Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Зубков:
Обусловлено факторами летного труда


15.01.08 12:14 Павел Иванов, Журнал "Авиапанорама" №6, 2007


На прошедшем 29 октября заседании Межведомственной комиссии по безопасности полетов гражданской авиации под председательством министра транспорта И.Е. Левитина обсуждался вопрос 'Медицинские аспекты безопасности полетов'. Для военной авиации, при лучшей организации ее медицинской службы, эта тема не менее актуальна: сочетание усложнения социально-экономических, психологических условий жизни и демографических трудностей, снижения профессионализма авиаторов, а также снижения уровня эргономической защиты человека от отрицательных факторов полета повысило вероятность медицинского неблагополучия. Об этом и других вопросах в своем интервью журналу 'Авиапанорама' сообщает начальник ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ' (наиболее известен авиаторам под прежним названием - ЦНИАГ), кандидат медицинских наук Александр Зубков.

Александр Зубков
Начальник ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ' (наиболее известен авиаторам под прежним названием - ЦНИАГ), кандидат медицинских наук.

Александр Данилович, известно, что здесь дали вторую путевку в небо Алексею Маресьеву, в декабре 1944-го Шарль де Голль вручил ордена Почетного легиона врачам госпиталя, среди его пациентов наши первые космонавты: Расскажите, пожалуйста, об основных фактах истории госпиталя.
 
Она началась в мае 1942 года с создания на базе эвакогоспиталя № 2901 ВЦСПС и клинического отдела Института авиационной медицины авиационного госпиталя Московского фронта ПВО. Тем самым впервые в военно-медицинской практике было положено начало созданию централизованной лечебно-эвакуационной системы и врачебно-летной экспертизы (ВЛЭ).
В июле 1943 г. он переименован в Центральный авиационный госпиталь (ЦАГ); в январе 1946 г. - в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь; с 1982 г. в названии добавилось слово 'военный'; в августе 1999 г. - сменил статус 'научно-исследовательский' на 'клинический' и перешел в подчинение Главному военно-медицинскому управлению (ГВМУ) МО РФ.
Госпиталь всегда решал задачи по разработке и уточнению медицинских требований к состоянию здоровья летного состава, по максимальному сохранению авиаторов на летной работе. Уже в годы войны в нем утвердился принцип индивидуального подхода при вынесении экспертных решений, что позволило сохранить в строю значительное число боевых летчиков. Яркий пример - история Алексея Петровича Маресьева, который в результате боевой травмы и отморожения лишился ног. В 1943 г. экспертной комиссией госпиталя А.П. Маресьев был допущен к летной работе вначале на По-2, а затем - на истребителе, на котором совершил еще 86 боевых вылетов.
С наступлением эпохи реактивной авиации в госпитале интенсифицировалась работа по физиологической и клинической оценке новых факторов риска утраты здоровья и дисквалификации летного состава, разрабатывались специальные функциональные пробы в интересах ВЛЭ. Создан новый комплекс требований к состоянию здоровья летчиков. В 1946 г. начал работу научно-исследовательский отдел в составе восьми научных лабораторий, в том числе барокамерных испытаний, радиальных ускорений, исследования дыхания под избыточным давлением кислорода и клинико-психологической лаборатории.
С октября 1959-го госпиталь приступил к отбору и стационарному медицинскому обеспечению подготовки первого отряда космонавтов. Тогда же приказами ГК ВВС и начальника ЦВМУ была создана Главная медицинская комиссия для вынесения экспертных заключений по результатам стационарного обследования космонавтов. В сжатые сроки впервые в мире были созданы научно обоснованные методы отбора космонавтов, проведены обследования кандидатов в космонавты с использованием ранее не существовавших функциональных проб, разработаны новые психологические тесты, обоснованы методы и формы психофизиологической подготовки. В 1960 г. при госпитале, впервые в мировой медицинской практике, было организовано клинико-физиологическое отделение космонавтов. Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1981 г. на госпиталь был возложен отбор кандидатов в космонавты, их ежегодное освидетельствование, а также стационарное обследование перед освоением новых космических программ.
 
Как можно охарактеризовать современный уровень медицинского благополучия в авиационной среде?
 
Современные условия реформирования Вооруженных сил, в том числе и авиамедицинской лечебно-профилактической инфраструктуры, ВЛЭ породили специфические медико-экономические и социально-психологические проблемы. За последние 10-15 лет общество столкнулось с известными явлениями, которые не могли не отразиться и на авиации. В результате мы имеем:
- отсутствие необходимой летной практики более чем у 40 % летчиков;
- стойкую тенденцию к снижению летного долголетия (особенно тревожно, что у профессионалов высокого класса она не превышает 10 лет; средний возраст летного состава с диагнозом 'здоров' имеет отчетливую тенденцию к снижению и составляет менее 30 %; средний возраст летного состава, допущенного к летной работе, не превышает 35 лет);
- отсутствие конкурса в летные училища (1-1,5 человека на место), что свидетельствует о недостаточном престиже профессии летчика;
- снижение летной мотивации, негативизм и пессимизм летного состава в отношении своего будущего (более 80 % летчиков, дисквалифицированных по медицинским показаниям, не целенаправлены на продолжение летной работы; освидетельствование этих летчиков зачастую носит парамедицинский характер).
Развитие технологий и авиационной науки неуклонно ведет к усложнению конструкции и оснащенности летательных аппаратов. Модернизация техники выдвигает все новые требования к летному составу. И никакие усовершенствования не могут полностью исключить негативного проявления человеческого фактора.
По данным 7 ЦВКАГ, в последние 15 лет проявили себя следующие последствия воздействия вышеперечисленных неблагоприятных факторов:
1. Наличие парциальной недостаточности здоровья почти у 20 % курсантов летных училищ, включая язвенную болезнь, гепатит, понижение остроты зрения, остеохондроз, аномалии развития органов. А ведь речь идет о молодых людях 19-20 лет. Поэтому в настоящее время планируется существенное расширение объема обследования при первичном медицинском отборе кандидатов к поступлению в летные училища.
2. Рост на 20 % обращаемости за психоневрологической помощью в связи с невротическими расстройствами не только летчиков, но и членов их семей.
3. Увеличение за последние 5 лет количества обращений по поводу патологических личностных девиаций.
4. В 1,5 раза возросло количество случаев прибытия летчиков на стационарную ВЛЭ в стадии острого заболевания, в первую очередь это касается заболеваний ЖКТ, щитовидной железы и придаточных пазух носа.
Соблюдение основных принципов здорового образа жизни, физической культуры ушло в прошлое. Летчики перестали следить за своим здоровьем. Например, на протяжении последних лет отмечается устойчивый рост (10 %) числа летчиков с избыточной массой тела.
Мы столкнулись с необходимостью проведения превентивной реабилитации, восстановления функциональных резервов летного состава, прибывающего на медицинское освидетельствование. Однако в течение последних 5 лет на реабилитацию в наш госпиталь было направлено не более 40 человек в год, хотя мы имеем возможность принимать до 300 человек в год. А с учетом того, что процент охвата летного состава санаторно-курортным лечением не превышает 30% от числа нуждающихся, проблема медицинской реабилитации становится актуальной как никогда.
Врачам-экспертам все сложнее становится дифференцировать прогрессирование основного заболевания и снижение функциональных резервов. Все чаще приходится применять дорогостоящие лабораторные и инструментальные методы исследования. Неслучайно в настоящее время проводится работа по подготовке нового положения о медицинском освидетельствовании летного состава.
 
Какие задачи госпиталь решает сегодня?
 
По-прежнему, госпиталь является ведущим специализированным лечебно-экспертным учреждением Министерства обороны РФ. Диагностическая, лечебная, экспертная и реабилитационная работа проводится на базе 18 специализированных отделений и 6 центров: (врачебно-летной экспертизы, реабилитационном, урологическом, неврологическом, рентгенологическом, анестезиологии и реанимации). Приоритетной задачей госпиталя остается возвращение в строй военных летчиков. Врачами госпиталя накоплен богатый опыт по ранней диагностике заболеваний, в овладении щадящими, малоинвазивными, современными методами коррекции и лечения широкого спектра заболеваний.
Переход ВВС на новое поколение авиационных комплексов повышает степень нашей ответственности за отбор летчиков на госпитальном этапе, в разработке медицинских аспектов сопровождения медицинского освидетельствования и лечения летчиков.
Преумножается колоссальный опыт экспертной и консультативной работы в такой сложной области, как авиационная и космическая медицина. С использованием высокого научного потенциала активно ведется научная и педагогическая деятельность в ведущих вузах Москвы. На сегодняшний день в госпитале работают: 5 профессоров, 9 докторов и 41 кандидат наук, 9 заслуженных врачей РФ, 10 заслуженных работников здравоохранения. Высшую квалификационную категорию имеют 78 врачей и 153 специалиста среднего медперсонала.
Согласован с командованием ГВМУ МО РФ вопрос о размещении на базе госпиталя нескольких кафедр: кафедры военно-полевой и военно-морской терапии, кафедры факультетской хирургии Московского медико-стоматологического университета, кафедры пропедевтики внутренних болезней Государственной классической академии имени Маймонида, цикла урологии кафедры хирургии и цикла ВЛЭ кафедры медицинских экспертиз Государственного института усовершенствования врачей МО РФ. В настоящее время профессорско-преподавательский состав этих кафедр участвует в лечебно-диагностическом процессе, а студенты этих вузов проходят обучение с перспективой остаться на работе в госпитале.
 
Расскажите подробнее о функционировании Центра врачебно-летной экспертизы.
 
На современном этапе одним из актуальных направлений деятельности госпиталя является разработка различных направлений в диагностике и лечении профессионально обусловленных заболеваний летного состава. Так, в отделениях и лабораториях Центра врачебно-летной экспертизы (ЦВЛЭ) совершенствуются специальные методы обследования и лечения летного состава, разрабатываются медицинские стандарты врачебно-летной экспертизы, нормативы профессионально важных качеств летчика. Особое внимание уделяется исследованиям, в которых моделируются условия и факторы летного труда. Применение специальных методов исследования физиологических функций позволяет получать наиболее полное представление о состоянии организма, его резервных возможностях и профессиональной работоспособности летчика в условиях реального полета. В 2002 г. в госпитале разработан и внедрен в практику не имеющий аналогов аппаратно-программный комплекс обследования летного состава при проведении стендовых нагрузочных проб. В центре совместно с Институтом психологии РАН ведется активная работа по совершенствованию клинико-психологической экспертизы, разрабатываются новые методы психологического обследования, проводятся современные нейрофункциональные исследования. Совместно с ГНИИИ МО РФ активно проводится научно исследовательская работа по разработке и внедрению в практику методик повышения устойчивости организма к факторам летного труда. Эта деятельность ЦВЛЭ невозможна в отрыве от работы клинических центров и отделений госпиталя.
 
Что можно сказать о научно-методической работе госпиталя в названном направлении?
 
В настоящее время совместно специалистами ЦВЛК МО РФ и ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ' подготовлена новая редакция 'Руководства по авиационной медицине', в которой клинический раздел существенно расширен. Активно внедряется новейшая концепция клинической авиационной медицины, которая выступает в качестве научной и методологической основы практической деятельности авиационных врачей в системе ВЛЭ.
На наш взгляд, сегодня в условиях реформирования Вооруженных сил для всестороннего, научно обоснованного применения индивидуальной оценки в системе ВЛЭ крайне необходимо: организовать проведение опережающих научных исследований, касающихся прогноза состояния профессионального здоровья; изучить отдаленные последствия профессионально обусловленных заболеваний, причин смерти летного состава; разработать новые экспертные подходы к освидетельствованию лиц старше 40 лет, с учетом требований к профессиональной деятельности, в том числе и на летательных аппаратах 5-го поколения; принципиально модернизировать стенды, моделирующие основные факторы полета, с применением самых современных медицинских технологий; разработать новые методы оценки функций основных органов и систем организма; организовать обязательную аттестацию врачей лечебных учреждений ВВС по вопросам ВЛЭ.
Министром обороны дано задание ГНИИИ ВМ РФ совместно с ЦВЛК МО РФ и ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ' провести, начиная с 2008 года, широкомасштабное научное исследование, направленное на разработку концепции научного сопровождения ВЛЭ и восстановительного лечения. Одной из основных задач данного исследования является создание классификатора признаков профессионально обусловленных субклинических форм заболеваний и функциональных нарушений у летного состава и разработка критериев оценки этих нарушений в практике врачебно-летной экспертизы.
 
Кроме накопленного опыта и высокопрофессиональных кадров, успех работы в этом направлении определяется и уровнем лабораторной базы:
 
В первую очередь, это уникальная стендовая база, позволяющая моделировать воздействие физических факторов полета: гипоксия, декомпрессия, угловые ускорения, перегрузки и т. д. Все стенды оборудованы современным высокотехнологичным медицинским оборудованием. В этом году мы ввели в эксплуатацию современный аудиовестибулометрический комплекс, позволяющий выйти на принципиально новый уровень оценки функционирования вестибулярного анализатора у летного состава. В будущем для оценки мозговых функций у летного состава мы надеемся приобрести нейрофизиологическое оборудование экспертного класса.
 
Что Вы можете отнести к основным заслугам госпиталя в деле обеспечения безопасности полетов и летного долголетия?
 
Особое внимание уделяется проблеме продления летного долголетия, приобретающей в последнее время государственные масштабы. За последние пять лет нам удалось в несколько раз снизить количество случаев плохой переносимости стендовых исследований в процессе проведения медицинского освидетельствования летного состава. Благодаря разработке и применению щадящих неинвазивных методов лечения и реабилитации удалось снизить уровень дисквалификации летчиков по медицинским показаниям, который не превышает 5%. Около 200 летчиков были восстановлены на летной работе. Более 5 тысяч летчиков прошли курс восстановительного лечения и успешно продолжают летную работу в авиационных частях. Командованием и медицинской службой ВВС принято решение об обязательном прохождении курса восстановительного лечения в нашем госпитале летчиков после катапультирования, серьезных авиационных инцидентов, а также выполнения контртеррористических операций.
Госпиталь поддерживает тесные связи со Службой безопасности полетов авиации ВС РФ. Сотрудники госпиталя постоянно принимают участие в ее инспекциях авиационных частей и соединений, а также в расследовании причин авиационных происшествий и инцидентов.
 
С какими аналогичными медучреждениями госпиталь сотрудничает наиболее тесно? Насколько удовлетворительно, по-вашему, удается поддерживать сотрудничество с органами врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации?
 
В первую очередь, это ГНИИИ ВМ, с которым мы ведем более 10 совместных научно-исследовательских работ, три сотрудника госпиталя являются членами ученого совета данного института. Разработан и активно осуществляется совместный учебно-методический цикл занятий по проблемам авиационной медицины. С целью развития клинической базы госпиталь активно сотрудничает с такими учреждениями, как: ГИУВ МО РФ, ВМедА им. С.М. Кирова, МГМСУ, РУДН, ИП РАН, РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина и др.
Что касается нашего взаимодействия с органами врачебно-летной экспертизы гражданской авиации, то должен отметить, что оно должно быть более тесным. Специалисты нашего госпиталя часто оказывают консультативную помощь медицинским учреждениям гражданской авиации, в госпитале создано региональное отделение Ассоциации авиационной и космической медицины при Межгосударственном авиационном комитете, однако до сих пор мы не можем получить лицензию на проведение ВЛЭ по Федеральным авиационным правилам. К сожалению, в этом деле государственной важности наше взаимодействие с органами ВЛЭ гражданской авиации носит конкурентный характер. Нам видится, что медицинское обеспечение авиации, безопасности полетов должно быть в ведении федеральных органов и неслучайно в настоящее время активно разрабатывается федеральная целевая программа обеспечения безопасности полетов.
 
С чем Вы связываете перспективы развития госпиталя?
 
В госпитале разработана и одобрена начальником ГВМУ МО РФ Концепция и Комплексная Программа развития ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ' на 2005-2007 годы и на период до 2010 г., как головного медицинского учреждения МО РФ по вопросам экспертизы и реабилитации летного состава, суть которой в переориентации на совершенствование методов ранней и доклинической диагностики заболеваний авиаторов, предупреждение возникновения и развития профессионально обусловленных форм заболеваний, совершенствование методов восстановительного лечения, разработку единых технологий экспертизы профессионального здоровья летного состава. На уровне Минобороны принято решение о создании на базе 7 ЦВКАГ центра восстановительного лечения летного состава государственной авиации.
Ожидается положительное решение о стационарном медицинском освидетельствовании летного состава только в ФГУ '7 ЦВКАГ МО РФ'. В этой связи предлагается создать базу знаний и компьютерные технологии обмена информацией между лечебными и экспертными подразделениями госпиталя о состоянии здоровья летного состава.
Одним из приоритетных направлений развития материально-технической базы названа модернизация экспертных стендов, моделирующих основные факторы полета.
На 2007-2010 гг. запланировано внедрение новых медицинских технологий в лечебно-диагностический процесс, намечено оптимизировать организационно-штатную структуру в соответствии с реформированием медицинской службы ВС РФ, осуществить проектирование и строительство гостиничного комплекса, здания реабилитационного, спортивно-оздоровительного центров и др.
Концепцией развития определены приоритетные направления: совершенствование центров ВЛЭ, медицинской реабилитации, урологического центра; создания комфортных условий пребывания пациентов в госпитале. Особый акцент сделан на активном участии в разработке федеральных медицинских стандартов по ВЛЭ и на создании на базе госпиталя научно-методического центра системы профессиональной подготовки врачей в области экспертизы и реабилитации летного состава. Также будут разработаны предложения по медико-социальной защите летного состава, утратившего профессию.
И эти планы уже воплощаются в жизнь.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1osL
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/samosval/, рекомендуем!
https://youdo.com/auto/tinted/tag/kruglosutochno/ - подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer