- Анатолий Михайлович, воздушно-космические удары США по Югославии в 1999 году ("Союзническая сила") и Ираку в 2003 году ("Шок и трепет") впервые продемонстрировали миру, что военных и политических целей в войне можно достичь без проведения наземных операций, широкого использования сухопутных войск. Означает ли это, что ход и исход сражений в войнах ХХI века будет решаться не на земле, а в воздухе? Насколько верно это утверждение?
- Большинство отечественных военных специалистов согласны с мнением, что в настоящее время средства воздушно-космического нападения (СВКН) стали играть определяющую роль в достижении целей современных войн и конфликтов. Точнее - следует иметь в виду средства воздушного нападения (крылатые ракеты, самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты), действия которых обеспечивают космические аппараты связи, управления, навигации, разведки и целеуказания.
При таком мнении не всегда учитывается, кто агрессор, кто ему противостоит, против кого направлена агрессия. И это ошибочно.
Зачастую прогнозы делаются на основе локальных войн экономически развитых государств, располагающих всем арсеналом современного вооружения, с государствами, вооруженные силы которых не способны вести ответные действия на территории агрессора, да и в обороне не сильны.
Примеры этого - военные действия США и их союзников по НАТО против Ирака, Югославии и Афганистана. Главная их особенность - в них идет одностороннее планомерное уничтожение военно-экономического потенциала заведомо слабого в военном отношении противника.
- Подобные рассуждения, видимо, неприменимы к таким странам, как Россия, Китай, Индия?
- Безусловно. Так, геостратегическое и географическое положение Российской Федерации, ее роль в мировой экономике и политике, запасы сырья и энергоресурсов, даже нынешнее состояние Вооруженных Сил позволяют утверждать, что военные действия с участием России будут иметь свои, отличные от указанных выше специфические особенности.
Это обусловлено, во-первых, тем, что Россия обладает ракетно-ядерным потенциалом, достаточным для нанесения неприемлемого ущерба любому агрессору. Во-вторых, она располагает ВВС со средствами ПВО, РКО (ПРН, ПРО и ККП), которые, хотя и с некоторыми ограничениями, способны решать задачи вскрытия начала и отражения воздушно-космического нападения. К тому же маловероятно нанесение противником гарантированного "обезоруживающего" удара с уничтожением всего ответного ракетно-ядерного потенциала страны.
Исходя из сказанного можно предположить, что не всегда и не везде ход и исход сражений в ближайшие годы будут решаться в воздухе.
- Чем, на ваш взгляд, вызвано столь упорное стремление США милитаризировать космическое пространство? Ведь обстановка может резко измениться, если космос "наденет камуфляж", то есть в космосе будет размещено оружие уничтожения.
- В локальных войнах, названных выше, космические средства применялись как обеспечивающие - вели разведку, связь, навигацию в интересах СВН. Но, понимая, что со временем борьба за энергоресурсы не утихнет, а, наоборот, примет еще более ожесточенный характер и то, что Россия будет самым неудобным оппонентом в этой борьбе, США начали активно реформировать свои Вооруженные Силы, отдавая предпочтение космическим средствам нападения.
Уже сейчас наметился ряд технологических прорывов в области создания СВКН (к 2009-2015 гг.): гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), способные действовать на скоростях от 5 до 25 махов в диапазоне высот 30-120 км, с задачей нанесения так называемого "Быстрого глобального удара"; размещение на ударных космических средствах лазерного, пучкового и кинетического оружия; создание противоспутниковых систем, воздушно-космических кораблей, гиперзвуковых крылатых ракет, стратегических ракет с планирующей головной частью и так далее.
Провозгласив однажды лозунг: "Кто владеет космосом - тот владеет миром", Пентагон наращивает усилия по милитаризации космоса. При этом не скрывается, что конечная ее цель - создание такой ситуации, в которой американские космические силы будут обладать полной свободой действий, в том числе и по нанесению ущерба противнику, а тот, наоборот, не будет иметь никакой возможности для причинения вреда США или их союзникам. Руководители космических войск ВВС США заявляют: "Говоря без затей, это американский способ ведения войны".
Для достижения своего превосходства в космосе американцы не жалеют средств. Только в 2006 году ВВС США израсходовали на различные программы по подготовке к войне с враждебными аппаратами около 57 млн. долларов. В 2008 году Пентагон приступил к экспериментальным работам, связанным с размещением ракет-перехватчиков в космическом пространстве.
Общие же расходы на космическую платформу ПРО до 2013 года предполагаются около 300 млн. долларов. Не исключено, что на такой платформе будет размещено оружие класса "космос-космос", а также "космос-земля", разрабатываемое по проекту "Звезда смерти".
В 2009 году Пентагон намерен израсходовать 750 млн. долларов на разработку и создание опытного образца боевого гиперзвукового летательного аппарата нового типа (беспилотного) по программе "Быстрый глобальный удар".
Подводя итог сказанному, следует отметить, что уже несколько лет назад ВВС США подготовили и опубликовали 176-страничный доклад, в котором рассматриваются перспективные (2010-2015 гг.) проекты военного завоевания космоса.
- Что можно противопоставить этому, образно говоря, космическому глобализму США? Какие для этого имеются силы и средства у России?
- Критически оценивая эти планы, можно многие из них подвергнуть сомнению, расценить как очередную попытку США втянуть Россию и другие страны в разорительные "звездные войны". Однако выход США из Договора по ПРО, поражение 28 февраля с.г. ракетой "Стендард-3" своего спутника-шпиона в космосе, отказ от заключения нового договора, направленного против милитаризации околоземного пространства, сигнализируют "о начале "сезона охоты" (по словам конгрессмена США Эдварда Марки).
И что в таком случае остается России, которая вместе с Китаем является инициатором нового космического соглашения? Ответ очевиден: принимать ответные меры - в том числе серьезные и безотлагательные - по созданию своей системы Воздушно-космической обороны (ВКО).
Имеющиеся в настоящее время силы и средства ВВС и ПВО, хотя и ограниченно, но способны защитить страну от ударов средств воздушного нападения (СВН). А вот эффективных и в достаточном количестве средств ВКО для отражения воздушно-космического нападения (ВКН) в России нет.
Историческая миссия России - не развязывать войны, а упреждать их, сдерживать, создавать такие условия, при которых агрессор откажется от замыслов. Действенным способом сдерживания США и их союзников от военных действий может служить система ВКО (наряду с РВСН).
Главной ее задачей явится своевременное и достоверное обеспечение органов государственного управления информацией о воздушно-космическом нападении для немедленного принятия решения на применение стратегических ядерных сил (СЯС), а также уничтожение (подавление) атакующих СВКН противника.
Создание в течение требуемого срока нового поколения вооружения ВКО проблематично в связи с ограниченными экономическими возможностями государства и развернувшимся кризисом экономики.
- Где же выход?
- Главные задачи на начальных этапах создания системы ВКО - ее правовое обеспечение, определение полномочий и ответственности органов государственной власти и должностных лиц по проблемам ВКО; назначение единого государственного органа, уполномоченного определять, контролировать и регламентировать порядок использования воздушно-космического пространства, применения оружия в целях обеспечения национальной безопасности РФ в воздушно-космической сфере; ликвидация отставания отечественной элементной базы, улучшение состояния части предприятий ОПК, работающих в интересах ВКО; развертывание единой автоматизированной системы разведки воздушного и космического пространства и управления с модернизацией существующего вооружения и последующим поэтапным перевооружением войск.
Учитывая актуальность и степень проработки вопроса, представляется целесообразным перейти к практическим делам:
- вернуться к Указу 1993 г. №1032 президента РФ или уточнить его;
- внести необходимые коррективы в Военную доктрину государства и концепцию ВКО;
- принять закон "О воздушно-космической обороне РФ";
- сформировать совет конструкторов по ВКО и назначить генерального конструктора;
- определить специальный орган по контролю и сопровождению работ по ВКО;
- обеспечить в требуемом объеме финансирование работ по ремонту и модернизации вооружения ВВС, ПВО и РКО.
Полагаю, необходимо подумать и о целевой подготовке соответствующих кадров. В этом отношении соответствующую роль могла бы сыграть Тверская академия ВКО, которая в условиях реформы сегодня включена в общий план оптимизации вузов ВС РФ, попросту расформирования.
- А какую лепту в создание системы ВКО должно внести Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО "Алмаз-Антей" имени академика А.А. Расплетина?
- Головным предприятием по разработке вооружения ВКО, как известно, определено ГСКБ "Алмаз-Антей". На мой взгляд, кооперацию смежников нужно расширить с переподчинением конструкторских бюро (или предприятий), работающих по проблемам РКО, АСУ, связи, радиолокационной и радиотехнической разведок, а также представителей от авиации.
ЗРС "Триумф" полностью отвечает задачам ПВО сейчас, а в скором будущем, с расширением боевых возможностей, - ВКО.
Эта система, безусловно, даст возможность дальнейшей разработки новых образцов зенитного ракетного оружия, которые будут иметь возможности по поражению средств, наносящих удар из космоса и через космос. Они должны быть более компактными, менее энергоемкими, более маневренными, с высокой проходимостью.
Создание таких систем возможно при слаженной и ответственной работе кооперации и при жестком контроле хода и качества разработок и изготовления.
К сказанному хотел бы добавить, что проблемы создания Воздушно-космической обороны недавно рассматривались на научно-технической конференции в Российской академии наук, посвященной 100-летию со дня рождения академика А.А. Расплетина. В ее работе принял участие целый ряд видных российских ученых. Выступая с основным докладом, генеральный директор ГСКБ "Алмаз-Антей" Игорь Ашурбейли подчеркнул, что роль ПВО, ПРО и в целом ВКО в разрешении грядущих и уже обозначенных геополитических конфликтов ХХI века будет все более возрастать. Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и его головной разработчик - ГСКБ "Алмаз-Антей" вместе с предприятиями кооперации сегодня приступили к созданию ЕС ЗРО ПВО-ПРО 5-го поколения. А сам факт проведения конференции открывает новую эпоху в развитии совместных фундаментальных и прикладных научных исследований в области Воздушно-космической обороны и вооружений следующего поколения. Что позволит приступить к полномасштабной разработке системы ВКО, включая ЕС ЗРО ПВО-ПРО, СККП, СПРН, АСУ ВКО.