчивых к самым передовым инновационным технологиям, в том числе умеющих реализовать масштабные и конкурентоспособные авиастроительные проекты.

В Государственной Думе неоднократно поднимался вопрос о регулировании «малой авиации», были приняты ряд поправок в Воздушный кодекс, но все равно вопрос, от которого зависит будущее целого направления авиации, до конца не решен. Как Вам видится решение этой проблемы?

Действительно, в 2006 году был принят закон о внесении изменений в Воздушный кодекс. Он учитывал целый ряд предложений, которые в течение последних лет вносились предприятиями, организациями, владельцами воздушных судов, уточнены и введены новые важные базовые понятия. Упрощена система сертификации и регистрации сверхлегких и, частично, легких воздушных судов.

Принятый закон позволил сделать большой шаг вперед в развитии малой авиации в России. Однако сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования в этой сфере, в том числе для решения широкого круга вопросов, например, в сельском хозяйстве, в развитии бизнес-авиации, связанных с правоохранительными задачами. И в настоящее время разрабатываются соответствующие новые поправки в Воздушный кодекс.

Одной из наиболее насущных проблем является безопасность полетов. Это – из категории постоянного беспокойства. Что в обеспечении безопасности полетов Вам представляется первоочередным? 

Эта одна из самых болезненных проблем. Техническое состояние самолетов, организация движения и управление воздушным транспортом – все эти составляющие оказывают влияние на безопасность полетов. Но все-таки самой распространенной причиной аварийных ситуаций становится так называемый человеческий фактор. В мире около 70 процентов катастроф происходит по этой причине.

Недостаточно высокий уровень подготовки летного состава воздушных судов связан с целым рядом причин – устаревшая идеология обучения, отсутствие современных тренажеров. Обучаются на отечественных самолетах, а летать приходится на импортных. То есть мы видим, что здесь, как и в авиационной промышленности, проблема подготовки кадров стоит достаточно остро. 

Но, конечно, безопасность авиаперевозок должна обеспечиваться за счет комплексных действий по всем проблемным направлениям. И такой подход реализуется. В мае 2008 года Правительством утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. 1 сентября 2008 года утверждена федеральная целевая программа модернизации единой системы организации воздушного движения России, рассчитанная на семь лет и также ориентированная на задачи повышения безопасности. Аварийность должна быть снижена в 22,5 раза к 2015 году. Уверен, что эта цель будет достигнута.

В настоящее время завершается процесс создания Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК. Каково Ваше отношение к ней?

Депутаты Государственной Думы много работали над концепцией создания корпорации и продолжат осуществлять парламентский контроль за тем, как организовывается работа по восстановлению отечественного авиапрома. Многое уже сделано, что-то нет. В Объединенной авиастроительной корпорации идет процесс становления.

Подчеркну, что главные задачи, которые решаются с созданием корпораций – это концентрация ресурсов и усилий на приоритетных направлениях и возможность среднесрочного и долгосрочного планирования в отраслях. Российские авиастроительные предприятия должны конкурировать не между собой, вырывая друг у друга заказы, а с зарубежными производителями. Конкурировать, прежде всего, по качеству продукции. А те, кто выступают против отраслевого планирования, пусть поговорят с пассажирами, которые недавно были вынуждены сутками сидеть в аэропортах, ожидая рейса с билетами на руках.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBa3iw
Объявление: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/otherthings/, выбирай YouDo!
Объявление: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/time/1hour/, отзывы.
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/metal/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer