Александр Данилович, известно, что здесь дали вторую путевку в небо Алексею Маресьеву, в декабре 1944-го Шарль де Голль вручил ордена Почетного легиона врачам госпиталя, среди его пациентов наши первые космонавты: Расскажите, пожалуйста, об основных фактах истории госпиталя.
Она началась в мае 1942 года с создания на базе эвакогоспиталя № 2901 ВЦСПС и клинического отдела Института авиационной медицины авиационного госпиталя Московского фронта ПВО. Тем самым впервые в военно-медицинской практике было положено начало созданию централизованной лечебно-эвакуационной системы и врачебно-летной экспертизы (ВЛЭ).
В июле 1943 г. он переименован в Центральный авиационный госпиталь (ЦАГ); в январе 1946 г. - в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь; с 1982 г. в названии добавилось слово 'военный'; в августе 1999 г. - сменил статус 'научно-исследовательский' на 'клинический' и перешел в подчинение Главному военно-медицинскому управлению (ГВМУ) МО РФ.
Госпиталь всегда решал задачи по разработке и уточнению медицинских требований к состоянию здоровья летного состава, по максимальному сохранению авиаторов на летной работе. Уже в годы войны в нем утвердился принцип индивидуального подхода при вынесении экспертных решений, что позволило сохранить в строю значительное число боевых летчиков. Яркий пример - история Алексея Петровича Маресьева, который в результате боевой травмы и отморожения лишился ног. В 1943 г. экспертной комиссией госпиталя А.П. Маресьев был допущен к летной работе вначале на По-2, а затем - на истребителе, на котором совершил еще 86 боевых вылетов.
С наступлением эпохи реактивной авиации в госпитале интенсифицировалась работа по физиологической и клинической оценке новых факторов риска утраты здоровья и дисквалификации летного состава, разрабатывались специальные функциональные пробы в интересах ВЛЭ. Создан новый комплекс требований к состоянию здоровья летчиков. В 1946 г. начал работу научно-исследовательский отдел в составе восьми научных лабораторий, в том числе барокамерных испытаний, радиальных ускорений, исследования дыхания под избыточным давлением кислорода и клинико-психологической лаборатории.
С октября 1959-го госпиталь приступил к отбору и стационарному медицинскому обеспечению подготовки первого отряда космонавтов. Тогда же приказами ГК ВВС и начальника ЦВМУ была создана Главная медицинская комиссия для вынесения экспертных заключений по результатам стационарного обследования космонавтов. В сжатые сроки впервые в мире были созданы научно обоснованные методы отбора космонавтов, проведены обследования кандидатов в космонавты с использованием ранее не существовавших функциональных проб, разработаны новые психологические тесты, обоснованы методы и формы психофизиологической подготовки. В 1960 г. при госпитале, впервые в мировой медицинской практике, было организовано клинико-физиологическое отделение космонавтов. Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1981 г. на госпиталь был возложен отбор кандидатов в космонавты, их ежегодное освидетельствование, а также стационарное обследование перед освоением новых космических программ.
Как можно охарактеризовать современный уровень медицинского благополучия в авиационной среде?
Современные условия реформирования Вооруженных сил, в том числе и авиамедицинской лечебно-профилактической инфраструктуры, ВЛЭ породили специфические медико-экономические и социально-психологические проблемы. За последние 10-15 лет общество столкнулось с известными явлениями, которые не могли не отразиться и на авиации. В результате мы имеем:
- отсутствие необходимой летной практики более чем у 40 % летчиков;
- стойкую тенденцию к снижению летного долголетия (особенно тревожно, что у профессионалов высокого класса она не превышает 10 лет; средний возраст летного состава с диагнозом 'здоров' имеет отчетливую тенденцию к снижению и составляет менее 30 %; средний возраст летного состава, допущенного к летной работе, не превышает 35 лет);
- отсутствие конкурса в летные училища (1-1,5 человека на место), что свидетельствует о недостаточном престиже профессии летчика;
- снижение летной мотивации, негативизм и пессимизм летного состава в отношении своего будущего (более 80 % летчиков, дисквалифицированных по медицинским показаниям, не целенаправлены на продолжение летной работы; освидетельствование этих летчиков зачастую носит парамедицинский характер).
Развитие технологий и авиационной науки неуклонно ведет к усложнению конструкции и оснащенности летательных аппаратов. Модернизация техники выдвигает все новые требования к летному составу. И никакие усовершенствования не могут полностью исключить негативного проявления человеческого фактора.
По данным 7 ЦВКАГ, в последние 15 лет проявили себя следующие последствия воздействия вышеперечисленных неблагоприятных факторов:
1. Наличие парциальной недостаточности здоровья почти у 20 % курсантов летных училищ, включая язвенную болезнь, гепатит, понижение остроты зрения, остеохондроз, аномалии развития органов. А ведь речь идет о молодых людях 19-20 лет. Поэтому в настоящее время планируется существенное расширение объема обследования при первичном медицинском отборе кандидатов к поступлению в летные училища.
2. Рост на 20 % обращаемости за психоневрологической помощью в связи с невротическими расстройствами не только летчиков, но и членов их семей.
3. Увеличение за последние 5 лет количества обращений по поводу патологических личностных девиаций.
4. В 1,5 раза возросло количество случаев прибытия летчиков на стационарную ВЛЭ в стадии острого заболевания, в первую очередь это касается заболеваний ЖКТ, щитовидной железы и придаточных пазух носа.
Соблюдение основных принципов здорового образа жизни, физической культуры ушло в прошлое. Летчики перестали следить за своим здоровьем. Например, на протяжении последних лет отмечается устойчивый рост (10 %) числа летчиков с избыточной массой тела.
Мы столкнулись с необходимостью проведения превентивной реабилитации, восстановления функциональных резервов летного состава, прибывающего на медицинское освидетельствование. Однако в течение последних 5 лет на реабилитацию в наш госпиталь было направлено не более 40 человек в год, хотя мы имеем возможность принимать до 300 человек в год. А с учетом того, что процент охвата летного состава санаторно-курортным лечением не превышает 30% от числа нуждающихся, проблема медицинской реабилитации становится актуальной как никогда.
Врачам-экспертам все сложнее становится дифференцировать прогрессирование основного заболевания и снижение функциональных резервов. Все чаще приходится применять дорогостоящие лабораторные и инструментальные методы исследования. Неслучайно в настоящее время проводится работа по подготовке нового положения о медицинском освидетельствовании летного состава.
Какие задачи госпиталь решает сегодня?
По-прежнему, госпиталь является ведущим специализированным лечебно-экспертным учреждением Министерства обороны РФ. Диагностическая, лечебная, экспертная и реабилитационная работа проводится на базе 18 специализированных отделений и 6 центров: (врачебно-летной экспертизы, реабилитационном, урологическом, неврологическом, рентгенологическом, анестезиологии и реанимации). Приоритетной задачей госпиталя остается возвращение в строй военных летчиков. Врачами госпиталя накоплен богатый опыт по ранней диагностике заболеваний, в овладении щадящими, малоинвазивными, современными методами коррекции и лечения широкого спектра заболеваний.
Переход ВВС на новое поколение авиационных комплексов повышает степень нашей ответственности за отбор летчиков на госпитальном этапе, в разработке медицинских аспектов сопровождения медицинского освидетельствования и лечения летчиков.
Преумножается колоссальный опыт экспертной и консультативной работы в такой сложной области, как авиационная и космическая медицина. С использованием высокого научного потенциала активно ведется научная и педагогическая деятельность в ведущих вузах Москвы. На сегодняшний день в госпитале работают: 5 профессоров, 9 докторов и 41 кандидат наук, 9 заслуженных врачей РФ, 10 заслуженных работников здравоохранения. Высшую квалификационную категорию имеют 78 врачей и 153 специалиста среднего медперсонала.
Согласован с командованием ГВМУ МО РФ вопрос о размещении на базе госпиталя нескольких кафедр: кафедры военно-полевой и военно-морской терапии, кафедры факультетской хирургии Московского медико-стоматологического университета, кафедры пропедевтики внутренних болезней Государственной классической академии имени Маймонида, цикла урологии кафедры хирургии и цикла ВЛЭ кафедры медицинских экспертиз Государственного института усовершенствования врачей МО РФ. В настоящее время профессорско-преподавательский состав этих кафедр участвует в лечебно-диагностическом процессе, а студенты этих вузов проходят обучение с перспективой остаться на работе в госпитале.
Расскажите подробнее о функционировании Центра врачебно-летной экспертизы.
На современном этапе одним из актуальных направлений деятельности госпиталя является разработка различных направлений в диагностике и лечении профессионально обусловленных заболеваний летного состава. Так, в отделениях и лабораториях Центра врачебно-летной экспертизы (ЦВЛЭ) совершенствуются специальные методы обследования и лечения летного состава, разрабатываются медицинские стандарты врачебно-летной экспертизы, нормативы профессионально важных качеств летчика. Особое внимание уделяется исследованиям, в которых моделируются условия и факторы летного труда. Применение специальных методов исследования физиологических функций позволяет получать наиболее полное представление о состоянии организма, его резервных возможностях и профессиональной работоспособности летчика в условиях реального полета. В 2002 г. в госпитале разработан и внедрен в практику не имеющий аналогов аппаратно-программный комплекс обследования летного состава при проведении стендовых нагрузочных проб. В центре совместно с Институтом психологии РАН ведется активная работа по совершенствованию клинико-психологической экспертизы, разрабатываются новые методы психологического обследования, проводятся современные нейрофункциональные исследования. Совместно с ГНИИИ МО РФ активно проводится научно исследовательская работа по разработке и внедрению в практику методик повышения устойчивости организма к факторам летного труда. Эта деятельность ЦВЛЭ невозможна в отрыве от работы клинических центров и отделений госпиталя.
Что можно сказать о научно-методической работе госпиталя в названном направлении?
В настоящее время совместно специалистами ЦВЛК МО РФ и ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ' подготовлена новая редакция 'Руководства по авиационной медицине', в которой клинический раздел существенно расширен. Активно внедряется новейшая концепция клинической авиационной медицины, которая выступает в качестве научной и методологической основы практической деятельности авиационных врачей в системе ВЛЭ.
На наш взгляд, сегодня в условиях реформирования Вооруженных сил для всестороннего, научно обоснованного применения индивидуальной оценки в системе ВЛЭ крайне необходимо: организовать проведение опережающих научных исследований, касающихся прогноза состояния профессионального здоровья; изучить отдаленные последствия профессионально обусловленных заболеваний, причин смерти летного состава; разработать новые экспертные подходы к освидетельствованию лиц старше 40 лет, с учетом требований к профессиональной деятельности, в том числе и на летательных аппаратах 5-го поколения; принципиально модернизировать стенды, моделирующие основные факторы полета, с применением самых современных медицинских технологий; разработать новые методы оценки функций основных органов и систем организма; организовать обязательную аттестацию врачей лечебных учреждений ВВС по вопросам ВЛЭ.
Министром обороны дано задание ГНИИИ ВМ РФ совместно с ЦВЛК МО РФ и ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ' провести, начиная с 2008 года, широкомасштабное научное исследование, направленное на разработку концепции научного сопровождения ВЛЭ и восстановительного лечения. Одной из основных задач данного исследования является создание классификатора признаков профессионально обусловленных субклинических форм заболеваний и функциональных нарушений у летного состава и разработка критериев оценки этих нарушений в практике врачебно-летной экспертизы.
Кроме накопленного опыта и высокопрофессиональных кадров, успех работы в этом направлении определяется и уровнем лабораторной базы:
В первую очередь, это уникальная стендовая база, позволяющая моделировать воздействие физических факторов полета: гипоксия, декомпрессия, угловые ускорения, перегрузки и т. д. Все стенды оборудованы современным высокотехнологичным медицинским оборудованием. В этом году мы ввели в эксплуатацию современный аудиовестибулометрический комплекс, позволяющий выйти на принципиально новый уровень оценки функционирования вестибулярного анализатора у летного состава. В будущем для оценки мозговых функций у летного состава мы надеемся приобрести нейрофизиологическое оборудование экспертного класса.
Что Вы можете отнести к основным заслугам госпиталя в деле обеспечения безопасности полетов и летного долголетия?
Особое внимание уделяется проблеме продления летного долголетия, приобретающей в последнее время государственные масштабы. За последние пять лет нам удалось в несколько раз снизить количество случаев плохой переносимости стендовых исследований в процессе проведения медицинского освидетельствования летного состава. Благодаря разработке и применению щадящих неинвазивных методов лечения и реабилитации удалось снизить уровень дисквалификации летчиков по медицинским показаниям, который не превышает 5%. Около 200 летчиков были восстановлены на летной работе. Более 5 тысяч летчиков прошли курс восстановительного лечения и успешно продолжают летную работу в авиационных частях. Командованием и медицинской службой ВВС принято решение об обязательном прохождении курса восстановительного лечения в нашем госпитале летчиков после катапультирования, серьезных авиационных инцидентов, а также выполнения контртеррористических операций.
Госпиталь поддерживает тесные связи со Службой безопасности полетов авиации ВС РФ. Сотрудники госпиталя постоянно принимают участие в ее инспекциях авиационных частей и соединений, а также в расследовании причин авиационных происшествий и инцидентов.
С какими аналогичными медучреждениями госпиталь сотрудничает наиболее тесно? Насколько удовлетворительно, по-вашему, удается поддерживать сотрудничество с органами врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации?
В первую очередь, это ГНИИИ ВМ, с которым мы ведем более 10 совместных научно-исследовательских работ, три сотрудника госпиталя являются членами ученого совета данного института. Разработан и активно осуществляется совместный учебно-методический цикл занятий по проблемам авиационной медицины. С целью развития клинической базы госпиталь активно сотрудничает с такими учреждениями, как: ГИУВ МО РФ, ВМедА им. С.М. Кирова, МГМСУ, РУДН, ИП РАН, РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина и др.
Что касается нашего взаимодействия с органами врачебно-летной экспертизы гражданской авиации, то должен отметить, что оно должно быть более тесным. Специалисты нашего госпиталя часто оказывают консультативную помощь медицинским учреждениям гражданской авиации, в госпитале создано региональное отделение Ассоциации авиационной и космической медицины при Межгосударственном авиационном комитете, однако до сих пор мы не можем получить лицензию на проведение ВЛЭ по Федеральным авиационным правилам. К сожалению, в этом деле государственной важности наше взаимодействие с органами ВЛЭ гражданской авиации носит конкурентный характер. Нам видится, что медицинское обеспечение авиации, безопасности полетов должно быть в ведении федеральных органов и неслучайно в настоящее время активно разрабатывается федеральная целевая программа обеспечения безопасности полетов.
С чем Вы связываете перспективы развития госпиталя?
В госпитале разработана и одобрена начальником ГВМУ МО РФ Концепция и Комплексная Программа развития ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ' на 2005-2007 годы и на период до 2010 г., как головного медицинского учреждения МО РФ по вопросам экспертизы и реабилитации летного состава, суть которой в переориентации на совершенствование методов ранней и доклинической диагностики заболеваний авиаторов, предупреждение возникновения и развития профессионально обусловленных форм заболеваний, совершенствование методов восстановительного лечения, разработку единых технологий экспертизы профессионального здоровья летного состава. На уровне Минобороны принято решение о создании на базе 7 ЦВКАГ центра восстановительного лечения летного состава государственной авиации.
Ожидается положительное решение о стационарном медицинском освидетельствовании летного состава только в ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ'. В этой связи предлагается создать базу знаний и компьютерные технологии обмена информацией между лечебными и экспертными подразделениями госпиталя о состоянии здоровья летного состава.
Одним из приоритетных направлений развития материально-технической базы названа модернизация экспертных стендов, моделирующих основные факторы полета.
На 2007-2010 гг. запланировано внедрение новых медицинских технологий в лечебно-диагностический процесс, намечено оптимизировать организационно-штатную структуру в соответствии с реформированием медицинской службы ВС РФ, осуществить проектирование и строительство гостиничного комплекса, здания реабилитационного, спортивно-оздоровительного центров и др.
Концепцией развития определены приоритетные направления: совершенствование центров ВЛЭ, медицинской реабилитации, урологического центра; создания комфортных условий пребывания пациентов в госпитале. Особый акцент сделан на активном участии в разработке федеральных медицинских стандартов по ВЛЭ и на создании на базе госпиталя научно-методического центра системы профессиональной подготовки врачей в области экспертизы и реабилитации летного состава. Также будут разработаны предложения по медико-социальной защите летного состава, утратившего профессию.
И эти планы уже воплощаются в жизнь.