Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Корнуков:
"Сезон охоты" по-американски


17 декабря 2008 года Олег Фаличев, ВПК


Решение США о размещении на территории Польши и Чехии систем противоракетной обороны вызвало соответствующую реакцию со стороны России. Какими бы причинами ни объясняли американские стратеги это решение, оно, что ни говори, нарушает сложившийся на протяжении многих лет стратегический баланс сил в мире. Увы, США пока не внемлют разумным требованиям России. Еще несколько лет назад они в одностороннем порядке вышли и из Договора по противоракетной обороне от 1971 года, не очень-то считаются с договором о неразмещении в космосе оружия. Напрямую использовали свои космические группировки при развязывании войны в бывшей Югославии и Ираке. Все это ставит перед Россией непростые вопросы по созданию Воздушно-космической обороны. Какова здесь ситуация? По силам ли нам сегодня решить столь непростую задачу? На эти и другие вопросы в интервью "ВПК" отвечает советник генерального директора Головного системного конструкторского бюро Концерна ПВО "Алмаз-Антей" имени академика А.А. Расплетина, сопредседатель Вневедомственного экспертного совета по проблемам ВКО Анатолий Корнуков.

Анатолий Корнуков
Корнуков Анатолий Михайлович

Родился 10 января 1942 года в городе Стаханов Луганской области. После окончания летного училища в 1964 г. начал службу старшим летчиком в авиационном полку в Латвии. С 1970 г. - на Дальнем Востоке в должностях заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка, командира полка, заместителя командира корпуса ПВО по авиации, заместителя командующего авиацией армии ПВО, командира истребительной авиационной дивизии ВВС. В 1980 г. заочно окончил Военную командную академию ПВО (ныне - академия ВКО). В 1985-1986 гг. - командир истребительного авиационного корпуса ВВС Группы советских войск в Германии. С 1988 г. (после окончания Военной академии Генерального штаба) - первый заместитель командующего авиацией ПВО страны. С 1989 г. - первый заместитель командующего армией ПВО в Хабаровске, затем - командующий этой армией. С 1991 г. - командующий войсками Московского округа ПВО, с 1998 г. - главнокомандующий ВВС России. С 2002 г., после увольнения в запас, - советник генерального директора ОАО "НПО "Алмаз" (ныне - ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей") по вопросам военно-технической политики. Освоил 9 типов самолетов, налет - около 3000 часов. Генерал армии. Награжден девятью орденами, многими медалями. Кандидат военных наук, лауреат Государственной премии. Имеет двоих детей.

- Анатолий Михайлович, воздушно-космические удары США по Югославии в 1999 году ("Союзническая сила") и Ираку в 2003 году ("Шок и трепет") впервые продемонстрировали миру, что военных и политических целей в войне можно достичь без проведения наземных операций, широкого использования сухопутных войск. Означает ли это, что ход и исход сражений в войнах ХХI века будет решаться не на земле, а в воздухе? Насколько верно это утверждение?

- Большинство отечественных военных специалистов согласны с мнением, что в настоящее время средства воздушно-космического нападения (СВКН) стали играть определяющую роль в достижении целей современных войн и конфликтов. Точнее - следует иметь в виду средства воздушного нападения (крылатые ракеты, самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты), действия которых обеспечивают космические аппараты связи, управления, навигации, разведки и целеуказания.

При таком мнении не всегда учитывается, кто агрессор, кто ему противостоит, против кого направлена агрессия. И это ошибочно.

Зачастую прогнозы делаются на основе локальных войн экономически развитых государств, располагающих всем арсеналом современного вооружения, с государствами, вооруженные силы которых не способны вести ответные действия на территории агрессора, да и в обороне не сильны.

Примеры этого - военные действия США и их союзников по НАТО против Ирака, Югославии и Афганистана. Главная их особенность - в них идет одностороннее планомерное уничтожение военно-экономического потенциала заведомо слабого в военном отношении противника.

- Подобные рассуждения, видимо, неприменимы к таким странам, как Россия, Китай, Индия?

- Безусловно. Так, геостратегическое и географическое положение Российской Федерации, ее роль в мировой экономике и политике, запасы сырья и энергоресурсов, даже нынешнее состояние Вооруженных Сил позволяют утверждать, что военные действия с участием России будут иметь свои, отличные от указанных выше специфические особенности.

Это обусловлено, во-первых, тем, что Россия обладает ракетно-ядерным потенциалом, достаточным для нанесения неприемлемого ущерба любому агрессору. Во-вторых, она располагает ВВС со средствами ПВО, РКО (ПРН, ПРО и ККП), которые, хотя и с некоторыми ограничениями, способны решать задачи вскрытия начала и отражения воздушно-космического нападения. К тому же маловероятно нанесение противником гарантированного "обезоруживающего" удара с уничтожением всего ответного ракетно-ядерного потенциала страны.

Исходя из сказанного можно предположить, что не всегда и не везде ход и исход сражений в ближайшие годы будут решаться в воздухе.

- Чем, на ваш взгляд, вызвано столь упорное стремление США милитаризировать космическое пространство? Ведь обстановка может резко измениться, если космос "наденет камуфляж", то есть в космосе будет размещено оружие уничтожения.

- В локальных войнах, названных выше, космические средства применялись как обеспечивающие - вели разведку, связь, навигацию в интересах СВН. Но, понимая, что со временем борьба за энергоресурсы не утихнет, а, наоборот, примет еще более ожесточенный характер и то, что Россия будет самым неудобным оппонентом в этой борьбе, США начали активно реформировать свои Вооруженные Силы, отдавая предпочтение космическим средствам нападения.

Уже сейчас наметился ряд технологических прорывов в области создания СВКН (к 2009-2015 гг.): гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), способные действовать на скоростях от 5 до 25 махов в диапазоне высот 30-120 км, с задачей нанесения так называемого "Быстрого глобального удара"; размещение на ударных космических средствах лазерного, пучкового и кинетического оружия; создание противоспутниковых систем, воздушно-космических кораблей, гиперзвуковых крылатых ракет, стратегических ракет с планирующей головной частью и так далее.

Провозгласив однажды лозунг: "Кто владеет космосом - тот владеет миром", Пентагон наращивает усилия по милитаризации космоса. При этом не скрывается, что конечная ее цель - создание такой ситуации, в которой американские космические силы будут обладать полной свободой действий, в том числе и по нанесению ущерба противнику, а тот, наоборот, не будет иметь никакой возможности для причинения вреда США или их союзникам. Руководители космических войск ВВС США заявляют: "Говоря без затей, это американский способ ведения войны".

Для достижения своего превосходства в космосе американцы не жалеют средств. Только в 2006 году ВВС США израсходовали на различные программы по подготовке к войне с враждебными аппаратами около 57 млн. долларов. В 2008 году Пентагон приступил к экспериментальным работам, связанным с размещением ракет-перехватчиков в космическом пространстве.

Общие же расходы на космическую платформу ПРО до 2013 года предполагаются около 300 млн. долларов. Не исключено, что на такой платформе будет размещено оружие класса "космос-космос", а также "космос-земля", разрабатываемое по проекту "Звезда смерти".

В 2009 году Пентагон намерен израсходовать 750 млн. долларов на разработку и создание опытного образца боевого гиперзвукового летательного аппарата нового типа (беспилотного) по программе "Быстрый глобальный удар".

Подводя итог сказанному, следует отметить, что уже несколько лет назад ВВС США подготовили и опубликовали 176-страничный доклад, в котором рассматриваются перспективные (2010-2015 гг.) проекты военного завоевания космоса.

- Что можно противопоставить этому, образно говоря, космическому глобализму США? Какие для этого имеются силы и средства у России?

- Критически оценивая эти планы, можно многие из них подвергнуть сомнению, расценить как очередную попытку США втянуть Россию и другие страны в разорительные "звездные войны". Однако выход США из Договора по ПРО, поражение 28 февраля с.г. ракетой "Стендард-3" своего спутника-шпиона в космосе, отказ от заключения нового договора, направленного против милитаризации околоземного пространства, сигнализируют "о начале "сезона охоты" (по словам конгрессмена США Эдварда Марки).

И что в таком случае остается России, которая вместе с Китаем является инициатором нового космического соглашения? Ответ очевиден: принимать ответные меры - в том числе серьезные и безотлагательные - по созданию своей системы Воздушно-космической обороны (ВКО).

Имеющиеся в настоящее время силы и средства ВВС и ПВО, хотя и ограниченно, но способны защитить страну от ударов средств воздушного нападения (СВН). А вот эффективных и в достаточном количестве средств ВКО для отражения воздушно-космического нападения (ВКН) в России нет.

Историческая миссия России - не развязывать войны, а упреждать их, сдерживать, создавать такие условия, при которых агрессор откажется от замыслов. Действенным способом сдерживания США и их союзников от военных действий может служить система ВКО (наряду с РВСН).

Главной ее задачей явится своевременное и достоверное обеспечение органов государственного управления информацией о воздушно-космическом нападении для немедленного принятия решения на применение стратегических ядерных сил (СЯС), а также уничтожение (подавление) атакующих СВКН противника.

Создание в течение требуемого срока нового поколения вооружения ВКО проблематично в связи с ограниченными экономическими возможностями государства и развернувшимся кризисом экономики.

- Где же выход?

- Главные задачи на начальных этапах создания системы ВКО - ее правовое обеспечение, определение полномочий и ответственности органов государственной власти и должностных лиц по проблемам ВКО; назначение единого государственного органа, уполномоченного определять, контролировать и регламентировать порядок использования воздушно-космического пространства, применения оружия в целях обеспечения национальной безопасности РФ в воздушно-космической сфере; ликвидация отставания отечественной элементной базы, улучшение состояния части предприятий ОПК, работающих в интересах ВКО; развертывание единой автоматизированной системы разведки воздушного и космического пространства и управления с модернизацией существующего вооружения и последующим поэтапным перевооружением войск.

Учитывая актуальность и степень проработки вопроса, представляется целесообразным перейти к практическим делам:

- вернуться к Указу 1993 г. №1032 президента РФ или уточнить его;

- внести необходимые коррективы в Военную доктрину государства и концепцию ВКО;

- принять закон "О воздушно-космической обороне РФ";

- сформировать совет конструкторов по ВКО и назначить генерального конструктора;

- определить специальный орган по контролю и сопровождению работ по ВКО;

- обеспечить в требуемом объеме финансирование работ по ремонту и модернизации вооружения ВВС, ПВО и РКО.

Полагаю, необходимо подумать и о целевой подготовке соответствующих кадров. В этом отношении соответствующую роль могла бы сыграть Тверская академия ВКО, которая в условиях реформы сегодня включена в общий план оптимизации вузов ВС РФ, попросту расформирования.

- А какую лепту в создание системы ВКО должно внести Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО "Алмаз-Антей" имени академика А.А. Расплетина?


- Головным предприятием по разработке вооружения ВКО, как известно, определено ГСКБ "Алмаз-Антей". На мой взгляд, кооперацию смежников нужно расширить с переподчинением конструкторских бюро (или предприятий), работающих по проблемам РКО, АСУ, связи, радиолокационной и радиотехнической разведок, а также представителей от авиации.

ЗРС "Триумф" полностью отвечает задачам ПВО сейчас, а в скором будущем, с расширением боевых возможностей, - ВКО.

Эта система, безусловно, даст возможность дальнейшей разработки новых образцов зенитного ракетного оружия, которые будут иметь возможности по поражению средств, наносящих удар из космоса и через космос. Они должны быть более компактными, менее энергоемкими, более маневренными, с высокой проходимостью.

Создание таких систем возможно при слаженной и ответственной работе кооперации и при жестком контроле хода и качества разработок и изготовления.

К сказанному хотел бы добавить, что проблемы создания Воздушно-космической обороны недавно рассматривались на научно-технической конференции в Российской академии наук, посвященной 100-летию со дня рождения академика А.А. Расплетина. В ее работе принял участие целый ряд видных российских ученых. Выступая с основным докладом, генеральный директор ГСКБ "Алмаз-Антей" Игорь Ашурбейли подчеркнул, что роль ПВО, ПРО и в целом ВКО в разрешении грядущих и уже обозначенных геополитических конфликтов ХХI века будет все более возрастать. Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и его головной разработчик - ГСКБ "Алмаз-Антей" вместе с предприятиями кооперации сегодня приступили к созданию ЕС ЗРО ПВО-ПРО 5-го поколения. А сам факт проведения конференции открывает новую эпоху в развитии совместных фундаментальных и прикладных научных исследований в области Воздушно-космической обороны и вооружений следующего поколения. Что позволит приступить к полномасштабной разработке системы ВКО, включая ЕС ЗРО ПВО-ПРО, СККП, СПРН, АСУ ВКО.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfoVo
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/bumper/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer