- Владимир Ильич, каким был для НОАО 'Гидромаш' уходящий год?
- Год сложился достаточно успешно. У нас солидный портфель заказов в 1 млрд 750 млн рублей, при этом мы не стоим на месте и стараемся постоянно совершенствовать свой бизнес. Для оптимизации управления и планирования на предприятии разработан и принят к исполнению план развития до 2015 года. Этот документ предусматривает наше участие в отечественных и зарубежных авиастроительных производственных программах, новые разработки, совершенствование технологии и конструкции производимых изделий. Основная наша цель: удвоение объемов производства авиационной и гражданской продукции при сохранении численности работников. Так что достигнутый за год темп роста в 43% совпадает с тем, что мы планировали.
- Какие события года стали для предприятия наиболее значимыми?
- Безусловно, это участие в авиационно-космических салонах Ле Бурже и МАКС, где мы представляли шасси для крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124-100 'Руслан' и фронтового бомбардировщика четвертого поколения Су-34. Кроме того, на МАКСе 'Гидромаш' и немецкая фирма 'Либхерр-Аэроспейс' основали совместное предприятие для разработки и изготовления гражданского авиационного оборудования - ООО 'Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород', которое будет располагаться в пригороде Нижнего и отвечать за разработку и изготовление гидравлических компонентов, в частности, узлов гидравлических цилиндров для гражданской авиации. А также для совместного с фирмой 'Либхерр-Аэроспейс' участия в разработке и производстве шасси для самолета аэробус А-350 XWB.
Пожалуй, к числу значимых событий последнего времени я отнес бы и запуск в эксплуатацию нового обрабатывающего центра, изготовленного немецкой фирмой Droop&Rein и предназначенного для обработки крупных авиационных деталей. Аналогов этого оборудования в России пока нет.
- А как обстоят дела в возглавляемой Вами Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП)?
- Благодаря конструктивной работе с нижегородским губернатором В.П. Шанцевым, правительством и Законодательным собранием области предприятиям региона удалось многое. Мы на 27% увеличили рост объемов промышленного производства, удвоили налогооблагаемую базу, до 12% подняли долю экспортной продукции, и что самое главное, смогли до 11 тысяч рублей повысить среднюю заработную плату на предприятиях.
Кроме того, по инициативе НАПП были приняты важные для региона законодательные документы. В их числе Закон о государственной поддержке инвестиционной и инновационной деятельности предприятий, бюджетная эффективность которого составила более 1 млрд рублей, Закон о предоставлении налоговых льгот предприятиям, осуществляющим модернизацию основных средств производства, и ряд других законов.
Однако, по моему глубокому убеждению, решить все проблемы, накопившиеся у промышленников за последние 10-15 лет, в отдельно взятом регионе невозможно. Формировать промышленную политику должно государство, особенно накануне вступления России в ВТО.
- Вы, Владимир Ильич, считаете, что отечественная промышленность не готова к этому событию?
- Совершенно верно. Сегодня промышленные предприятия обрабатывающих отраслей не готовы конкурировать с западными производителями. Это связано с тем, что, мы имеем морально и материально устаревшее оборудование, у нас почти отсутствует новая востребованная мировым рынком продукция, основанная на новейших научных, технических разработках и технологиях, нет новых материалов и производственных процессов. Во многом это зависит от нашего безденежья. В 1992 году предприятия лишились оборотных средств, за годы реформ потеряли квалифицированных рабочих и инженерно-технические кадры. Одним словом, годы реформ остановили у нас развитие промышленности, в то время как на Западе она развивалась и создала основу для устоявшейся экономики, в корне отличной от нашей.
- А в чем, по-Вашему мнению, эти отличия?
- Мне как промышленнику важно, что западные производители платят более низкие налоги, на 10-15% ниже, чем мы. Имеют возможность взять банковские кредиты под 2-3% годовых, приобрести оборудование на 20-30% дешевле, так как в отличие от нас не оплачивают НДС и таможенные пошлины, плюс стабильные цены на материалы, а у нас они за последние годы выросли в 2-3 раза. В числе российских преимуществ: более дешевые энергоносители, металлы и вспомогательные материалы, рабочая сила. Это в какой-то степени компенсирует наши более тяжелые условия, но ситуация меняется и не в лучшую сторону.
- Что Вы имеете ввиду?
- Я говорю сейчас о решении Правительства довести стоимость энергоресурсов к 2011 году до мирового уровня и отказе от государственного регулирования цен на электричество. В наших климатических условиях допускать этого нельзя. Средняя температура воздуха в России значительно ниже, чем на Западе, следовательно, затраты на единицу продукции больше, как больше и затраты на выживание в холода. Повышение стоимости энергоносителей приведет к росту себестоимости продукции в наиболее энергоемких отраслях, таких как металлургия и химия. Естественно, для получения прибыли они будут вынуждены поднять цены на свою продукцию, что немедленно скажется на предприятиях обрабатывающих отраслей.
- Как должна решаться эта проблема?
- А как она может быть решена? Только приостановлением Решения Правительства РФ № 333 от 28 мая 2007 г. (протокольное решение № 42 от 30 ноября 2006 г.), так как это не соответствует проводимой президентом страны В.В. Путиным политике на переориентацию экспорта.
Я убежден, что повышать цены на энергоносители в России нельзя. Этим решением Правительство само отказывается от имеющихся у нас сегодня преимуществ и делает продукцию наших предприятий еще более неконкурентоспособной.
Поскольку газ - народное достояние и решение Правительства, о котором мы сейчас говорим, жизненно важно для нашего государства, надо бы спросить мнение народа, а не проводить это решение кабинетным обсуждением!
- Что конкретно предлагаете Вы и Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей?
- Мы считаем возможным переход нашей промышленности на мировое ценообразование энергоносителей, но только с учетом логистики, таможенных сборов и климатических факторов. Но прежде нас надо поставить в равные с западными производителями условия. А до этого нужно, во-первых, установить у нас такие же, как на Западе, налоги. Во-вторых, за счет средств стабилизационного фонда обеспечить допуск к банковским кредитам под тот же, что и за рубежом, а, может быть, и более низкий процент. В-третьих, дать возможность свободно, без пошлин приобретать оборудование. Кроме того, считаем, что средства от продажи полезных ископаемых следует направить на поощрение машиностроительного экспорта путем снижения налогов, на выпуск востребованной мировым рынком продукции (авиация, атомное машиностроение и др.), на прекращение перекрестного субсидирования по оплате электроэнергии.
- Прямо скажем, Ваши прогнозы неоптимистичны.
- У меня нет тревоги за 'Гидромаш'. Мы сохранили свое место на российском рынке, заняли свою нишу на международной арене, в достаточном объеме обеспечены заказами, ведем закупку нового оборудования. Но мы могли бы развиваться и быстрее, и активнее, если бы были обеспечены поддержкой на федеральном уровне. Вместо нее нас ждет механическое повышение цен на энергоносители, которое ни для кого не пройдет незамеченным. Больше того, многие предприятия просто-напросто не смогут продолжать свою деятельность.
По вопросу повышения цен Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей обращалась к экс-премьеру М.Е. Фрадкову, и получила отписку от МЭРТа. От автора предложения по переходу на мировые цены на энергоносители Министра промышленности и энергетики В.Б. Христенко ответа на вопрос, как быть конкурентоспособными в этих условиях, мы не получили.
Наша обрабатывающая промышленность очень нуждается в поддержке государства. Ведь очевидно, что развитая экономика невозможна без нормальной работы обрабатывающей промышленности, которая всегда была в нашей стране основой основ.