– Вячеслав Карлович, явилось ли заявление главы HAL об истребителе 5-го поколения неожиданным для российской стороны и чем, по-вашему, оно было обусловлено?
– В октябре минувшего года подписано российско-индийское межправительственное соглашение о совместной разработке многофункционального истребителя пятого поколения. Это первый в практике российско-индийского военно-технического сотрудничества совместный проект по созданию самых современных образцов вооружения.
Министерство обороны Индии утвердило тактико-техническое задание на истребитель пятого поколения для индийских ВВС. Так как условия боевого применения и эксплуатации самолетов в России и Индии разные, то, естественно, российская и индийская версии самолетов будут несколько отличаться друг от друга. Это вполне нормальное явление.
Однако все эти версии будут основываться на базовой модели, к совместной разработке которой сейчас приступают наши страны. В настоящее время российские и индийские специалисты ведут работу по согласованию перечня работ и проекта генерального контракта в целях его подписания в ближайшие месяцы.
– В прошлом году были изменены сроки выполнения контракта на поставку авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», были различные сообщения и реакции индийской стороны. В мае с.г. стало известно о варианте использования для него многоцелевых истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет». А недавно Минобороны Индии утвердило план по закупке дополнительной партии палубных истребителей МиГ-29К. Хотелось бы уточнить ситуацию в отношении крейсера «Адмирал Горшков» и истребителей для него.
– Контракт по модернизации и переоборудованию авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в интересах ВМС Индии был заключен в 2004 году. Данный проект является уникальным по своей сложности и объёму. Многие конструкторские и технологические решения, принятые в ходе выполнения работ, не имеют аналогов в практике мирового судостроения. Это привело к необходимости выполнения большого объёма дополнительных работ, не предусмотренных ранее подписанным контрактом, и, соответственно, к корректировке графика работ и стоимости переоборудования корабля. Негативную роль в этом долгосрочном проекте сыграла и неблагоприятная ситуация на мировых финансовых рынках.
Российская сторона предпринимает необходимые меры по исправлению сложившейся ситуации. Следует также отметить, что наши индийские коллеги с пониманием относятся к сложившейся трудной ситуации.
В настоящее время подготовлен перечень требуемых дополнительных работ, который находится на рассмотрении Правительства Республики Индии и стороны в ближайшее время продолжат переговоры по корректировке графика работ и стоимости переоборудования корабля.
Контракт на поставку палубных истребителей МиГ-29К выполняется в соответствии с графиком.
– Около года назад было подписано межправительственное соглашение о совместной разработке многоцелевого транспортного самолета. В течение длительного времени СМИ сообщали противоречивую информацию об этом проекте. Не могли бы Вы внести ясность в этот вопрос, и какова нынешняя ситуация с этим проектом?
– Российско-индийский проект по совместной разработке многоцелевого транспортного самолета, так же как и совместный проект по созданию истребителя пятого поколения является новым более высоким уровнем российско-индийских отношений в области военно-технического сотрудничества. Работа по реализации соглашения о совместной разработке многоцелевого транспортного самолета не имеет аналогов и многие вопросы приходится решать впервые.
Соглашением предусмотрено создание совместного предприятия, которое будет заниматься данным проектом. В настоящее время проводится работа по его созданию.
– Один из наиболее впечатляющих стендов в экспозиции Первого международного салона AEROSPASE 2008 был представлен компанией «БраМос». Каковы реальные перспективы создания версии ракеты с воздушным стартом?
– Как уже ранее неоднократно сообщалось, проект «БраМос» является одним из самых успешных совместных проектов российско-индийского военно-технического сотрудничества. Созданный совместным предприятием противокорабельный ракетный комплекс «БраМос» принят на вооружение индийскими вооруженными силами, и начато его крупносерийное производство.
Любой вид вооружения предполагает работу по его дальнейшему совершенствованию, и проект «БраМос» – не исключение. Стороны уже определили технические и функциональные параметры такой работы.
Для создания версии ракеты с воздушным стартом необходимо проведение отдельной опытно-конструкторской работы. Российские специалисты считают это вполне возможным и готовы к такому сотрудничеству.
– К российскому вооружению и военной технике проявляется интерес и в других регионах мира. Что Вы можете рассказать о результатах недавнего заседания российско-индонезийской комиссии по ВТС в Джакарте?
– В 2005 году создана и успешно функционирует Российско-Индонезийская межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству.
В августе 2008 года в Джакарте проведено очередное, четвертое заседание этого рабочего органа, в котором приняла участие российская делегация в составе представителей ФСВТС России, Минобороны России, ФГУП «Рособоронэкспорт» и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Стороны в дружеской обстановке подвели итоги военно-технического сотрудничества между Россией и Индонезией за период, прошедший после третьего заседания, рассмотрели текущие вопросы совместной работы в области ВТС, а также обсудили возможные перспективы его дальнейшего развития.
По итогам заседания комиссии были подписаны рабочий протокол, а также положение о российско-индонезийской рабочей группе по передаче технологий и предпродажному обслуживанию поставляемой в Индонезию российской военной техники.
По-прежнему основной темой двустороннего сотрудничества в военно-технической области является реализация межправительственного Соглашения о предоставлении Индонезии государственного кредита для финансирования контрактов на поставку продукции военного назначения. Пятое заседание запланировано провести летом 2009 года в Москве.