Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Шахсуваров:
Капитан Борисполя


13 октября 2008 года Ольга Василевская, "Дело"


Новый генеральный директор 'Борисполя' Борис Шахсуваров рассказал о кадровых перестановках в главном аэропорту страны и о стремлении уладить многолетний конфликт с компанией 'Аэросвит'.

Борис Шахсуваров
Шахсуваров Борис РафаиловиЧ

Родился в 1947 году в с. Перимбел (Ярдимлинский район, Азербайджан).
1970 год - окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации.
1993-1994 годы - директор по функционированию МА 'Борисполь'.
1994-1999 годы - первый замгендиректора МА 'Борисполь'.
С января по сентябрь 2000 года - вице-президент Государственной авиакомпании 'Авиалинии Украины' (Киев).
2000-2001 годы - первый замгендиректора авиакомпании 'АэроСвит' по переводу.
С ноября 2001 по июль 2008 года - директор группы управляющих директоров 'Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед' (представительство в России).
С сентября 2008 года - гендиректор ГП МА 'Борисполь'.

Что такое 'Борисполь'?
'Международный аэропорт 'Борисполь' - крупнейший в стране, имеет две взлетно-посадочные полосы, три пассажирских терминала и почтово-грузовой комплекс. В 2007 году обслужил 5,67 млн. пассажиров, выручка - 524,4 млн. грн., чистая прибыль - 96,3 млн. грн.

Компания, в которой работал Шахсуваров

В группу 'Ист Лайн' входят более 10 предприятий, базирующихся в основном в аэропорту 'Домодедово', в том числе:

Аэровокзальный комплекс 'Домодедово';
Аэродромный комплекс 'Домодедово';
Авиационно-техническая база 'Домодедово';
Топливно-заправочный комплекс;
Грузовой комплекс;
Фабрика бортового питания;
Гостиничный комплекс 'Домодедово Аэротель';
Агентство воздушных сообщений 'Ист Лайн'.

Борис Рафаилович, за последние пять лет вы - седьмой руководитель аэропорта. В каком состоянии вы получили в управление 'Борисполь'?

Я не хотел бы давать оценки своим предшественникам. Надо воспринимать ситуацию так, как она есть. Одним из положительных факторов развития является то, что за последнее время очень интенсивно росли объемы перевозок. Прирост в этом году составил порядка 24% по сравнению с 2007 годом, а показатель вылетов самолетов из аэропорта увеличился на 15%. Это хорошо влияет на доходы аэропорта и прибыль. С другой стороны, пока не созданы условия для дальнейшего роста. Не увеличиваются площади аэровокзала, грузового терминала, стоянок воздушных судов. За три года мало что было сделано, и это при том, что пассажиропоток рос огромными темпами. К концу года мы ожидаем, что он составит 6,7 миллиона в год.

Существующий терминал В исчерпал все свои резервы, а терминал D до сих пор не построен. Конечно, мы продолжаем расширять 'галерею' терминала В в средней зоне, попытаемся расширить на 10-15% зону регистрации, но стесненность будет сохраняться. Зона встречающих очень тесная и неудобная. Это вообще не соответствует никаким нормам.

Строительство терминала D займет не меньше 2,5 года. К примеру, терминал №5 в аэропорту Хитроу строился 10 (!) лет. У нас этого времени нет. Мы и так упустили столько лет! Нам срочно нужно ликвидировать разрыв между пассажиропотоком и площадями.

Хватит ли средств, выделенных японским правительством по программе международного сотрудничества, на строительство терминала D?

На тот момент, когда кредит был выделен, суммы хватило бы на строительство более 60% терминала. Но за эти годы выросли цены на материалы, строительные услуги. Вместе с тем, мы не отказались от кредита, поскольку его условия достаточно выгодны для нас. Это не столько кредит, сколько помощь Японии Украине. Его условия настолько щадящие, что это просто подарок! Что такое 1,5% на 30 лет с отсрочкой платежа в 10 лет?! Однако на определенном этапе возникнет вопрос дополнительного кредитования, ведь не хватает 1/3 от общей стоимости контракта. У нас хорошая кредитная история, поэтому, уверен, что в кредите нам не откажут. На сегодняшний день уже проведен тендер на реализацию проекта, была выбрана подрядная организация.

Вопрос спорных земель вокруг аэропорта, которые нужны будут для нового терминала, уже решен?

Из структуры аэропорта, согласно акту постоянного пользования, были вычленены достаточно большие участки земли, в том числе и те, которые сейчас нужны для строительства терминала D. Есть участки земли, отчужденные в пользу компании 'АэроСвит' под благовидным предлогом строительства терминала Е. Они были отчуждены вполне правильно, поскольку им тоже надо развиваться. Однако в конечном счете ничего не построили ни 'АэроСвит', ни мы. Высший хозяйственный суд вынес решение в нашу пользу, однако это решение не вступило в силу. Все это может длиться годами. От чего будут страдать и пассажиры, и авиакомпания, и 'Борисполь'.

На каком этапе находится строительство терминала D?

Сейчас мы все готовим, чтобы начать стройку. Готовится подрядчик, а мы собираем все необходимые разрешения, проходим все формальности, чтобы не было потом каких-то попыток подвергнуть сомнению правильность оформления каких-либо документов. Работы выполняет турецкая фирма Dogus. Они имеют опыт транспортного строительства в Украине и во всем мире. Кстати, мост через Днепр - тоже их работа. В общем, мы надеемся, что до конца октября начнем. Согласно договору, они должны построить терминал за 29 месяцев. Мало того, подрядчик проявил понимание и выразил готовность закончить строительство раньше срока.

Сколько пассажиров сможет оттянуть на себя будущий терминал?

Он сможет принимать около трех тысяч пассажиров в час.

Ходят разговоры о том, что он будет похож на терминал, построенный где-то во Вьетнаме.

Все терминалы строят практически по одной и той же схеме, и они могут отличаться лишь в деталях. Поэтому наш терминал будет не столь уж оригинален, за исключением того, что впервые в Украине в нем будут установлены автоматизированная система сортировки багажа и интегрированный четырехуровневый автоматизированный контроль авиационной безопасности.

Какие компании уже высказали намерения осуществлять регулярные рейсы в Украину?

Мы ожидаем, что с развитием инфраструктуры к нам потянутся компании из Северной Америки, Юго-Восточной Азии, Канады. Из лоукостеров к нам присматривается AirBerlin. Это очень мощная компания. Но назревает конфликт, ведь наши отечественные перевозчики тоже осуществляют рейсы в Германию. Свои компании надо оберегать.

Как будет развиваться аэропорт, пока будет строиться терминал?

Сейчас мы пытаемся расширить площади терминала В. Но резервов там уже нет. Также принято решение построить терминал для компаний-лоукостеров.

Если говорить о существующем грузовом терминале, сколько груза он может через себя пропустить?

Объемы растут с каждым годом. Если десять лет назад грузооборот составлял 8 тысяч тонн в год, то сейчас это 36 тысяч тонн. Начать строительство нового терминала мы не можем из-за земельного вопроса, а также из-за недостатка финансов.

А терминал Е будет строить 'АэроСвит'?

Кто будет строить - вопрос второй. То, что он будет, - факт. Если говорить об 'АэроСвите', то у нас были встречи с руководством этой компании и министром транспорта, в ходе которых обсуждались спорные моменты. Я уверен, что любая конфронтация неэффективна. Поэтому мы ищем выход из положения. У нас уже сформированы компромиссные предложения. Они находят одобрение со стороны 'АэроСвита' и позволят разрулить ситуацию так, чтобы все остались довольны. Я подчеркну, мы не ставим своей целью кого-то задавить. Я против конфликта.

'АэроСвит' вам интересен как инвестор 'Борисполя' или как базовый перевозчик?

Второе. Он не инвестор. Практика инвестирования в аэровокзал перевозчиком - ненормальная. Я разделяю позицию Григория Гуртового (один из акционеров 'АэроСвита'. - 'ДЕЛО'). Я его знаю давно, его позиция была отрицательной. Почему руководство 'АэроСвита' взялось за эту стройку, я не знаю. Конечно, у них мотив был резонный и логичный - поскольку аэропорт ничего не делает, мы займемся этим сами. Однако если посмотреть, какие участки были изъяты, вызывает сомнения истинность намерений 'АэроСвита'. Не уверен, что они были отчуждены только для строительства терминала. Это мое личное мнение.

Сейчас с ними идут переговоры:

Да. Мы сказали 'АэроСвиту', что ничего не имеем против постройки их терминала. Однако в нашей концепции предусмотрено иное его расположение. Когда будет по-строен терминал D, их терминал Е должен с ним коннектироваться.

'АэроСвит' получит для своего проекта другую территорию?

Ему нужно поменять и актуализировать свой проект, который достаточно устарел. Кроме того, руководству компании было предложено условие: коль земля была нашей, мы будем претендовать на долю в проекте компании. 'АэроСвит' не отрицает, что это желание вполне резонно. Ведь должны быть реализованы определенные принципы управления, я против того, чтобы каждый управлял своим. Итак, Винский поставил такое условие: сначала строим терминал D, потом Е. Алфавитный порядок нельзя нарушать. (Улыбается.)

А каковы будут условия использования?

Естественно, мы можем претендовать на долю дивидендов или выручки. Есть разные формы: и концессия, и совместная деятельность. Что именно будет - мы определимся в ходе переговоров. Однако сначала мы на-стаиваем на окончании судебного разбирательства, вступлении в силу решения Высшего хозяйственного суда.

Отшлифовывается финплан компании на будущий год. Какой уровень прибыли ожидается?

Мы планируем увеличение объемов дохода примерно на 30%. В 2009 году ожидаемый доход составит 834 миллиона гривен, при том, что в этом году планировалось, что доход составит 635 миллионов гривен, но эта цифра будет существенно превзойдена. Мы получим гораздо больше. Это же касается и прибыли.

Говорят, что вы сейчас занимаетесь оптимизацией структуры аэропорта, идут ротации работников:

Да, я сократил трех заместителей, их осталось шесть, разогнал патронатную службу, она не нужна. В общем, сократил 44 человека административного персонала. Я пришел, было 3777 человек, а сейчас 3700. До конца этого года мы сэкономим на оптимизации структуры порядка 900 тысяч гривен. Также перевожу часть сотрудников на сдельную оплату труда. Вот сегодня у меня прошло экспресс-собрание у грузчиков, я объяснял им, как это будет происходить. Я придерживаюсь того принципа, что если у рядового работника есть возможность получать больше, чем его начальник, пусть получает.

В 'Борисполе' не развита инфраструктура ресторанов, магазинов. Как планируется исправить эту ситуацию?

Я поставил задачу провести ревизию того, что размещено в терминалах А и В. Там много каких-то ларьков, куда каждый старается влезть. Мне ежедневно пишут письма люди, отстаивающие интересы своих дочерей, сыновей, кумовьев, с просьбой впустить торговать кофе, булочками и т.д. Сотрудники аэропорта оценят, насколько эта мелкота пользуется спросом. Если нет, мы постараемся от них избавиться.

А доход от аренды есть?

Этот доход не стоит той похабщины, которая там имеет место. А вообще, это копейки!

Разве 'Борисполь' имеет право самостоятельно давать разрешение на сдачу в аренду площадей?

Нет, в том-то и вся проблема! За каждой бумажкой надо идти в Фонд госимущества! Вот у нас подписано соглашение на полеты Air Arabia. Мне нужно дать им офис и кассу. Я не имею права самостоятельно сдать в аренду ни одного квадратного метра. А должен найти место и объявить конкурс на него! В конкурсе должны участвовать они, торгаш семечками и еще один с цветочками. И выиграет конкурс какой-то бритый черт, потому что он заплатит больше. Парадокс! Это безумие чиновников. Мало того, там же так просто не пройдешь, надо же подсластить: Зарплата руководителя госпредприятия - это талон на взятки и откаты. Это министр сказал, кстати. Но в Минфине считают, что платить большую зарплату руководителю предприятия - преступно.

Вы сторонник какого статуса аэропорта - государственного или частного?

Практика показала, что коммерческая структура более толковая. В России компания 'Ист Лайн' взяла в управление 'Домодедово' и доказала России и окрестностям, что может правильно строить бизнес.

Может быть, вы видите компанию, которая смогла бы осилить управление 'Борисполем'?

В Украине сейчас много бизнесменов, которые могут вложить в аэропорт.

Встречались ли вы с потенциальными инвесторами из России? Есть ли у них интерес к 'Борисполю'?

Нет. Лет пять назад группа компаний 'Ист Лайн' (где работал Шахсуваров. - 'ДЕЛО') имела интерес к аэропорту, но сейчас он ослаб: Даже пропал. Тогда 'Ист Лайн' хотела экспортировать свой бизнес (взять в управление) в другие аэропорты - 'Сочи', 'Красноярск', 'Борисполь'.

В 'Домодедово', где вы работали топ-менеджером, размах намного больше, чем в 'Борисполе'. Почему вы согласились перейти работать сюда?

Меня пригласил министр Иосиф Винский. Да, вы правы, мне и там было неплохо, да и отпускать меня не хотели. Я долго думал и решился.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcRvM
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/city/cottage/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer